Урок русского языка по теме "Первое знакомство с причастием". 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


  Этапы работы Содержание этапа
1. Организационный момент.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.

Задачи:

  • создать положительный эмоциональный настрой;
  • помочь принять правильную рабочую позу.

Методы и приемы: словесный, создание проблемной ситуации.

Используемые технологии: проблемное обучение, компетентностно-ориентированное обучение.

1. Организационный момент

- Здравствуйте ребята, садитесь! Проверим готовность к уроку (ручка, карандаш).

Откроем тетради, запишем сегодняшнее число. И начнем урок! Пропустите, пожалуйста, 1 строку после классной работы. Чуть позже мы запишем тему.

2. Постановка учебной задачи.

-За курс начальной школы вы уже познакомились с разными частями речи, т. е. мы можем уже классифицировать их по ряду признаков.

-Посмотрите на доску! Перед вами ряд слов, прочитайте их самостоятельно попробуйте разделитьих по знакомым вам группам.

-Какие группы слов вы выделили? По каким признакам вы разделили их на группы? Да, это самостоятельные части речи- существительное, прилагательное и глагол. Начиная со второй строки, после классной работы распределите эти слова по столбикам.

(На доске учитель обозначает столбики: сущ., прил., глаг., и столбик с ?, куда учащиеся должны выписать слова, вызвавшие у них затруднения)

Слова для упражнения: красивая, приехать, увиденный, повторить, город, зимний, читающий, слово, стоять, книга, яркий, стоящий.

Приложение 1.

- Проверим, что у вас получилось! 3 ученика зачитывают столбики.

-1) Все согласны?

2) А у кого не так? Итак, задание было одно?

А выполнили его все по-разному! Почему так получилось?

3)У кого-то из нас остались лишние слова? (Выпишем их в отдельный столбик).

-Как вы думаете, к какой части речи они относятся?

3. Формирование новых понятий. Постановка проблемы.

- На какой вопрос отвечают эти слова?

(Какой?) Правильно! Вопрос такой же как у прилагательного! Что же еще у этих слов схоже с прилагательными? Например, в словосочетании ЧИТАЮЩИЙ УЧЕНИК? (Род, число, падеж)

- Обратите внимание, от каких слов образованы слова ЧИТАЮЩИЙ, ПРИЕХАВШИЙ, СТОЯЩИЙ?

(От глаголов)

- А с помощью чего? (С помощью суффиксов ЮЩ, ВШ, ЯЩ)

-Подумайте, какой вопрос, похожий на вопрос глагола можно задать к этим словам?

(Что делающий? Что делавший?)

-Признаки каких частей речи мы наблюдаему этих слов? (Прилагательного и глагола)

- Как же нам решить нашу проблему? Какая же это часть речи? Владимир Даль так говорил о ней: "Часть речи причастная к глаголу в образе прилагательного"

- Догадайтесь, о какой части речи говорил Даль?

(О ПРИЧАСТИИ)

4. Запись темы урока.

- Давайте теперь на строке после классной работы запишем тему урока: "Причастие".

5. Формулировка целей.

-Попробуем сформулировать вместе цели урока. На уроке мы должны:

-УЗНАТЬ "Что? "- "Что такое причастие? "

-НАУЧИТЬСЯ "Чему? " "Находить причастие среди других частей речи"

- УЧИТЬСЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ "Чем? Где? " "Причастием в речи"

(устной и письменной)

- Достичь поставленных целей вам помогут задания сегодняшнего урока.

6. Объявление способа оценки.

-Перед вами листы самоконтроля.

-Вы все сегодня будете много работать, отвечать и чтобы работа каждого из вас была справедливо вознаграждена, вы будете за каждое выполненное задание ставить себе оценки в лист самоконтроля, а в конце урока подсчитаем общий балл. За каждое задание вы сможете получить от 1-5 баллов.

Оцениваем себя в зависимости от количества и качества выполненных заданий.

2. Актуализация опорных знаний.

Цели, которые учитель ставит перед учениками:

- учить выделять причастие среди других частей речи.

-развивать умение анализировать, классифицировать, обобщать.

Цель, которую хочет достичь учитель:

-организовать работу повыделениюобщихи существенных

признаковновой части речи

-развивать умение оценивать ответы одноклассников.

Методы организации работы: эвристическая беседа, работа в парах, работа с текстом, алгоритмическая разминка, упражнение на релаксацию.

Используемые технологии: педагогика сотрудничества.

1. Итак, приступим к решению нашей первой задачи! -Попробуем вместе сделать вывод и определить, ЧТО ТАКОЕ ПРИЧАСТИЕ?

