Внеклассное мероприятие по литературе "Я люблю, а значит, я – живу…"

Разделы: Литература


Цель: развитие в обучающихся творческого начала, воспитание средствами слова и музыки образованной, самостоятельно мыслящей личности, умеющей воспринимать самобытность в человеке.

Задачи:

  • обучающие: познакомить обучающихся с творчеством Владимира Высоцкого; овладеть навыками выразительного чтения;
  • развивающие: развивать музыкальный и художественный вкус, эмоциональное восприятие слова и музыки;
  • воспитывающие: воспитывать в обучающихся уважение к неординарности в личности.

Оборудование:

  • портрет В.С. Высоцкого, плакат "Я люблю, а значит, я живу...", гитара,
  • видеозаписи концертов Высоцкого, диски с песнями Высоцкого, ноутбук.

Ход мероприятия

Эпиграф: "Любовь - это сердце всего..."

1. Вступительное слово учителя о Высоцком.

Сегодня мы собрались поговорить, почитать стихи и послушать песни о любви. Думаю, это близкая всем тема. В. Маяковский сказал, что "любовь - это сердце всего". То есть, благодаря любви, человек живет, а не существует... А так как, 25 января 2013года великому поэту, певцу и актеру В.С. Высоцкому исполнилось бы 75 лет, мне хочется поговорить с вами о любви в жизни Высоцкого. Замечательный поэт ушёл из жизни в самом расцвете своих творческих сил. Ему было всего 42 года.

2. Песня Б. Окуджавы. (слайды 1-2)

3. Биография (3-6 слайды)

Видео. Песня "Я все вопросы освещу сполна.." (слайд 6)

Слово преподавателя:

Это очень сложный и интересный человек и поэт. О нем говорят много, и не всегда правду. С вымыслами он сталкивался очень часто и при жизни. Они продолжаются до сих пор. Наверно, это происходит потому, что обывателю, обыкновенному человеку, трудно смириться с неординарностью, независимостью, проявлением таланта... Юрий Карякин, литературный критик говорит о нем: "У Высоцкого прижизненная слава была, как мало у кого. Но, как мало кто, он прошел сквозь медные трубы, не потеряв головы. Здесь проявилась и внутренняя интеллигентность его, и как бы специальная тренировка против словоблудия. Он, по-моему, не преувеличивал свое значение, свой дар, может, недооценивал даже. Однако призвание своё знал, относился к нему серьёзно, честно и был верен ему до конца, а потому и силы его росли на удивление. И все мы видели: словно кто-то запустил его живым метеором, выстрелил им, и он пронёсся по нашему небу, прогудел - и сгорел, не требуя никакой дани, не вымаливая никаких взяток, а страстно желая одного единственного: НЕ ВЗЯТЬ - ОТДАТЬ, ОДАРИТЬ. НЕ ОТ ЛЮДЕЙ - ЛЮДЯМ, НАМ". И этот его дар проявился и в любви к женщинам, которые его любили.

Все три жены Владимира Высоцкого - актрисы. Первая жена - Иза Жукова (Высоцкая), они в одно время учились во МХАТе, только на разных курсах, живет в Нижнем Тагиле. Вторая - Людмила Абрамова, с ней В. Высоцкий познакомился на съемках, - живет в Москве, третья - Марина Влади - в Париже. И все они до сих пор говорят о своей любви к нему, они не могут его забыть... Но самой большой любовью была Марина Влади, французская актриса русского происхождения. (Слайд 7)

Воспоминания Марины Влади из книги "Владимир, или прерванный полет" (чтение преподавателя) стр. 10-13, "На сцене неистово кричит и бьется...." до "Я приеду в Москву, но увидимся мы не сразу...".

Песня "Лирическая" (приложение 1 слайд 8 и видео приложение 3)

Стихотворение "Мне каждый вечер зажигают свечи..." (читает обучающаяся), (Приложение 1 (слайды 8 - 10))

Мне каждый вечер зажигают свечи,
И образ твой окуривает дым, -
И не хочу я знать, что время лечит,
Что все проходит вместе с ним.
Я больше не избавлюсь от покоя:
Ведь все, что было на душе на год вперед,
Не ведая, она взяла с собою -
Сначала в порт, а после - в самолет.
Мне каждый вечер зажигают свечи,
И образ твой окуривает дым, -
И не хочу я знать, что время лечит,
Что все проходит вместе с ним.
В душе моей - пустынная пустыня, -
Так что ж стоите над пустой моей душой!
Обрывки песен там и паутина, -
А остальное все она взяла с собой.
Теперь мне вечер зажигает свечи,
И образ твой окуривает дым, -
И не хочу я знать, что время лечит,
Что все проходит вместе с ним.
В душе моей - все цели без дороги, -
Поройтесь в ней - и вы найдете лишь
Две полуфразы, полудиалоги, -
А остальное - Франция, Париж...
И пусть мне вечер зажигает свечи,
И образ твой окуривает дым, -
Но не хочу я знать, что время лечит,
Что все проходит вместе с ним.

