Открытое подгрупповое логопедическое занятия для детей с ограниченными возможностями здоровья по теме "Звук [ш] и буква Ш"

Разделы: Логопедия


Цели:

1. Образовательные: уточнить представления детей о звуке [Ш].

2. Коррекционные:

  • закрепить навыки правильного произношения звука [Ш] в слогах, словах, предложениях, чистоговорках;
  • развивать артикуляционную и мелкую моторику;
  • развивать фонематический слух;
  • развивать речевое дыхание;
  • развивать чёткость дикции, интонационную выразительность.

3. Развивающие:

  • закрепить умение определять место звука в слове;
  • развивать умение соединять звуки в слова;
  • развивать внимание, память, мышление;
  • упражнять в согласовании существительных с числительными;
  • упражнять в умении грамматически правильно дополнять предложение.

4. Воспитательные:

  • формировать положительную мотивацию на занятии;
  • воспитывать навыки речевого общения друг с другом, умение слушать.

Оборудование: Зашумленные таблицы, слоговые таблицы, карта страны Смешариков, Персонажи Смешариков, голоса леса, мяч, предметные картинки со звуком [Ш], воздушные шары, зеркала, картинки для определения 4-го лишнего, карточки для определения места звука в слове, солнышки, «рассыпанные» слова. 

Ход занятия

Логопед: Здравствуйте, дорогие ребята.

Чтоб сегодня наш урок
Всем пошел ребятам впрок,
Постарайтесь все понять.
Слушать, думать и вникать

Давайте поздороваемся с гостями.

Дети: Здравствуйте!

Логопед: А теперь пусть поздороваются друг с другом ваши пальчики.

1. Пальчиковая гимнастика

<Слайд 2> Презентация

Я здороваюсь везде:

(большой палец правой руки поочерёдно в ритм стихотворения касается кончика указательного, среднего, безымянного пальцев, мизинца)

Дома и на улице (повторить).

Даже «Здравствуй!» говорю (повторить на левой руке)

Я соседской курице! (повторить)

Логопед: Прежде, чем начать путешествие, давайте разогреем наши язычки и приготовим их к работе!

2. Артикуляционная гимнастика

<Слайд 3>

  • «Наказать непослушный язык». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и «пошлепать» его губами, произнося «пя-пя-пя».
  • «Маляр». Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад.
  • «Чашечка». Улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму «чашечки» (т. е. слегка приподнять кончик языка)
  • «Вкусное варенье». Улыбнуться, приоткрыть рот, широким языком в форме «чашечки» облизывать верхнюю губу сверху вниз.
  • «Фокус». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу, так чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх на кончик носа, на котором лежит кусочек ватки. Сдувать ватку с кончика носа.
  • «Грибок». Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка грибка»). Удерживать в таком положении 5-10 секунд.

Логопед: Теперь можно отправляться в путешествие. Дети, а вы были в стране Смешариков?

<Слайд 4>

Добрейшая из добрых страна такая есть
Смешарики-герои! Их всех не перечесть.
Барана там зовут ….Бараш
И лось там есть, зовут ….Лосяш
Ушастый кролик, он же ….Крош
Он оптимист и всем…. хорош!
А Нюша – это ….хрюша
Девчонка и …болтуша.

<Слайд 5>

Логопед: Итак, мы отправляемся в гости в страну Смешариков,герои которой очень любят один звук. Назовите, какой общий звук есть в их именах?

Дети: Звук [Ш].

Логопед: А сейчас расскажите мне все, что вы знаете об этом звуке?

3. Анализ артикуляции звука [Ш]

Логопед: Что делают губки, зубки, язык, когда мы произносим звук [Ш]?

Дети: Губы «Коробочкой», зубы «Заборчиком», язык вверху и похож на «Чашечку».)

4. Характеристика звука [Ш]

Логопед: Охарактеризуйте его.

  • Звук [Ш] – согласный или гласный? (согласный);
  • Какая преграда у звука [Ш]? (зубы, язык);
  • Звонкий или глухой? (глухой);
  • Твёрдый или мягкий? (всегда твёрдый);

Логопед: Мы подошли к первому домику

5. Развитие фонематического слуха

(Развитие чувства ритма, слухового внимания, памяти. Упражнение «Постучи, как я».)

Логопед: Как вы думаете, кто ждёт нас? Чтобы узнать, надо постучать, как я. (Дети по очереди воспроизводят ритмический Слайд, стуча в деревянные ложки.)

<Слайд 6>

6. Работа с зашумленным рисунком

<Слайд 7>

Логопед: В домике живёт Лосяш. Он предлагает вам найти букву Ш в зашумленных рисунках.

7. Развитие фонематического анализа и синтеза на уровне слова

Логопед: А давайте покажем Лосяшу, как умеем определять место звука [Ш] в словах. (начало, середина, конец)

(Карточки , на которых изображены: камыш, чашка, катушка, кошка, шалаш, шкаф, мышь, шуба, шары, шапка)

8. Автоматизация звука [Ш] в слогах

<Слайд 8>

Логопед: А теперь мы отправляемся в гости к Барашу. Он как раз сочиняет стихи, подыскивает рифмы и предлагает вам повторить слоговые ряды, над которыми он только что работал:

шка-шко-шку-шки кша-кшо-кшу-кши ашк-ошк-ушк-ишк
шко-шку-шки-шка кшо-кшу-кши-кша ошк-ушк-ишк-ашк
шку-шки-шка-шко кшу-кши-кша-кшо ушк-ишк-ашк-ошк
шки-шка-шко-шку кши-кша-кшо-кшу ишк-ашк-ошк-ушк

Логопед: Очень сложное задание, поэтому Бараш просил вас расслабиться и послушать лесной фрагмент.