ПРИЧАСТИЕ ЭТО:

1-х: Это ЧАСТЬ РЕЧИ

2-х: Ч. Р., которая ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКИЕ? ЧТО СДЕЛАВШИЙ? ЧТО ДЕЛАЮЩИЙ?

3-х:Ч. Р., которая имеетПРИЗНАКИ ГЛАГОЛА (время, вид, возвратность) И ПРИЗНАКИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО (род, число, падеж).

4-х:образуется от глаголовс помощью суффиксов -УЩ-

(-ЮЩ-), -АЩ-(-ЯЩ-), -ВШ-, -Ш-, -ЕМ-(-ОМ-), -ИМ-, -ЕНН-,

-НН-, -Т-.

2. Работа в паре над формулировкой правила. - Чтобы лучше запомнить и научиться находить причастия. Поработайте сейчас в паре и объясните друг другу, ЧТО ТАКОЕ ПРИЧАСТИЕ

-Кто готовнам рассказать правило? (2-3 человека)

НАЧНЕМ РАБОТУ С ОЦЕНОЧНОЙ ТАБЛИЦЕЙ.

Т. К. ВЫ РАБОТАЛИ В ПАРЕ ЗА ПРАВИЛЬНО СФОРМУЛИРОВАННОЕ ПРАВИЛО ПОСТАВЬТЕ ДРУГ ДРУГУ БАЛЛЫ. (ОТ 1-5). Выставьте их в таблицу.

- Переходим к решению второй задачи.

-Итак, мы узнали, что такое причастие, и теперь, я думаю, вы легко сможетенаходить причастия среди других частей речи в тексте.

3. Работа над текстом.

Задание к тексту.

Выпишите из текста причастия в тетрадь. Определите, от каких глаголов они образованы. Выделите суффикс и попробуйте обозначить время причастий и вид.

УПРАЖНЕНИЕ на релаксацию. - Закройте глаза и представьте!

"Красив, чудесен русский лес зимою! Ели, засыпанные снегом, надели дорогие теплые шубы. Сидевший на дереве дятел пустил звонкую барабанную трель. Лежащие под деревьями сугробы глубокие и чистые. Всюду сверкающий на солнце белый снег.

- А теперь из зимнего леса мы возвращаемся в класс, откройте глаза. Перед вами текст. Начнем работу!

(Время работы ограниченно!)

ЗАСЫПАННЫЕ (-засыпать, суф. НН, прош. вр., сов. в)

СИДЕВШИЙ (-сидеть, суф. ВШ, прош. вр., несов. вид)

ЛЕЖАЩИЕ (-лежать, суф. АЩ, наст. вр., несов. вид) СВЕРКАЮЩИЙ (- сверкать, суф. ЮЩ, наст. вр., несов. вид)

Учащиеся отвечают устно.

-Итак, суффикс - это визитная карточка причастий, с помощью него можно определить вид и время причастий.

ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ В БАЛЛАХ. В зависимости от того сколько вы нашли причастий, поставьте баллы.

-Переходим к решению второй задачи нашего урока!

3. Закрепление новогоучебного материала.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: осознание необходимости новых знаний; умение делать обобщенные выводы, выделять главное.

Цель, которую хочет достичь учитель:

  • формирование уменияопределять причастие по его морфологическим признакам.
  • создать ситуацию успеха.
  • работа в коллективе

Методы и приемы:

  • проблемно-поисковый;
  • индивидуальная работа;
  • элемент соревнования.

Используемые технологии:

  • гуманно-личностная технология;
  • компетентностно-ориентированное обучение;
  • индивидуальный подход.

Формирование умения делать обобщенные выводы, выделять главное, развивать лингвистическое отношение к слову(развитие речи).

4. А теперь давайте поиграем!

УСЛОВИЯ ИГРЫ:

Играть будем по рядам. Ядам одну карточку каждому ряду, на которой написаны 5 глаголов. Ваша задача передавая карточку по ряду от 1 до последнего стола, образовать и написатьпричастия от глагола. Кто быстрее и правильнее выполнит это задание, тот победит. Работаете в паре: один ученик читает задание, вместе думаете, другой записывает ответ. Последняя парта в ряду заканчивает эстафету и поднимает листок с готовым заданием.

Задание:

Образец. Учит-учивший(выделить суффикс)

1. Летает

2. Порхает.

3. Играет

4. Бегает

5. Сверкает

-Давайте послушаем, какие причастия вы образовали.

ОЦЕНИТЕ СЕБЯ В ТАБЛИЦЕ

ПО ОЧКАМ- первые 5, вторые - 4, третьи 3 балла

(баллы по рядам, кто быстрее 5, 4, 3)

- Вспомним задачинашего урока. Что мы сейчас научились делать?

(Распознавать причастие среди других частей речи и образовывать их самостоятельно).

- Я рада, что у вас все получается!