Слово преподавателя: (слайд 11-13 (Приложение 1))

Спустя годы Марина признается: "Он был для меня больше, чем просто муж. Он был хорошим товарищем, с которым я могла делиться всем, что было на душе. И он рассказывал мне все о своих делах, планах, мне первой читал новые стихи и пел новые песни. Придет после спектакля домой уставший, измотанный, все равно могли полночи болтать о жизни, о театре обо всем".

За двенадцать лет совместной жизни они не утратили чувства влюбленности. Когда Марина не работала, а такое случалось нередко - она жила в Москве, иногда по нескольку месяцев подряд, - и тогда звезда мирового экрана варила Высоцкому обеды, наводила порядок в квартире, ее он будил ночами, чтобы спеть только что написанную песню... Если она снималась или была занята в театре, то при всяком удобном случае прилетала к мужу. Так же и он. Но, расставаясь даже на очень короткий срок, они и дня не могли прожить без телефонных разговоров. И тогда он набирал "вечные 07", просил телефонисток, с которыми уже был знаком, соединить его с Парижем.

Стихотворение (читает обучающаяся)

Для меня эта ночь вне закона.
Я пишу - по ночам больше тем.
Я хватаюсь за диск телефона,
Набираю вечное 07.
Девушка, здравствуйте!
Как вас звать? Тома.
Семьдесят вторая! Жду! Дыханье затая!
Быть не может, повторите, я уверен - дома!
Вот! Уже ответили. Ну, здравствуй, - это я.
Эта ночь для меня вне закона.
Я не сплю, я прошу - поскорей!
Почему мне в кредит, по талону
Предлагают любимых людей?
Девушка! Слушайте!
Семьдесят вторая!
Не могу держаться, нетерпенья не тая.
К дьяволу все линии, я завтра улетаю!
Вот! Уже ответили. Ну, здравствуй, - это я.
Телефон для меня - как икона.
Телефонная книга - триптих.
Стала телефонистка мадонной,
Расстоянье на миг сократив.
Девушка! Милая!
Я прошу, продлите!
Вы теперь как ангел - не сходите ж с алтаря!
Самое главное - впереди, поймите.
Вот, уже ответили. Ну, здравствуй, - это я.
Что, опять поврежденья на трассе?
Что, реле там с ячейкой шалят?
Ничего, буду ждать, я согласен
Начинать каждый вечер с нуля.
07, здравствуйте!
Снова я. Что там?
Нет! Уже не нужно. Нужен город Магадан.
Я даю вам слово, что звонить не буду снова.
Просто друг один - узнать, как он, бедняга, там.
Эта ночь для меня вне закона,
Ночи все у меня не для сна.
А усну - мне приснится мадонна,
На кого-то похожа она.
Девушка, милая!
Снова я, Тома!
Не могу дождаться, и часы мои стоят.
Да, меня, конечно, - я, да, я, конечно, дома!
- Вызываю. Отвечайте. - Здравствуй! - это я.

Слайды 14 - 16

Совместная жизнь с Высоцким не принесла Марине Владимировне абсолютно никаких выгод, и даже наоборот, отрицательно сказалась на ее карьере: "В течение двенадцати лет большую часть времени я находилась в Москве. И это, конечно, не на пользу международной карьере актрисы. Но тем не менее я всегда, всю свою жизнь решала как женщина, а не как актриса. Карьера - это не главное в моей жизни..."

В настоящее время Марина Владимировна снова замужем. За последние годы она многое пережила: попал в тяжелую аварию старший сын, погибли две внучки. Несмотря ни на что, она по-прежнему хороша собой. В память о Высоцком она хранит первую книгу его стихов "Нерв", фотопортрет, на котором он снят стоящим в профиль над горящей свечой, и, конечно же, его песни. Только вот слушать эти записи Марина Владимировна не может: "Прошло столько лет, - говорит она, - а я не могу спокойно говорить о Володе, спокойно смотреть его фотографии... и не могу слышать его голос, когда его уже нет в живых. Для меня это невыносимо".

