Конспект занятия по художественной литературе и развитию речи в подготовительной к школе группе "В гостях у Василисы Премудрой"

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи:

  • закрепить правильное произношение звука "Ч", "Ш" и "Ж";
  • упражнять в произношении скороговорок в разном темпе, с разной силой голоса;
  • уточнить знания детей о многозначных словах,
  • принимать участие в групповой беседе: слушать собеседника, отвечать на вопросы,
  • воспитывать любовь и интерес к сказочным персонажам, к сказке.

Материал: музыкальное произведение, костюм Василисы Премудрой, кузовок, игрушка ёжик, клубок, венок из цветов, султанчик, маска собаки и волка, деревянные ложки, корона, вожжи, веточки, шаль, картуз.

Ход занятия

- Здравствуйте, дети! Здравствуйте, гости дорогие!

Желанные да долгожданные!

Рада видеть вас. Вы узнали меня? Я - Василиса Премудрая! Приветствую вас на пороге сказки. Я знаю, что в вашей группе есть большие фантазёры и выдумщики, которые любят придумывать сказки и играть в них. Но сначала мне хочется загадать вам загадки!

- Из муки он был печён,
На окошке был стужён,
Убежал от бабки с дедом,
И лисе он стал обедом. ("Колобок")

- Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Раз проехал по деревне
И женился на царевне. ("По-Щучьему велению")

- Скорей бы приблизился вечер,
И час долгожданный настал,
Тогда в золочёной карете,
Смогла б я поехать на бал,
Никто во дворце не узнает,
Откуда я, как я зовусь.
Как жаль, что лишь полночь настанет,
К себе на чердак я вернусь. ("Золушка")

- Молодцы, ну, тогда заходите да слушайте:(дети под музыку "в гостях у сказки" рассаживаются на стульчики)

"Было это там, где и не было, за морем аккурат да ещё два шага назад, в такую, голубчики, старину, когда люди решили залезть на луну, когда сказки по воздуху летали да друг дружку за крылышки хватали, а я за ними на жар-птице летала да в кузовок все сказки собирала". А вот и сказка:(открываю кузовок) Про кого?

- Ползун ползёт - иголки везёт. (Ёж)

- Он ещё совсем ребёнок, поэтому не ёж, а :ежонок! (Достаю игрушку) Догадайтесь, как его зовут, если в имени есть звук "Ш"? Это Яшка! Как сказать о ежонке, чтобы было понятно, что его тело покрыто иголками? (колючий) Что он делает съестные запасы (запасливый), боится лисы (пугливый), быстро бегает (проворный). Что ещё умеет делать ёжик? (Ловить лягушек, жуков, пить, фыркать, сворачиваться в клубок, пыхтеть) Вот он какой, Яшка!

- Ёжик, ёжик, чудачок,

Сшил колючий пиджачок!

Ой, скороговорка получилась! Попробуйте повторить - ему будет приятно. (Дети повторяют в разном темпе)

- А какие ещё иголки вы знаете? У кого или у чего они есть? У ёлки - еловые, у сосны - сосновые, у ежа - ежовые, у швеи - швейные, у медсестры - медицинские.

- А теперь:сказка. (Заглядываю в кузовок) Вот беда, где ж она?! Исчезла:Чудеса! Как же быть? Может вы поможете сказку про ежонка сочинить?! Сказку не простую, волшебную. А я вам подскажу. Все сказки начинаются по-разному, например "жили-были" (дети дополняют). Давайте пофантазируем и сочиним историю "Приключения ежонка в:лесу (детском саду)". Придумайте, где жил ёжик, что он делал, куда шёл (попал), с кем встретился, что потом произошло. (Рассказ ребёнка)

- Предлагаю отдохнуть, в сказку поиграть. Кто кем будет - прочитать! (Дети вытягивают бумажки с ролями: весна, ветерок, дождик, дерево, волк, собака, принцесса, конь, принц. Берут атрибуты.)

Сказка - физкультминутка.

Пришла весна. Робко подул ветерок, пошёл первый весенний дождик, деревья зашелестели листочками. Далеко в лесу завыл голодный волк, высоко поднимая голову. В ответ яростно залаяла собака и завиляла хвостом. А в красивом замке горько плакала Принцесса, метавшись из угла в угол: её не пустили на бал. Вдруг издалека послышался топот копыт, это приехал Принц. Он посадил Принцессу на коня, и они вместе поскакали на бал. (Дети рассаживаются на места)

- Вы только посмотрите, в кузовке появился мой волшебный клубочек?! А для чего он в сказках нужен? (ответы детей) Вот и здесь он не случайно, хочет напомнить, какие волшебные предметы в сказках встречаются.

-Ты беги-беги, клубочек,
Мимо пней и мимо кочек,
По ладошкам пробеги
И предметы собери.

(Бросаю клубок каждому ребёнку, задавая вопрос) Вопросы:

- На чём летает Баба Яга? (метла, ступа)

- Чем машут волшебники, когда произносят заклинание? (волшебная палочка)

- Какой предмет дома лежит на полу, а в сказках летает? (ковёр-самолёт)

- Если она лежит на столе, еда появляется сама. (скатерть-самобранка)

- Обувь, помогающая передвигаться очень быстро. (сапоги-скороходы)

- Она всех может сделать невидимым. (шапка-невидимка)

- С её помощью творили чудеса: Старик Хоттабыч, Карабас Барабас, Черномор. (борода)

- В ней жил Джин, друг Аладдина. (лампа)

- Что нужно сломать, чтобы победить Кощея Бессмертного? (игла)

- Вот и собрали в кузовок все волшебные предметы. А может, какой-нибудь и в вашей сказке появится?! Кто ещё желает свою сказку рассказать? (рассказ 1-2 детей)

- Хорошие, добрые сказки у вас получились. Пополнила я свой кузовок сказок. Спасибо. По труду и награда. (Раздаю угощение) Угощайтесь на здоровье и примите мой совет:

- Чтобы сказки не обидеть, надо их почаще видеть,
Их читать и рисовать, их любить и в них играть.
Сказки всех отучат злиться, а научат веселиться!
Быть добрее и скромнее, терпеливее, мудрее!

- А мне пора в свою сказку. (Бросаю клубок)

- Ты беги-беги клубочек, мимо пней и мимо кочек,

Покажи дорожку к заветному порожку: До свидания. (Ухожу за клубком)