Урок музыки по теме "В мире искусства". 6-й класс

Разделы: Коррекционная педагогика

Класс: 6


Тип урока: комбинированный.

Форма урока: нетрадиционный урок «Брейн-ринг».

Цель: Закрепление знаний по теме «Виды искусства». Развитие познавательного интереса у обучающихся.

Задачи:

  • закрепить знания обучающихся по теме «Виды искусства» посредством выполнения заданий;
  • развивать мышление, память, внимание, восприятие через выполнение заданий на классификацию и обобщение;
  • воспитать интерес к творчеству, умение работать в команде.

Оборудование: оформление стены (картины символизирующие театр, музыку (пустая, для пазл), живопись), ноутбук, проектор, компьютерная презентация (приложение 1), раздаточный материал (нотный стан с названиями нот), 3 колокольчика, треугольник (музыкальный инструмент), 3 листа бумаги формата А4, 3 ручки, презентация, музыкальное оформление, пронумерованные элементы картины (пазлы). 3 стола для команд, стол для судей.

Предварительная работа: знакомство с видами искусств; изготовление раздаточного материала (нотный стан с названиями нот); разучивание песни.

Перед уроком предварительно готовится кабинет: устанавливаются столы для команд и судей, оформляется стена с изображениями видов искусств: театр, музыка, изобразительное искусство. Каждый стол участников команд снабжается колокольчиком, листом бумаги формата А4 (черновик), ручкой.

Ход занятия

Организационный момент.

Чтобы создать 3 команды, при входе в кабинет, каждому ученику предлагается выбрать жетон с названием команды: «Художники», «Музыканты», «Танцоры» и сесть за соответствующий названию стол (столы отмечены аналогичным жетону рисунком (цветом)).

Учащиеся рассаживаются за столы.

На создание положительного эмоционального фона учителем проводится упражнение «Ассоциации». Учитель называет слово (музыка, оркестр и т.д.), ученикам предлагается быстро подобрать к нему слово первое, пришедшее на ум.

Учитель: Здравствуйте, ребята! В течение четверти мы изучали связь музыки с другими видами искусства. Сегодня урок наш не обычный. Он пройдёт в виде игры известной под названием «Брейн – ринг», что в переводе с английского означает мозговой поединок. Наша игра пройдет под девизом «В мире искусства», где вы покажете свои знания. Как вы думаете, какая цель нашей игры? (повторить виды искусства). Вы готовы начать игру? (да) (слайд №1)

Сегодня в игре принимают участие 3 команды. Поприветствуем команду «Художники», команду «Музыканты» и команду «Танцоры» (приветствие сопровождается аплодисментами).

Учитель объясняет правила игры.

  1. На обсуждение вопроса даётся 1 минута. Обсуждение начинается по сигналу треугольника. Капитан решает, кто будет отвечать на вопрос.
  2. Если команда даёт неправильный ответ, у других команд есть дополнительное время для обсуждения. (10 секунд)
  3. За правильный ответ дается один балл. Выкрики с места не засчитываются. За нарушение дисциплины снимается один балл.

После 3-го тура, по наибольшему количеству очков в финал выходят две команды. После финального 4 тура определяется победитель.

Во время игры за каждый правильный ответ команда получает элемент (пазл) картины на стене и крепит его на фон картины под соответствующим номером. В конце игры победившая команда сможет называть один из основных видов искусства.

Учитель представляет судей и их помощников. (Судьи и помощники могут быть выбраны как из класса, так и из приглашённых старшеклассников или учителей)

Главный судья – ведущий (учитель)

Судья – подсчетчик

Судья – независимый арбитр

Секунданты (следят за соблюдением правил во время игры)

Все вопросы и ответы отображаются на слайдах презентации.

1 раунд.

(слайд №2)

  1. И яркая краска, и удлинитель ресниц? (Тушь) (слайд №3, слайд №4)

  2. Как называют человека, который сочиняет музыку? (Композитор) (слайд №5, слайд №6)

  3. Как звали художника в повести Н.Носова «Незнайка» (Тюбик) (слайд №7, слайд №8)
    а) Карандаш
    б) Тюбик
    в) Кисточка
    г) Мольбертик

  4. Место, где хранят картины? (Музей) (слайд №9. Слайд №10)

  5. Воронье слово + густые водоросли = произведение искусства? (Картина) (слайд №11, слайд №12)

2 раунд.