Больше всего стихов он посвятил именно ей. Давайте мы их послушаем.

Чтение стихотворений и прослушивание песен "Красивых любят чаще и прилежней", "Нет рядом никого..."?"Люблю тебя сейчас..." "Я верю в нашу общую звезду...", Баллада о любви и др.

В. Высоцкий был исключительным человеком, сложным, но никогда не был равнодушным: все сложности времени, как и личные трудности, пропускал через себя. Наверно, именно поэтому, женщины, которые его любили, не могут его забыть... (приложение 1 (слайды 17- 18))

На фоне музыки оркестра Поля Мориа. (слайд 18) Воспоминания Марины Влади из книги "Владимир, или прерванный полет" (чтение преподавателя):

Два дня я радуюсь, готовлю целую программу, как встретить тебя, успокоить, отвлечь, Я прибираю в доме, закупаю продукты, приношу цветы, прихорашиваюсь.

В четыре часа утра двадцать пятого июля я просыпаюсь в поту, зажигаю свет, сажусь на кровати. На подушке - красный след, я раздавила огромного комара. Я не отрываясь смотрю на подушку - меня словно заколдовало это яркое пятно. Проходит довольно много времени, и, когда звонит телефон, я знаю, что услышу не твой голос. "Володя умер".

Вот и все, два коротких слова, сказанных незнакомым голосом. Тебя придавил лед, тебе не удалось разбить его.

В комнате с закрытыми окнами лежит твое тело. Ты одет в черный свитер и черные брюки. Волосы зачесаны назад, лоб открыт, лицо застыло в напряженном, почти сердитом выражении. Длинные белые руки вяло сложены на груди. Лишь в них видится покой. Из тебя выкачали кровь и вкололи в вены специальную жидкость, потому что в России с покойными долго прощаются, прежде чем хоронить. Я одна с тобой, я говорю с тобой, я прикасаюсь к твоему лицу, рукам, я долго плачу. "Больше никогда" - эти два слова душат меня. Гнев сжимает мне сердце. Как могли исчезнуть столько таланта, щедрости, силы? Почему это тело, такое послушное, отвечающее каждой мышцей на любое из твоих желаний, лежит неподвижно? Где этот голос, неистовство которого потрясало толпу? Как и ты, я не верю в жизнь на том свете.

Как и ты, я знаю, что все заканчивается с последней судорогой, что мы больше никогда не увидимся. Я ненавижу эту уверенность.

Уже ночь. Я включаю нашу настольную лампу. Золотистый свет смягчает твое лицо. Я впускаю скульптора, который поможет мне снять посмертную маску. Это очень верующий пожилой человек. Его размеренные движения меня успокаивают. Пока он разводит гипс, я мажу твое лицо вазелином, и мне кажется, что оно разглаживается у меня под пальцами.

Последняя ласка - как последнее успокоение. Потом мы молча работаем. Я несколько лет занималась скульптурой, я знаю, как делаются слепки, я вспоминаю почти забытые движения, эта работа вновь окунает меня в простоту жизни.

После похорон я возвращаюсь в Париж. Ища, на чем бы записать номер телефона, я нахожу твое последнее письмо.

Дата не проставлена, но я знаю, что оно написано до одиннадцатого июня восьмидесятого года:

"Мариночка, любимая моя, я тону в неизвестности. У меня впечатление, что я смогу найти выход, несмотря на то, что я сейчас нахожусь в каком-то слабом и неустойчивом периоде.

Может быть, мне нужна будет обстановка, в которой я чувствовал бы себя необходимым, полезным и не больным.

Главное - я хочу, чтобы ты оставила мне надежду, чтобы ты не принимала это за разрыв, ты - единственная, благодаря кому я смогу снова встать на ноги. Еще раз - я люблю тебя и не хочу, чтобы тебе было плохо.

Потом все встанет на свое место, мы поговорим и будем жить счастливо.

Ты. В. Высоцкий".

Подпись "Ты", которую мы использовали в нашей переписке, появилась после того, как мы с тобой услышали однажды одну красивую индийскую притчу.

В день свадьбы невеста заперлась по обычаю в новом доме. Спустилась ночь, жених стучит в дверь, она спрашивает:

"Кто там?" Он отвечает: "Это я". Она не открывает. И так проходит много дней, и она не хочет открыть. Наконец он снова приходит однажды вечером. Она спрашивает: "Кто там?"

Он отвечает: "Это ты". Она открывает ему дверь и свое сердце.

Слайд 19

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

Приложение 4.