Досуговое занятие по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи по лексической теме "Транспорт"

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями, Логопедия


Цели: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

  • Закрепить знания детей по лексической теме “Транспорт”;
  • Упражнять детей в употреблении относительных прилагательных и наречий в связной речи;
  • Совершенствовать навык словообразования существительных путём сложения основ;
  • Упражнять в умении употреблять в речи приставочные глаголы и предлоги пространственного значения;
  • Продолжить работу по согласованию порядковых, количественных числительных с существительными и прилагательными;
  • Закрепить обобщающие понятия: “пассажирский, грузовой, водный, воздушный, наземный, автодорожный транспорт”.

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ:

  • Развивать слуховое внимание, логическое мышление, переключаемость внимания, слуховую и наглядно-образную память;
  • Продолжать работу по формированию умения внимательно слушать свою речь и окружающих;
  • Упражнять детей в умение ориентироваться в пространстве;
  • Развивать координацию движения и мелкую моторику;

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

  • Повышать самооценку детей, способствовать улучшению их эмоционального благополучия;
  • Развивать  чувство эмпатии; умение снять мышечные  и эмоциональные  зажимы, при чтении стихов, с утрированным произношением звуков;
  • Воспитание у детей чувства взаимовыручки, взаимопомощи; умения принимать самостоятельные решения.

Оборудование: игрушечные машины - транспорт, плакаты о ПДД, предметные картины с изображением транспорта, экзаменационные билеты, водительские права (детям), звёзды -для оценки ответов, карта “земля, вода, воздух”, музыкальное сопровождение, костюм Незнайки.

Ход занятия

Организационный момент.

Звучит музыка, входит расстроенный Незнайка (Логопед)

Незнайка: - Здравствуйте взрослые и дети. Вы спросите почему я такой грустный? Я купил автомобиль, но для того чтобы им управлять, мне необходим какой - то документ.... Вы знаете, как он называется?

Дети: Права!

Незнайка: Точно, я вспомнил права. Права для водителя будут какие? -водительские права (ответы детей). Но для того чтобы мне их получить нужно, сдать экзамен по билетам. Ребята, вы мне поможете?

Дети: Да!

Незнайка: -Здравствуйте, уважаемые члены комиссии! (обращается к родителям, все здороваются). Я готов сдать экзамен, а мои друзья (показывает на ребят) мне помогут. Ребята, если мы правильно будем отвечать на вопросы, то комиссия оценит нас и поднимет красные звезды.

Основная часть.

Незнайка: (Незнайка тянет билет) Билет первый

Употребление существительных в предложном падеже, образование относительных прилагательных, обозначающих виды транспорта (картинки разных видов транспорта, карта “земля, вода, воздух”)

Незнайка: - Как называется транспорт, на котором передвигаются по воздуху? (дети дают полный ответ)

Дети: Транспорт, на котором передвигаются по воздуху, называется воздушным.

Незнайка: Посмотрите внимательно на картинки. На чем можно передвигаться по воздуху?(полный ответ)

Дети: По воздуху можно передвигаться на самолете, на вертолете, на воздушном шаре, на ракете.

Незнайка: Как можно назвать транспорт, который передвигается по дороге?

Дети: Транспорт, на котором передвигаются по дороге, называется автодорожным, наземным, пассажирским, грузовым.

Незнайка: Я знаю ребята готовили стихотворения о транспорте. Слушайте внимательно

(дети читают стихи, подходя к нужной машине).

ТАКСИ.

Видишь шашечки - такси!
Ты таксиста попроси, -
Он тебя вполне свободно
Довезет куда угодно.
Прокатиться так приятно,
Но однако не бесплатно!
Было весело в пути,
Так по счетчику плати!

АВТОБУС

Весь день - домой и на работу
Возить людей его забота!
Точно, вовремя и ловко
Подъезжаю к остановке.
Все вошли, закрылась дверь, -
Пассажиры вы теперь.
Всё! Приехали! Ура!
Выходите, вам пора!
Пассажирка юных лет,
Предъявите ваш билет!

***

Паша наш- не пешеход:
“Шкоду” водит уже год.
Вишневая кабина
У пашиной машины
Обута та машина
в шипованные шины

Велосипед

Мне смеются вслед машины:
Где же дым и где же бак?
Я катаюсь без бензина,
Я катаюсь просто так.
Руль, педали есть, и шины –
Я ведь тоже легковой,
Но сказать, что я машина,
Может только постовой!

Незнайка: На чем еще можно ехать по дороге?

Дети: По дороге можно ехать на машине, на автобусе, на грузовике.....

Незнайка: Послушаем стихотворения детей на чём ещё можно передвигаться по дороге (дети читают стихи, подходя к нужной машине).