Прослушивание фрагмента.

9. Расширение словарного запаса. Проверка долгосрочной памяти. Автоматизация [Ш] в чистоговорках.

Логопед: Ребята, что вы слышали, кроме журчания ручейка?

Дети: пение птиц.

Логопед: Правильно! А кто из вас знает, какие птицы живут в лесу?

<Слайд 9>

Дети: Сова, галка, кукушка, дятел.

Логопед: А кто помнит чистоговорку про кукушку?

<Слайд 10>

Ушка – ушка – вот кукушка,
Ушка – ушка – летит кукушка,
Ушку – ушку – мы видели кукушку,
Ушка – ушка – кукует кукушка.

10. Работа над предложением.

<Слайд 11>

Логопед: Поторопитесь, нас в гости ждет Крош. Самым важным и красивым элементом для Кроша всегда были его уши. Поэтому он предлагает закончить предложения одним и тем же словом «уши» в нужной форме:

У человека есть уши.
У рыбы нет …(ушей).
На морозе…(ушам) холодно.
Я грею свои …(уши).
Некоторые могут шевелить ….(ушами).
Девочки носят сережки ….(в ушах).

11. Физкультминутка.

<Слайд 12>

– Устали? Давайте встанем и немного подвигаемся.

Топай, зайка! Хлопай зайка!
В догонялки поиграй-ка.
Лапки вверх, вперед и вниз,
Улыбайся и садись!

12. Игра. «Дорисуй, чего не хватает».

Логопед: А еще Крош приготовил нам следующее задание. У Кроша есть друзья: Лягушонок и мышонок. Крош так дорожит ими, что заказал их портреты. Художник почему-то очень торопился и не дорисовал некоторые части в портретах друзей Кроша. Надо дорисовать то, что забыл нарисовать художник.

<Слайд 13>

– Кто у вас изображен на рисунках? (лягушка и мышка)

– Что не хватает у мышки?

– Что художник забыл нарисовать лягушке?

Логопед: А сейчас я предлагаю вам посчитать лягушат и мышат. Я буду кидать вам мяч, и называть число, а вы должны вернуть мне мяч и назвать слово. Начинаем считать лягушат.

13. Изменение слов по числам. Игра с мячом “Посчитай меня”.

– Один – лягушонок

– Два – лягушонка

– Три – лягушонка

– Четыре – лягушонка

– Пять – лягушат (то же самое со словом “мышата ”).

Логопед: А знаете ли вы, чем питаются лягушата и мышата?

14. Игра на развитие внимания “4-й лишний”.

<Слайд 14>

– Ребята, посмотрите на эти картинки внимательно, и назовите мне, что изображено на картинках? (Мухи, комары, птички, рыбки)

– Так что из того, что вы видите, лягушата не едят.

<Слайд 15>

– А что изображено на следующих картинках? (Колоски, кошка, орешки, листья.)

– А что не едят мышата?

Логопед: Правильно! А теперь припомните стихотворения, которые мы с вами разучивали о лягушатах и мышатах.

15. Дети рассказывают стихи из домашнего задания.

На солнышке сушат лягушки
Брюшки, спинки и ушки,
А рядом сидят лягушата
Устали сушить малышата.

Мышонку шепчет мышь:
– Ты что шуршишь, не спишь?
Мышонок шепчет мыши:
– Шуршать я буду тише!

<Слайд 16>

Логопед: Ну, вот мы и добрались до последнего домика, домика Нюши. А так как это единственная девочка среди Смешариков, мальчики не могут прийти к ней в гости с пустыми руками. Что же вы принесли в подарок Нюше и чем хотите её угостить?

16. Автоматизация звука [Ш] в предложениях.

Угости Нюшу:

– Я угощу Нюшу джемом из вишни
– Как называется этот джем? – (вишневый)
– Я угощу Нюшу джемом из черешни
– Как называется этот джем? – (черешневый)
– Я угощу Нюшу джемом из шелковицы
– Как называется этот джем?– (шелковичный)
– Я угощу Нюшу джемом из груши
– Как называется этот джем?– (грушевый)

17. Итог занятия.

– Какой звук вы сегодня произносили чаще всего?

– У кого в гостях мы сегодня побывали?

<Слайд 17>

– Выберите картинку, которая расскажет нашим гостям, с каким настроением вы уйдете с занятия? ( детям предлагается солнышко:1-улыбающееся, 2– грустящее)

18. Оценка речевой деятельности детей.

Логопед: Вы сегодня хорошо занимались, старались правильно произносить звук (Ш). Я думаю, вы понравились Смешарикам. Чтобы вы о них не забывали, они приготовили вам сюрпризы со звуком (Ш).

Сделайте из пальчиков «Лукошко», я положу туда звуки. Вы их соедините и узнаете, чем хотят они вас порадовать: – ш, а, р, ы (шары).

Детям дарят воздушные шары.