Путешествие по южным материкам. 7-й класс

Разделы: География

Класс: 7


Цель: Вооружить учащихся системой знаний об южных материках.

Задачи:

  • Образовательные: систематизировать знания о рельефе, природных зонах, водных ресурсах, многообразии растительного и животного мира Африки, Австралии, Южной Америки, Антарктиды.
  • Развивающие: устанавливать связи между объектами, составлять целостный образ объекта из отдельных его признаков, задавать вопросы и отвечать на них, выявлять общие черты и отличия, слушать и слышать друг друга, планировать свою деятельность, находить и формулировать пути решения проблемы, оценивать собственный уровень продвижения по учебному материалу; развить навыки самостоятельной работы с источниками географической информации и с информационными технологиями.
  • Воспитательные: сформировать творческий подход к решению познавательных и практических задач, чёткость и организованность в труде, работать в команде, проявлять коллективизм и взаимопомощь, ответственность, бережное отношение к имуществу школы и учебным пособиям.
Название этапа урока Задача этапа урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности ученика
I. Организационный Нацелить на работу. Приветствует учащихся, определяет отсутствующих, проверяет готовность учащихся к уроку, организует внимание. Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.
II. Подготовка к обобщению информации. Создать внешнюю мотивацию изучению темы урока. Создает проблемную ситуацию, читая письмо с ошибками. (Здравствуй, Дедушка Мороз. Меня зовут Никита. Мне 8 лет. Я люблю путешествовать. Пожалуйста, сделай так, чтобы я побывал на самом жарком материке. В Австралии я хочу встретиться в вечнозеленых лесах с берберами, забраться на гору Джексон и с нее увидеть кенгуру, реку Амазонку, озеро Эйр).

Обращает внимание на то, что тема урока будет сформулирована позже.

Предлагает сформулировать проблему и разработать алгоритм выхода из нее в ходе фронтальной беседы:

- можно ли выполнить просьбу мальчика и на одном материке посмотреть все достопримечательности,

- что необходимо повторить, чтобы узнать есть ли ошибки в письме (внутренние воды, основные формы рельефа, климатические зоны, природные зоны, население, географическое положение),

- объясняет правило заполнения таблицы: ячейки в шести столбиках (Признак, Отличительные особенности Африки, Австралии, Южной Америки, Антарктиды, Общие черты) после выполнения этапа работы, столбик Рефлексия - в конце урока

Слушают текст письма.

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулируют проблему, разрабатывают алгоритм выхода из затруднения, чертят таблицу.

1. Актуализация знаний и рефлексия затруднений (подготовка учащихся к работе). Актуализировать имеющийся у них опыт и знания.
2. Формирование проблемного вопроса и выхода из затруднения. Сформировать

умение определять проблему и пути выхода из нее.

III. Включение в систему знаний и повторений. Раскрыть учащимся многообразие видов вопросов и способов формулирования. Внутренние воды.

Нацеливает на работу в паре:

- задает вопрос: что относится к внутренним водам,

- объясняет задание: учащиеся на первом ряду открывают учебник на срт.120 “Внутренние воды Африки”, на втором ряду открывают учебник на стр.150 “Внутренние воды Австралии”, на третьем ряду открывают учебник на стр.172 “Внутренние воды Южной Америки”. Каждый придумывает вопрос из данного параграфа, записывает его в тетрадь и задает его соседу по парте. Потом меняются ролями.

Работают в парах:

- придумывают вопрос, записывают его в тетрадь, задают вопрос, отвечают на заданный с устной фронтальной проверкой.

Проводит фронтальную работу:

- предлагает найти ошибки в письме (река Амазонка находится в ЮА),

- исправляет ошибки в письме,

- спрашивает: что общего в размещении внутренних вод (значительная часть материков не имеет стока в океан и относится к территориям внутреннего стока) и в чем различия (в ЮА густая речная система, в Австралии - рек и озер мало, в Антарктиде - рек нет, а озера являются исключением),

- предлагает выводы записать в тетрадь,

- напоминает, что внутренние воды материков (реки, озера, подземные воды, ледники) зависят от климата и рельефа.

Находят и называют ошибки в письме.

Определяют общие черты и отличия внутренних вод, записывают выводы в таблицу.

Включить учащихся в активную мыслительную деятельность. Нацеливает на индивидуальную работу:

- задает вопрос: какие существуют основные формы рельефа,

- объясняет работу: необходимо открыть атлас стр.2, 50 и найти: горы Атлас, Анды, Большой Водораздельный хребет, Джексон; низменности Лаплатскую, Амазонскую, Центральную;

- показать их на карте.

Проводит фронтальную работу:

- предлагает найти ошибки в письме (гора Джексон находится в Антарктиде),

- исправляет ошибки в письме,

- спрашивает: что общего в рельефе материков (имеют обширные равнины расположенные на платформах) и в чем различия (В Африке преобладают нагорья, в ЮА - низменные равнины, в Австралии нет вулканов),

- предлагает выводы записать в тетрадь.

Коллективно работают с атласами с последующей фронтальной проверкой у доски.

