Открытый урок по теме "Рыбы. Строение рыб". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Страницы учебника и рабочей тетради : Учебник (часть 2) – с. 52, 54; рабочая тетрадь (часть 2) – с. 24, задания № 21, 22

Решаемые на уроке проблемы Формируемые Деятельность учащихся
понятия УУД
Где обитают рыбы, чем они отличаются от других животных.

Какое строение тела имеют рыбы, как оно связано со средой обитания.

Какие функции выполняют разные части тела рыбы.

рыба, её основной признак; части тела рыбы, способыдыхания, питания, маскировки; пресноводные и морские рыбы умение находить необходимую информацию из разных источников; умение работать с рисунками-схемами; умение работать в группе Выделяют основной признак рыб, находят части тела рыб по рисунку-схеме, сравнивают строение их тела с другими животными; работают с разрезными карточками.

Цель урока: продолжить знакомство учащихся с многообразием животного мира, существенными признаками рыб, проблемой экологии водоёмов. Развитие воображения, речи, мышления; умение излагать свои мысли; творческие способности и эстетическое восприятие. Развивать мелкую моторику, терпение и аккуратность. Продолжить работать с бумагой в технологии оригами: читать схемы и складывать фигурку. Воспитывать в детях умение терпеливо и качественно выполнять свою работу, получать эмоциональное удовлетворение от творчества. Видеть красоту природы и стремление её беречь.

Познавательная задача: узнать, чем рыбы отличаются от других животных.

Учебная задача: продолжить развивать умение классифицировать животных, работать с рисунком-схемой.

Оборудование: компьютер, проектор, листы бумаги, карточки с заданиями, сигнальные карточки, шаблоны рыбок для оригами.

План урока:

Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке у нас присутствуют гости.

Давайте их поприветствуем.

Ну, ребята, чур, молчок!
Начинается урок.
На уроке ты сидишь
Тихо-тихо, словно мышь,
Спинка прямо у тебя,
Это делайте, как я.
Руки мы вот так кладём
И заданий дальше ждём.
А сейчас проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте?
Все ль в порядке?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

Повторение.

– На предыдущих уроках мы познакомились с разнообразием и красотой животных некоторых классов. Какие классы животных мы уже знаем?

(Ответ учащихся.)Учащиеся сидят командами (3 команды); у каждой команды на столе набор цветных полосок.

Задание 1

– Переверните голубую полоску и прочитайте, название какого класса животных досталось вашей команде. Дальше из жёлтых полосок выберите только те признаки, которые соответствуют вашему классу животных. Один человек от команды должен выйти к доске, отобрать картинки, соответствующие вашему классу животных и назвать признаки.

Ответы учащихся: млекопитающие — вскармливают своих детёнышей молоком; тело покрыто шерстью; птицы – тело покрыто перьями; несут яйца, детёныши появляются из яиц; насекомые — самая многочисленная группа животных; тело состоит из головы, груди, брюшка; имеют 6 ног.

Задание 2

– Возьмите файл. В нем находятся разрезанные картинки. Соберите эти картинки и вы узнаете тему нашего урока.

Учащиеся собирают картинки, на них изображения рыб.

Объяснение нового материала.

– Тема  урока “Рыбы”.

(На доске появляется надпись ещё одного класса – РЫБЫ; оставшиеся картинки на доске размещаются под этой надписью.)

– Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с классом рыб; узнаем существенные признаки рыб; также выясним – из каких основных частей состоит тело рыб; научимся конструировать из бумаги рыбку.

– К нам на урок пожаловал ещё один гость. Кто это? (Рыбка.) Слайд 1

– Мы знаем, что рыбы не могут говорить. Озвучить нашу рыбку поможет кто-нибудь из ребят.

– Кто такие рыбы? (Животные, которые живут в воде, тело их покрыто чешуёй.) Слайды 2-6

– Где могут жить рыбы? (В море, в реке, в аквариуме.) Слайды 7-10

Загадки:

1.

Шириною широко,
Глубиною глубоко,
День и ночь о берег бьётся.
Из него воды не пьётся,
Потому что не вкусна-
И горька, и солона. (Море)

2.

Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе,
Узкий кончик в роднике,
А широкий - в море. (Река)

 3.

- Посмотрите дом стоит
До краёв водой налит,
Без окошек, но не мрачный,
С четырёх сторон прозрачный.
В этом домике жильцы
Все умелые пловцы. (Аквариум)

Как рыбы передвигаются в воде? (С помощью плавников и хвоста.) Слайды 11-12

Как рыбы дышат? (Жабрами.) Слайды 13-14

– Давайте подытожим всё вышесказанное. (Читаем определение – кто такие рыбы.) Слайд 15

Физминутка.

Мы отлично потрудились
И немного утомились. (Повороты туловища.)
Приготовьтесь все, ребятки! (Хлопки в ладоши.)
Танцевальная зарядка! (Прыжки на месте.)
Мы похлопаем в ладоши (Хлопки в ладоши.)
Дружно, веселее.
Наши ножки постучали (Топаем ногами.)
Дружно, веселее.
По коленочкам ударим
Тише, тише, тише.
Наши ручки поднимайтесь
Выше, выше, выше.
Наши ручки закружились,
Ниже опустились,
Завертелись, завертелись
И остановились.

– Дальше мы будем работать по учебникам. Откройте учебники на странице 52. Назовите животных, которые изображены на рисунке вверху. Сосчитайте сколько их. Почему их объединили в одну группу? (Ученики: всё это — рыбы; у них у всех есть плавники, жабры, тело их покрыто чешуёй и живут они в воде.)

– Ребята, внимательно посмотрите на рыбок и подумайте – по какому признаку мы можем разделить всех рыбок на группы. (2 – аквариумные, 4 - живут в дикой природе.)

– Внимательно посмотрите на изображение Слайд 16 и назовите части тела рыбы. (Называют: голова, туловище, хвост, плавники, жаберная крышка и тело покрыто чешуёй.)

Видеоклип “Аквариум” физминутка для глаз. Слайд 17

 “Работа с бумагой в технике “оригами”.”

А что такое ОРИГАМИ?

Оригами - это древнее, самобытное японское  искусство создания моделей различных предметов, животных, птиц, цветов путем сгибания листа бумаги.

Что делать дети определяют сами, разгадав две загадки-шутки.

1.

Крылья есть, да не летает,
Глаза есть, да не мигает,
Ног нет, да не догонишь.

2.

У родителей и деток
Вся одежда из монеток.

(Рыба)

– Ребята, сейчас мы сконструируем рыбку. Аккуратно разложите перед собой все детали так, как они расположены на доске. Дальше повторяйте за мной.

– Не забывайте правило: помогать друг другу, техника безопасности с клеем.

(Пошагово выполняется конструирование модели рыбки.) (см. доп.папку Схема)

(Рыбку оформить, как закладку для книги или аквариум)

– Молодцы, ребята! Вы прекрасно поработали сегодня на уроке.

Игра “Кто живет в реке?”

- С помощью какой техники мы с вами сегодня делали поделку?

- Что вам понравилось на уроке?

Наш урок закончен.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3