5. Какова же роль причастий в тексте? Переходим к решению нашей третьей задачи.

- И тут перед нами встает новый вопрос: а зачем же нужны причастия в речи?

-Вы сможете сделать вывод о роли причастия в предложении, если сравните 2 текста.

Перед вами тексты:

Прочитаем их! Сравним чем они отличаются!

(Читают учащиеся)

1) Тысячи звуков родятся весною в ожившем лесу. Чудится шепот еще не проснувшейся земли. От пенька на пенек пробежала тоненько пискнувшая мышь. Прогудел стукнувшийся о березу и грузно упавший неповоротливый жук. Сидевший на неожившем дереве дятел пустил звонкую барабанную трель. (По И. Соколову-Микитову)

- А теперь этот же текст, но без причастий, прочитаем :

2) Тысячи звуков родятся весною в лесу, который ожил. Чудится шепот земли, которая еще не проснулась. Пробежала мышь, которая пискнула. Прогудел жук, который упал. Дятел, который сидит на дереве, которое не ожило пустил трель.

- Какой текст вам понравился больше и почему?

Сделаем вывод: для чего нужны причастия в речи?

(Позволяют избегать повтора слов, делают речь более яркой и выразительной)

Что делает текст таким выразительным?

(Использование прилагательных и причастий)

- Назовите причастия(ожившем, проснувшейся, пискнувшая, стукнувшийся, неожившее)

- Спишите в тетрадь первое предложение и попробуйте обозначить синтаксическую роль причастий.

1 ученик у доски. Списал, задал вопрос: В каком лесу? - неожившем- вопрос прилагательного, следовательно, причастие в тексте является определением. Подчеркнем волнистой линией!

-В разговорной речи причастие используется не так часто, а в сочинениях и изложениях умение делать речь краткой и выразительной вам пригодится!Выполнимзадание для развития вашей речи!

Составьте словосочетания с причастиями, не используя слова КОТОРЫЙ:

ОБРАЗЕЦ: Ученик, который читает - читающий ученик.

1) Ребенок, который плачет -...

2) Книга, которая лежит на столе -...

3) Балерина, которая танцует -....

4) Зерно, которое выросло -...

5) Мальчик, который проспал -...

Проверим вашу работу и подведем итог!

Ответы нескольких учеников.

Сделав подобное упражнение что мы доказали еще раз?

(Причастия делают речь яркой и выразительной)

-Как и с помощью чего образованы причастия? (от основы инфинитива с помощью суффиксов)

ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ ЗА ЭТОТ ЭТАП В ТАБЛИЦЕ

Вспомните, какие цели мы ставили, перед собой вначале урока?

4. Рефлексия.

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса.

ПРОДОЛЖИТЕ ФРАЗУ:

Задача нашего сегодняшнего урока была....

УЗНАТЬ:

НАУЧИТЬСЯ:

УЧИТЬСЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ:

Как по вашему мы с ней справились? Что узнали? Чему научились? Чем учились пользоваться?

Я узнал, что

- Довольны ли вы своей работой? Было трудно, интересно?

- Где вы можете применить своизнания опричастиях?

ИТОГИ ПО ОЦЕНОЧНОЙ ТАБЛИЦЕ:

-А теперь самое главное. Подсчитайте баллы, поднимите руку, кто набрал

От 18-20 б. - "5"- вы молодцы!

От 17-15б. - "4"- вы хорошо работали...

От 14-11б. - "3"- вам нужно...

Спасибо за урок!

5. Домашнее задание: - Предлагаю вам дома применить полученные знания о причастиях, и создать миниатюру о зиме.

- А что такое миниатюра?

(Это маленькое сочинение)

На листочках в помощь вам опорные слова.

Зима: снежная, русская, морозная, белоснежная.

Лес: тихий, задумчивый, заколдованный, сияющий.

Снег: глубокий, блестящий, серебристый, слепящий, покрывающий все.

Сосны: величественные, дремлющие, замерзшие.

Небо: порозовевшее, вечернее, безоблачное.

-Прослушаем миниатюру МЕЛОДИЯ (В. Астафьева)

Пестрый лист. Красный шиповник. Искры обклеванной калины в серых кустах. Желтая хвойная опадь с лиственниц. Черная, обнаженная в полях земля под горою.

Зачем так скоро?

(Беседа по вопросам при наличии времени)

- Как вы думаете, что имеет в виду автор, задавая такой вопрос?

- Почему миниатюра так называется?

-Какова в тексте синтаксическая роль причастия?

(Определение) Задайте вопрос причастию?

-Назовите словосочетания прич. +сущ.

(обклёванная калина, обнаженная земля) Найдите в тексте причастия и подчеркните волнистой чертой.

Презентация.