 

 

 

 

 

Находят и называют ошибки в письме.

Определяют общие черты основных форм рельефа и их отличия, записывают выводы в таблицу.

Активизировать полученные ранее знания. Показывает слайд №1 Найди соответствие.

Организует работу в паре:

- объясняет задание: учащиеся на третьем ряду открывают учебник на срт.117 “Климат Африки”, на первом ряду открывают учебник на стр.150 “Климат Австралии”, на втором ряду открывают учебник на стр.170 “Климат Южной Америки”. Ученики в паре вместе находит в тексте учебника характеристику климата. Один - зачитывает характеристику, другой - осуществляют проверку на интерактивной доске (найти соответствие материка и утверждение: Климатические пояса, кроме экваториального, повторяются на территории материка дважды; Большая часть материка находится в тропическом поясе; Все климатические пояса, кроме субэкваториального, сменяют друг друга только при движении к югу от экватора; Вся территория материка находится в антарктическом поясе.).

Работают в паре:

- распределяют роли,

- определяют, зачитывают характеристику климата материка с индивидуальной проверкой на интерактивной доске.

Проводит фронтальную работу:

- предлагает найти ошибки в письме (самый жаркий материк Африка),

- исправляет ошибки в письме,

- обращает внимание на то, что климат на материках разный (Африка самый жаркий материк, Австралия - сухой, ЮА - влажный, Антарктида - холодный), но есть общие черты (большинство материков расположены в субэкваториальном и тропическом поясах, поэтому там преобладают высокие температуры в течение всего года),

- предлагает записать выводы в тетрадь.

Организует индивидуальную работу:

- показывает слайд №2. Характеристика климатических поясов,

- предлагает соотнести климат с его характеристикой,

- напоминает, что именно климат определяет характер почвенного покрова, размещение природных зон с различной флорой и фауной.

Находят и называют ошибки в письме, определяют общие черты и отличия климатических зон, записывают выводы в таблицу с устной фронтальной проверкой.

 

 

 

 

 

Индивидуально работают на интерактивной доске с устной фронтальной проверкой.

Показывает слайды №3. Что такое? Кто такой? Организует работу в группе:

- объясняет задание (необходимо назвать и распределить по материкам: первой группе природные зоны - саванны, пустыня, вечнозеленые леса, арктическая пустыня; второй группе растения - вельвичия, баньян, сейба, мох; третьей группе животных - окапи, кенгуру, тапир, пингвины; четвертой группе - птиц марабу, черный лебедь, колибри, альбатрос; пятой группе коренных жителей - пигмеи, берберы, индейцы.

Работа в группах:

- распределяют роли;

- называют и распределяют картинки с индивидуальной проверкой на интерактивной доске.

Вовлечь в предметную работу учеников с любыми уровнями подготовки. Проводит фронтальную работу:

- предлагает найти ошибки в письме (вечнозеленые леса в ЮА),

- исправляет ошибки в письме,

- спрашивает, есть ли общее в расположении природных зон (на трех материках есть зона саванн, пустынь и полупустынь), есть ли отличия (от вечного лета до вечной зимы, Антарктида – единственный материк Земли, который располагается вблизи Южного полюса, что обусловливает исключительную суровость его природы, в Австралии живут сумчатые животные),

- предлагает записать выводы в тетрадь.

Находят и называют ошибки в письме, определяют общие черты и отличия природных зон, записывают выводы в таблицу с проверкой на интерактивной доске.
Сформировать умение на слух определять объект по заданному признаку. Предлагает:

- прослушать индивидуальное сообщение о географическом положении материков (обучающийся рассказывает ФГП, класс отвечает, что это за материк),

- выделить общие черты (3 материка располагаются вблизи экватора) и особенности (Антарктида на южном полюсе),

- записать выводы в тетрадь.

Зачитывают сообщения и задают вопросы, выполняя индивидуальное задание

Слушают сообщения, выделяют общие черты географического положения материков и особенности, записывают выводы в таблицу.

IV. Отложенная постановка учебной задачи. Сформировать умение сравнивать, устанавливать связи между объектами, выделять главную мысль. Нацеливает на формулирование темы урока, задавая вопросы:

- все ли ошибки мы исправили,

- правильно ли мы составили план действий,

- как мы действовали, что повторили,

- можно ли выполнить просьбу мальчика и совершить путешествие на один материк,

- почему нет,

- можно ли одним словом назвать эти материки;

- как можно назвать наш урок.

Определяя полноту исправления ошибок, проверяют правильность выбранного пути выхода из проблемной ситуации, формулируют тему и цель урока.
V. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Развивать критическое мышление. Проводит индивидуальную работу:

- показывает слайд №4. Критерии оценивания,

- объясняет принцип выполнения и проверки теста,

- предлагает тому, кто справился за дополнительный балл раскрыть значение слов написанных на доске (крики, оазис, пампа, сельва, вади).

Осуществляют самопроверку с пошаговым контролем по образцу:

- решают тест,

- диагностируют результат,

- выставляют оценки.