ТРАМВАЙ

Нет, не поезд я и все же,
Мы немного с ним похожи, -
Транспорт рельсовый, особый,
Мы по рельсам ездим оба.
Эй, на рельсах! Не зевай!
Видишь - катится трамвай

ТРОЛЛЕЙБУС

Я троллейбус, транспорт умный,
Быстрый и почти бесшумный.
Я по рельсам не стучу,
Я колесами кручу,
Без бензина обхожусь,
Я весь день для вас тружусь.
Вот беда! Отключен свет, -
Мне без света хода нет.

Незнайка: На какой свет светофора можно переходить дорогу?

Дети: Дорогу можно переходить на зелёный свет.

Незнайка: Какой свет светофора запрещает движение?

Дети: Если горит красный свет дорогу переходить нельзя.

Незнайка: Что пешеходы делают на жёлтый свет светофора?

Дети: Пешеходы готовятся начать движение.

Незнайка: А как ещё можно перейти дорогу?

Дети: Дорогу можно перейти по “зебре”, по подземному переходу, по дорожному знаку “пешеходный переход”.

Игра “Светофор”:

Если свет зажегся красный, значит двигаться.... опасно (замерли)
Свет зелёный говорит: “Проходите путь.....открыт” (идут по кругу в зале)
Желтый свет - предупрежденье-
Жди сигнала для движения (хлопают в ладоши идут по залу)

Незнайка: Сейчас ребята загадают нам загадки. Слушайте внимательно:

Под водою дом плывёт,
Смелый в нём живёт народ
Даже под полярным льдом
Может плавать этот дом (подводная лодка)

Плывет белый гусь,
Брюхо деревянное,
крыло полотняное (яхта)

Ходит город-великан
На работу в океан (корабль)

Незнайка: Как же называется этот транспорт, на котором передвигаются по воде?

Дети: Транспорт, на котором передвигаются по воде, называется водным.

Незнайка: На чем еще можно передвигаться по воде?

Дети: По воде можно передвигаться на пароходе, на паруснике, на лодке, на катере.

Незнайка: Ребята, на чем можно ехать по железной дороге?

Дети: По железной дороге можно ехать на поезде, на электричке.

Незнайка: Как называется транспорт, на котором передвигаются по железной дороге?

Дети: Транспорт, на котором передвигаются по железной дороге, называется железнодорожным.

МЕТРО.

Нам проехать не хитро
через город на метро:
нет машин и пешеходов,
перекрёстков, переходов-
путь проложен под землёй
самый быстрый и прямой.

Незнайка: С первым билетом справились. Комиссия оценки........

(комиссия показывает звезды, звучит музыка)

Незнайка: (Незнайка тянет билет) Билет второй.

Словообразование существительных путём сложения основ.

Незнайка:

Вот задачки мы решаем
И словечки получаем
Части слова собираем
В играх транспорт повторяем.

Незнайка:

БЕНЗИН возит---------(отвечают дети) Бензовоз. САМ катает--------Самокат

САМ летает. --------Самолёт

- Наши ребята знают стихотворения о таком сложном транспорте (дети читают стихи, подходя к нужной машине).

САМОЛЕТ

Посмотри-ка, самолет!
Он нам песенку поет:
У-У-У-У,
Скоро в небо улечу!
Ла-ла-ла, ла-ла-ла,
У меня есть два крыла,
Вот нос, вот хвост,
И колеса -вот,вот,вот!

Незнайка:

ВЕЗДЕ ходит--------(отвечают дети) Вездеход. ЛЕС возит------------лесовоз

(дети читают стихи, подходя к нужной машине).

ЛЕСОВОЗ

- Что ты вез, лесовоз?
- Я из леса бревна вез!
- А зачем, лесовоз?
- Чтобы дом из бревен рос!

Незнайка:

А ещё...... МОЛОКО возит---------(отвечают дети) Молоковоз

ХЛЕБ возит-----------------Хлебовоз.

Груз возит-------------грузовик

(дети читают стихи, подходя к нужной машине).

ГРУЗОВИК

Вот первая картинка,
А на ней машинка:
Вот кабина, руль и кузов
Кузов нужен ей для грузов.

Незнайка:

Не забудем что..... МУКУ возит------------(отвечают дети) Муковоз

МУСОР возит-----------Мусоровоз

(дети читают стихи, подходя к нужной машине).

МУСОРОВОЗ

Под окошком - шум колес.
Во дворе - мусоровоз!
Соберет он разный хлам,
Чтобы было чисто нам.

Незнайка:

ЦЕМЕНТ возит---------------Цементовоз.

БЕТОН мешает-----------Бетономешалка

САМ сваливает (груз)--------Самосвал

(дети читают стихи, подходя к нужной машине).

САМОСВАЛ

- Самосвал, самосвал!
Расскажи, где ты бывал!
- Я на речку за лесок
Целый день возил песок!
И на речке будет пляж.
Он, ребята, будет ваш!

