Цели:
1. Образовательные: уточнить представления детей о звуке [Ш].
2. Коррекционные:
- закрепить навыки правильного произношения звука [Ш] в слогах, словах, предложениях, чистоговорках;
- развивать артикуляционную и мелкую моторику;
- развивать фонематический слух;
- развивать речевое дыхание;
- развивать чёткость дикции, интонационную выразительность.
3. Развивающие:
- закрепить умение определять место звука в слове;
- развивать умение соединять звуки в слова;
- развивать внимание, память, мышление;
- упражнять в согласовании существительных с числительными;
- упражнять в умении грамматически правильно дополнять предложение.
4. Воспитательные:
- формировать положительную мотивацию на занятии;
- воспитывать навыки речевого общения друг с другом, умение слушать.
Оборудование: Зашумленные таблицы, слоговые таблицы, карта страны Смешариков, Персонажи Смешариков, голоса леса, мяч, предметные картинки со звуком [Ш], воздушные шары, зеркала, картинки для определения 4-го лишнего, карточки для определения места звука в слове, солнышки, «рассыпанные» слова.
Ход занятия
Логопед: Здравствуйте, дорогие ребята.
Чтоб сегодня наш урок
Всем пошел ребятам впрок,
Постарайтесь все понять.
Слушать, думать и вникать
Давайте поздороваемся с гостями.
Дети: Здравствуйте!
Логопед: А теперь пусть поздороваются друг с другом ваши пальчики.
1. Пальчиковая гимнастика
<Слайд 2> Презентация
Я здороваюсь везде:
(большой палец правой руки поочерёдно в ритм стихотворения касается кончика указательного, среднего, безымянного пальцев, мизинца)
Дома и на улице (повторить).
Даже «Здравствуй!» говорю (повторить на левой руке)
Я соседской курице! (повторить)
Логопед: Прежде, чем начать путешествие, давайте разогреем наши язычки и приготовим их к работе!
2. Артикуляционная гимнастика
<Слайд 3>
- «Наказать непослушный язык». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и «пошлепать» его губами, произнося «пя-пя-пя».
- «Маляр». Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад.
- «Чашечка». Улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму «чашечки» (т. е. слегка приподнять кончик языка)
- «Вкусное варенье». Улыбнуться, приоткрыть рот, широким языком в форме «чашечки» облизывать верхнюю губу сверху вниз.
- «Фокус». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу, так чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх на кончик носа, на котором лежит кусочек ватки. Сдувать ватку с кончика носа.
- «Грибок». Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка грибка»). Удерживать в таком положении 5-10 секунд.
Логопед: Теперь можно отправляться в путешествие. Дети, а вы были в стране Смешариков?
<Слайд 4>
Добрейшая из добрых страна такая есть
Смешарики-герои! Их всех не перечесть.
Барана там зовут ….Бараш
И лось там есть, зовут ….Лосяш
Ушастый кролик, он же ….Крош
Он оптимист и всем…. хорош!
А Нюша – это ….хрюша
Девчонка и …болтуша.
<Слайд 5>
Логопед: Итак, мы отправляемся в гости в страну Смешариков,герои которой очень любят один звук. Назовите, какой общий звук есть в их именах?
Дети: Звук [Ш].
Логопед: А сейчас расскажите мне все, что вы знаете об этом звуке?
3. Анализ артикуляции звука [Ш]
Логопед: Что делают губки, зубки, язык, когда мы произносим звук [Ш]?
Дети: Губы «Коробочкой», зубы «Заборчиком», язык вверху и похож на «Чашечку».)
4. Характеристика звука [Ш]
Логопед: Охарактеризуйте его.
- Звук [Ш] – согласный или гласный? (согласный);
- Какая преграда у звука [Ш]? (зубы, язык);
- Звонкий или глухой? (глухой);
- Твёрдый или мягкий? (всегда твёрдый);
Логопед: Мы подошли к первому домику
5. Развитие фонематического слуха
(Развитие чувства ритма, слухового внимания, памяти. Упражнение «Постучи, как я».)
Логопед: Как вы думаете, кто ждёт нас? Чтобы узнать, надо постучать, как я. (Дети по очереди воспроизводят ритмический Слайд, стуча в деревянные ложки.)
<Слайд 6>
6. Работа с зашумленным рисунком
<Слайд 7>
Логопед: В домике живёт Лосяш. Он предлагает вам найти букву Ш в зашумленных рисунках.
7. Развитие фонематического анализа и синтеза на уровне слова
Логопед: А давайте покажем Лосяшу, как умеем определять место звука [Ш] в словах. (начало, середина, конец)
(Карточки , на которых изображены: камыш, чашка, катушка, кошка, шалаш, шкаф, мышь, шуба, шары, шапка)
8. Автоматизация звука [Ш] в слогах
<Слайд 8>
Логопед: А теперь мы отправляемся в гости к Барашу. Он как раз сочиняет стихи, подыскивает рифмы и предлагает вам повторить слоговые ряды, над которыми он только что работал:
шка-шко-шку-шки кша-кшо-кшу-кши ашк-ошк-ушк-ишк
шко-шку-шки-шка кшо-кшу-кши-кша ошк-ушк-ишк-ашк
шку-шки-шка-шко кшу-кши-кша-кшо ушк-ишк-ашк-ошк
шки-шка-шко-шку кши-кша-кшо-кшу ишк-ашк-ошк-ушк
Логопед: Очень сложное задание, поэтому Бараш просил вас расслабиться и послушать лесной фрагмент.