(слайд №13)

  1. Загадка.
    Пары танцуют.
    Шаги «раз-два-три».
    Что это за танец?
    Узнал? Говори!
    (Вальс) (слайд №14, слайд №15)

  2. Как называется главная песня страны? (Гимн) (слайд№ 16, слайд 17)

  3. К струнным музыкальным инструментам не относится: (Маракас) (слайд №18, слайд №19)
    а) скрипка;
    б) маракас;
    в) контрабас;
    г) гусли.

  4. В каком театре города Красноярска можно посмотреть музыкальный спектакль? (Театр Оперы и балета) (слайд №20, Слайд №21)

  5. Знак в математике (слайд №22, слайд №23)

Физическая минутка.

(слайд №24)

Учащиеся выполняют движения, сопряженные с действиями учителя под песню «Если весело живется – делай так»

3 раунд.

(слайд №25)

  1. Загадка.
    Коллектив музыкантов, что вместе играют, и музыку вместе они исполняют.
    Бывает он струнный и духовой, эстрадный, народный и всякий другой. (Оркестр) (слайд №26, слайд №27)

  2. Как называется движение под музыку? (Танец) (слайд №28, слайд №29)

  3. Автопортрет – это… (слайд №30, слайд №31)
    а) изображение машины;
    б) портрет, переезжающий с выставки на выставку;
    в) портрет художника, выполненный им самим.

  4. Фамилия великого русского художника, музей которого находится в городе Красноярске? (В.И. Суриков) (слайд №32, слайд №33)

  5. Название какого музыкального инструмента зашифровано в ребусе? (Рояль) (слайд №34, слайд №35)

Учитель: На уроках мы разучили замечательную песню «Любимая школа». Пока жюри подсчитывает баллы, объявляю музыкальный тайм-аут (все учащиеся исполняют песню).

Музыкальный тайм аут.

(слайд №36)

  1. Школа смотрит добрыми глазами,
    И сияет взгляд от чистоты,
    Наполняет небо голосами,
    Украшает красками холсты.
    С самого начала объяснила нам,
    Что душа дороже серебра,
    Наша школа самая любимая -
    Колыбель искусства и добра.

    Припев:
    Ты даришь звуки
    Ты даришь краски,
    И оживают детские сказки.
    От классики до рок-н-ролла:
    Всё дарит любимая школа.
    От классики до рок-н-ролла:
    Всё дарит любимая школа.

  2. Высоки и помыслы, и чувства
    И бегут твои ученики
    В храм благословенного искусства
    Быстрой стайкой наперегонки.
    Это дверь, открытая для каждого,
    И, покуда вертится земля,
    Самое заветное и важное
    Открывают нам учителя.

    Припев.

  3. По огромным просторам России
    Разлетаются выпускники
    И несут широко и красиво
    Свет небесный во все уголки.
    От души пожелать тебе хочется,
    Чтобы ныне и через века
    Пробивалось в сердцах твоё творчество
    Серебристой водой родника.

ФИНАЛ.

(слайд №37)

Судья-подсчетчик На ринге остаются 2 команды, набравшие набольшее количество очков за 3 раунда. Команда, набравшая наименьшее количество очков покидает ринг и продолжает игру в качестве зрителей и болельщиков.

  1. В театре очень интересно,
    Когда в спектакле все поют.
    И музыку играл оркестр.
    Спектакль как же назовут? (Опера) (слайд №38, слайд №39)

  2. Театр города Красноярска, названный в честь великого русского поэта? (театр им. А.С. Пушкина) (слайд №40, слайд №41)

  3. Что делает человек, который драматизирует ситуацию? (Сгущает краски) (слайд №42, слайд №43)
    а) стучит карандашом
    б) сгущает краски
    в) марает бумагу
    г) ломает кисти

  4. Не только часть руки, но и инструмент художника? (Кисть) (слайд №44, слайд №45) 

  5. Мастер, ремесленник, работающий с деревом? (Столяр) (слайд №46, слайд №47)

Подведение итогов.

Судья-подсчетчик оглашает сумму баллов команд, вышедших в финал. Объявляется команда-победитель. (слайд №48)

Представление и награждение всех членов победившей команды. Победившие участники хором называют вид искусства, выложенный в ходе игры на стене («Музыка»).

Рефлексия:

– Какая команда была лучшей и почему?

– Сильные и слабые стороны команд?

– Какие виды искусства мы сегодня вспомнили?

– Как вы думаете, мы достигли цели нашего урока?

Учитель: Хочу окончить наш урок словами знаменитого русского живописца Николая Николаевича Ге: «Произведение искусства есть самое высшее произведение человеческого духа; оно дает жизнь, оно совершенствует человека». (слайд №49)

Желаю вам совершенствовать и развивать себя с помощью искусства. Урок окончен. До свидания.