Незнайка:

- Ребята очень много в русском языке “говорящих слов”. Кто сможет назвать?(ответы детей: пароход, луноход, мясорубка и т.д)

Незнайка: Со вторым билетом успешно справились. Комиссия, пожалуйста, оценки........ (комиссия показывает звезды, звучит музыка)

Незнайка: (Незнайка тянет билет) Билет третий.

- Назовите другой специальный транспорт (ответы детей: скорая помощь, полицейская машина, аварийная служба, снегоуборочная машина)

Дети читают стихи, подходя к нужной машине.

ПОЛИВАЛЬНАЯ МАШИНА

Это специальная
Машина поливальная.
И совсем не для красы
Она развесила "усы".

- Что, машина, ты везешь
И о чем весь день поешь?
- Я по городу кружу,
Дождь по городу вожу!

ПОЖАРНАЯ МАШИНА.

Спешит машина красная,
Не выключая фар,
На службу на опасную,
Спешит тушить пожар!

ЭКСКАВАТОР

Экскаватор чем хорош?
У него огромный ковш.
Он усталости не знает,
Целый день себе копает.

Незнайка: Комиссия, пожалуйста, оценки (комиссия показывает звезды, звучит музыка)

Незнайка: (Незнайка тянет билет) Билет четвёртый– вождение.

Употребление приставочных глаголов (макет дороги и машина)

Незнайка: “Доскажи словечко”:

Машина из гаража...... .... выехала. Ехала, ехала.
К мосту...... .. подъехала. На мост...... . заехала
Мост......... ... переехала. С моста...... ... съехала
Дерево...... .... Объехала. По дороге... .... поехала
Между гаражами...... .проехала. В гараж...... .... Въехала

Незнайка: Кто сможет повторить путь машины, двигаясь по макету дороги.

Незнайка: Комиссия, пожалуйста, оценки........

(комиссия показывает звезды, звучит музыка)

Незнайка: Ребята, мы с вами так успешно сдаем экзамены, что можно немножко отдохнуть (Физминутка - движения под музыку. Танец “Автомобиль”)

Незнайка: Отдохнули, теперь садитесь за столы и продолжим. Билет пятый.

Согласование порядковых числительных с прилагательными и существительными

(индивидуальные мнемодорожки с изображением цифры, признака, транспорта)

Незнайка: Друзья, в этом билете нужно разгадать загадки на карточках.

  • 1 слово – назвать число;
  • 2 слово – это признак предмета, отвечает на вопрос какой, какая;
  • 3 слово – вид транспорта.

Дети:

Пять желтых такси.
Три почтовых вертолета.
Семь грузовых самолетов.
Два больших автобуса.
Девять пассажирских поездов.

Незнайка: Комиссия, пожалуйста, оценки........

(комиссия показывает звезды, звучит музыка)

Незнайка: Билет шестой, последний билет.

Вопросы для родителей:

1. Как называются:
• Повар на корабле?---- Кок
• Комнаты в поезде? ----- Купе. На корабле? ----- Каюты
• Окна в самолёте?-------- Иллюминаторы
• Лестница, по которой на корабль понимаются пассажиры?----- Трап
• Колёса самолета?------- Шасси

2. Какую машину нужно пропускать первой и почему?
- снегоуборочная машина и скорая помощь (а если на дороге много снега?)
- грузовик, аварийная машина и молоковоз

3. Какое слово не подходит?
- колесо, колёсико, колос, колёсный
- билет, билетный, балет, билетик

4. Назовите сказочный, волшебный транспорт

Дети: Ковер-самолёт, помело, ступа, сапоги – скороходы, тапки у маленького Мука, тыква у Золушки, печь у Емели, бабочка у Дюймовочки, воздушный шарик у Вини-Пуха, конек-горбунок, волк, орёл, кит у Айболита.

Итог занятия:

Незнайка: Ребята, я забыл, каким-то странным словом называется всё то, о чём мы с вами говорили? (ответ детей: ТРАНСПОРТ)

Комиссия: Незнайка, ты с ребятами сдал все экзамены, и мы тебе вручаем водительские права.

Незнайка: Ура! Большое спасибо Вам, ребята, вы многое знаете о транспорте, теперь и я стал умнее. Вы замечательно читали стихотворения: правильно и красиво произносили звуки, очень ярко и выразительно. Помогали отвечать на вопросы, без вашей помощи мне не справиться. И самое главное - я получил права и теперь могу водить автомобиль, садитесь, я вас прокачу. Спасибо, Вам, родители, что помогаете и поддерживаете ребят.

ТРАНСПОРТ

Ты скажи-ка, умница,
Что же это? -Улица!
Интересная картина:
Вот автобус, вот машина,

Едет самосвал большой,
Вот идет трамвай с дугой,
В  небе самолет летит,
Рядом вертолет гудит,
По реке плывет "ракета"..
Это транспорт, транспорт это!