Цель: автоматизировать звук С в открытых и закрытых слогах
Задачи:
коррекционно-развивающие:
• корригировать произношение;
• корригировать и развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложением;
• корригировать и развивать слуховое восприятие;
• корригировать речевое дыхание;
• корригировать и развивать мелкую моторику кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности);
• развивать общую моторику, умение согласовывать речь с движением;
• развивать внимание, память, логическое мышление;
• корригировать и развивать личностные качества, эмоционально-волевую сферу (навык самоконтроля, усидчивости).
образовательные:
• уточнить и расширить словарь по теме “Домашние животные”;
• познакомить с буквой С, соотнести звук С с буквой;
• формировать начальные навыки чтения.
воспитательные:
• воспитывать интерес к занятиям;
• воспитывать самостоятельность;
• воспитывать нравственные качества (бережное отношение к пособиям, трудолюбие).
здоровьесберегающие:
• планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости ребенка;
• соблюдать правильную посадку ребенка;
• способствовать созданию благоприятного психологического климата;
• соблюдать режим охраны зрения;
• чередовать статические и динамические задания.
Оборудование: пособие для развития правильного выдоха “Осы”, бумажные яйца, кочаны капусты, горшочки со сметаной, бусины, ноты, собака, курица, коза, котенок, соловей, мальчик, девочка; предметные картинки для артикуляционной гимнастики; компьютерная презентация “Сон собаки Сони”.
Ход занятия
I. Сообщение темы занятия.
– Сегодня мы с тобой отправимся в сказку. А называется она “Сон собаки Сони”.
“Спала в своей будке собака Соня и приснилась ей косточка. Проснулась Соня и отправилась искать кость.” (Слайд 2)
II. Дыхательная гимнастика.
Д\и “Осы”
“А на улице осы летают “Оссссссссс, оссссс”. ССССССтрашно” ( Слайд 3).
III. Проговаривание слогов со звуком С.
“Встретила собачка на своем пути Курочку. Курочка хотела угостить Соню яичком. Понюхала собачка угощение и пошла дальше” (Слайд 4). Повторение слогов: СА, СО, СУ, СЫ.
“Смотрит Соня, а навстречу ей Козочка идет. Хотела Козочка угостить Соню капустой. Понюхала собачка капусту, сказала “Спасибо!” и пошла дальше” (Слайд 5). Повторение слогов: АС, ОС, УС, ЫС.
IV. Пальчиковая гимнастика.
- Из капусты Козочка хотела сделать салат. Давай ей поможем!
Мы капусту рубим, рубим! | Ребенок изображает рубящие движения топор, двигая прямыми ладошками вверх и вниз. |
Мы морковку трем, трем! | Правую ручку сжимаем в кулачок и двигаем её вверх-вниз вдоль прямой ладошки левой руки, изображая терку. |
Мы капусту солим, солим! | Собираем пальчики в щепотку и делаем вид, что солим капусту. |
Мы капусту жмем, жмем! | Энергично сжимаем и разжимаем кулачки. |
V. Чтение слогов со звуком С.
“А тут Котенок. Он хотел угостить Соню сметанкой. Понюхала собачка сметанку и пошла дальше” (Слайд 6). Чтение слогов, написанных на горшочках со сметаной: ИС, ЮС, ЯС, ЁС, ЕС.
“Слышит Соня, кто- то плачет. Посмотрела, а это девочка Света бусы рассыпала. Помогла собачка Свете бусы собрать и пошла дальше” (Слайд 7). Чтение слогов, написанных на бусинах: СА, СУ, АС. ОС, УС.
VI. Зрительная гимнастика.
Д\и “Божья коровка”. Логопед просит ребенка проследить взглядом за указкой – “Собачка следит за жучком”.
VII. Проговаривание слогов со звуком С.
“ Видит Соня, а на ветке Соловей сидит и песенку поет, да так красиво! Стала Соня вместе с Соловьем петь. Спела собачка песенки и стало ей весело” (Слайд 8-11). Повторение слогов: СА-СА-СА; СО-СО-СО; СУ-СУ-СУ; СЫ-СЫ-СЫ.
“Вернулась она домой, а там ждет её Костя. Он принес Соне вкусную косточку, прямо как во сне!”
VIII. Развитие слухового внимания, фонематического восприятия.
Д/и “Поймай звук”. Педагог просит ребенка хлопнуть в ладоши, когда услышит слова, в названии которых есть звук С: капуста, сон, собака, сметана, дом, соловей, бусы, песенка, Света, Костя, будка, косточка.
IX. Итог занятия. Оценка деятельности ребенка.
Педагог предлагает ребенку вспомнить, путешествие собачки, героев, которых она встретила, слова в которых встречался звук С. Затем оценивает работу ребенка и дарит солнышко.