- записывают значение слов.

VI. Рефлексия деятельности Сформировать умение определять уровень собственных знаний. Объясняет заполнение столбика Рефлексия в таблице: напротив каждого признака поставьте знак (“V” - уже знал, “+” - новое, “-” - думал иначе, “?” - не понял).

Показывает слайд №5 Рефлексия и объясняет правило работы на интерактивной доске: напротив характеристики урока (трудный, лёгкий, интересный, не интересный, полезный, ненужный) необходимо поставить знак “+”.

Заполняют таблицу, дают оценку уроку и своей деятельности.
VII. Домашнее задание Пробудить любознательность. Формулирует индивидуальное домашнее задание, проводит инструктаж по его выполнению, проверяет, как учащиеся поняли содержание и способы его выполнения. Выбирают способ выполнения индивидуального задания с учетом индивидуальных особенностей.

План урока в логике системно-деятельностного подхода

Путешествие по южным материкам.

Этап урока
(в зависимости от типа урока)
Время реализации этапа Краткое содержание этапа
I. Организационный 1 Учитель и обучающиеся приветствуют друг друга.
II. Подготовка к обобщению информации. 5 1. Учитель создает проблемную ситуацию (на доске написан текст письма с ошибками). Ученики формулируют проблемный вопрос: можно ли на одном материке посмотреть все достопримечательности.

2. Учитель просит определить способы разрешения проблемы. Ученики планируют задачу, алгоритм работы, способы выхода из затруднения.

1. Актуализация знаний и рефлексия затруднений (подготовка учащихся к работе).
2. Формирование проблемного вопроса и выхода из затруднения.
III. Включение в систему знаний и повторений 20 1. Учитель организует работу в паре по материалу внутренние воды материков. Ученики работают в паре, выполняют задание учителя с устной фронтальной проверкой.

2. Учитель объясняет выполнение коллективной работы по материалу основные формы рельефа материков. Ученики выполняют задание с фронтальной проверкой у доски.

3. Учитель организует работу в паре по материалу климат материков. Ученики работают в паре, выполняют задание с индивидуальной проверкой на интерактивной доске.

4. Учитель организует групповую работу по материалу природные зоны материков. Ученики осуществляют работу в группе, выполняют задание учителя с устной фронтальной проверкой.

5. Учитель объясняет выполнение индивидуальной работы по материалу географическое положение материка. Ученики индивидуально выполняют задание на интерактивной доске с устной фронтальной проверкой.

IV. Отложенная постановка учебной задачи. 3 Учитель просит определить: правильность составления плана выхода из проблемной ситуации, полноту выполнения поставленных задач, тему и цель урока.

Ученики определяют правильность выбранного пути выхода из проблемной ситуации, выполнения поставленной задачи, формулируют тему и цель урока.

V. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 10 Учитель объясняет выполнение теста. Ученики осуществляют самопроверку с пошаговым контролем по образцу.
VI. Рефлексия деятельности 3 Учитель объясняет способы фиксации усвоения материала на уроке. Ученики фиксируют степень освоенности материала и дают оценку уроку.
VII. Домашнее задание 3 Учитель объясняет выполнение индивидуального задания. Ученики выбирают способ выполнения работы с учетом индивидуальных особенностей.

Итоговый тест “Южные материки”

1 вариант

1. Мыс Эль-Абьяд, мыс Игольный, мыс Альмади, мыс Рас-Хафун - это крайние точки:

а) Австралии;

б) Антарктиды;

в) Африки;

г) Южной Америки.

2. Ее считают прародиной человека:

а) Австралия;

б) Антарктида;

в) Африка;

г) Южная Америка.

3. Максимальная высота Южной Америки:

а) вулкан Килиманджаро;

б) гора Аконкагуа;

в) гора Косцюшко;

г) массив Винсон.

4. Минимальная высота Австралии:

а) озеро Ассаль;

б) полуостров Вальдес;

в) озеро Эйр;

г) уровень моря.

5. Вулканы отсутствуют:

а) в Африке;

б) в Южной Америке;

в) в Австралии;

г) в Антарктиде.

Итоговый тест “Южные материки”

2 вариант

1. Африку с Евразией соединяет:

а) Гибралтарский пролив;

б) Суэцкий перешеек;

в) Средиземное море;

г) Панамский канал.

2. Кто исследовал реку Замбези, открыл на ней водопад Виктория:

а) Н.И. Вавилов;

б) Васко да Гама;

в) Д.Ливингстон;

г) португальцы.

3. Уникальное животное - жираф и удивительное растение-баобаб можно встретить:

а) в полупустынях и пустынях;

б) в саваннах;

в) во влажных экваториальных лесах;

г) в лесостепях.

4. Здесь живут самые высокие люди (карамоджонги) и самые низкорослые (пигмеи):

а) Австралия;

б) Африка;

в) Южная Америка;

г) Антарктида.

5. Вдоль северо-восточной части материка тянется Большой Барьерный риф:

а) Африка;

б) Австралия;

в) Южная Америка;

г) Антарктида.