Прослушивание фрагмента.
9. Расширение словарного запаса. Проверка долгосрочной памяти. Автоматизация [Ш] в чистоговорках.
Логопед: Ребята, что вы слышали, кроме журчания ручейка?
Дети: пение птиц.
Логопед: Правильно! А кто из вас знает, какие птицы живут в лесу?
<Слайд 9>
Дети: Сова, галка, кукушка, дятел.
Логопед: А кто помнит чистоговорку про кукушку?
<Слайд 10>
Ушка – ушка – вот кукушка,
Ушка – ушка – летит кукушка,
Ушку – ушку – мы видели кукушку,
Ушка – ушка – кукует кукушка.
10. Работа над предложением.
<Слайд 11>
Логопед: Поторопитесь, нас в гости ждет Крош. Самым важным и красивым элементом для Кроша всегда были его уши. Поэтому он предлагает закончить предложения одним и тем же словом «уши» в нужной форме:
У человека есть уши.
У рыбы нет …(ушей).
На морозе…(ушам) холодно.
Я грею свои …(уши).
Некоторые могут шевелить ….(ушами).
Девочки носят сережки ….(в ушах).
11. Физкультминутка.
<Слайд 12>
– Устали? Давайте встанем и немного подвигаемся.
Топай, зайка! Хлопай зайка!
В догонялки поиграй-ка.
Лапки вверх, вперед и вниз,
Улыбайся и садись!
12. Игра. «Дорисуй, чего не хватает».
Логопед: А еще Крош приготовил нам следующее задание. У Кроша есть друзья: Лягушонок и мышонок. Крош так дорожит ими, что заказал их портреты. Художник почему-то очень торопился и не дорисовал некоторые части в портретах друзей Кроша. Надо дорисовать то, что забыл нарисовать художник.
<Слайд 13>
– Кто у вас изображен на рисунках? (лягушка и мышка)
– Что не хватает у мышки?
– Что художник забыл нарисовать лягушке?
Логопед: А сейчас я предлагаю вам посчитать лягушат и мышат. Я буду кидать вам мяч, и называть число, а вы должны вернуть мне мяч и назвать слово. Начинаем считать лягушат.
13. Изменение слов по числам. Игра с мячом “Посчитай меня”.
– Один – лягушонок
– Два – лягушонка
– Три – лягушонка
– Четыре – лягушонка
– Пять – лягушат (то же самое со словом “мышата ”).
Логопед: А знаете ли вы, чем питаются лягушата и мышата?
14. Игра на развитие внимания “4-й лишний”.
<Слайд 14>
– Ребята, посмотрите на эти картинки внимательно, и назовите мне, что изображено на картинках? (Мухи, комары, птички, рыбки)
– Так что из того, что вы видите, лягушата не едят.
<Слайд 15>
– А что изображено на следующих картинках? (Колоски, кошка, орешки, листья.)
– А что не едят мышата?
Логопед: Правильно! А теперь припомните стихотворения, которые мы с вами разучивали о лягушатах и мышатах.
15. Дети рассказывают стихи из домашнего задания.
На солнышке сушат лягушки
Брюшки, спинки и ушки,
А рядом сидят лягушата
Устали сушить малышата.
Мышонку шепчет мышь:
– Ты что шуршишь, не спишь?
Мышонок шепчет мыши:
– Шуршать я буду тише!
<Слайд 16>
Логопед: Ну, вот мы и добрались до последнего домика, домика Нюши. А так как это единственная девочка среди Смешариков, мальчики не могут прийти к ней в гости с пустыми руками. Что же вы принесли в подарок Нюше и чем хотите её угостить?
16. Автоматизация звука [Ш] в предложениях.
Угости Нюшу:
– Я угощу Нюшу джемом из вишни
– Как называется этот джем? – (вишневый)
– Я угощу Нюшу джемом из черешни
– Как называется этот джем? – (черешневый)
– Я угощу Нюшу джемом из шелковицы
– Как называется этот джем?– (шелковичный)
– Я угощу Нюшу джемом из груши
– Как называется этот джем?– (грушевый)
17. Итог занятия.
– Какой звук вы сегодня произносили чаще всего?
– У кого в гостях мы сегодня побывали?
<Слайд 17>
– Выберите картинку, которая расскажет нашим гостям, с каким настроением вы уйдете с занятия? ( детям предлагается солнышко:1-улыбающееся, 2– грустящее)
18. Оценка речевой деятельности детей.
Логопед: Вы сегодня хорошо занимались, старались правильно произносить звук (Ш). Я думаю, вы понравились Смешарикам. Чтобы вы о них не забывали, они приготовили вам сюрпризы со звуком (Ш).
Сделайте из пальчиков «Лукошко», я положу туда звуки. Вы их соедините и узнаете, чем хотят они вас порадовать: – ш, а, р, ы (шары).
Детям дарят воздушные шары.