Основные требования к картине, или Серии сюжетных картин, используемых на занятиях по развитию связной речи с детьми с ОНР

Разделы: Логопедия


  1. Обучение дошкольников умению связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли является одной из основных задач логопедического воздействия на детей с ОНР.
  2. Обучение рассказыванию по картине или по серии сюжетных картинок играют важную роль для развития связной речи дошкольников с ОНР.
  3. Картина является один из главных атрибутов учебного процесса на этапе дошкольного детства.
  4. Картины для работы с детьми различают по формату, тематике, содержанию, по характеру изображения и по функциональному способу применения.
  5. При выборе картин следует учитывать постепенность (переход от более доступных до сложных сюжетов). Их содержание должно быть связано с окружающей действительностью ребенка.
  6. Картина в различных её видах при умелом использовании позволяет стимулировать все аспекты речевой деятельности ребёнка.

Одна из основных задач логопедического воздействия на детей с ОНР – научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Это имеет важное значение для обучения в школе, общения со взрослыми и детьми, формирования личностных качеств.

Каждый ребенок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной.

Умение рассказывать помогает ребенку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах. Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. Обучение рассказыванию по серии сюжетных картинок играют важную роль для развития связной речи дошкольников. Известный педагог К.Д. Ушинский говорил: «Дайте ребёнку картину, и он заговорит».

Известно, какое громадное значение имеют опыт и личное наблюдение ребенка для развития его мыслительной способности и речи. Картины раздвигают поле непосредственного наблюдения. Образы, представления, ими вызываемые, конечно, менее ярки, чем те, которые дает реальная жизнь, но, во всяком случае, они несравненно более ярки и определенны, чем образы, вызываемые голым словом. Видеть жизнь во всех ее проявлениях собственными глазами нет никакой возможности. Потому-то картины так ценны и значение их так велико.

Картина — один из главных атрибутов учебного процесса на этапе дошкольного детства. С её помощью дети развивают наблюдательность, совершенствуют мышление, воображение, внимание, память, восприятие, пополняют запас знаний и сведения, развивают речь, способствует формированию конкретных понятий, представлений (С.Ф.Руссова), способствует развитию умственных процессов, обогащает чувственный опыт.

            В методике развития речи дошкольников, по мнению исследователей О.И. Соловьёвой, Ф.А. Сохина, Е.И. Тихеевой, использованию картин принадлежит ведущая роль.

Занятиям с детьми по сюжетным картинкам принадлежит в методике развития речи детей первенствующее место. Свои переживания ребенок охотно претворяет в речь. Эта потребность является пособником в деле развития его языка. Рассматривая сюжетную картину, ребенок все время говорит. Педагог должен поддерживать этот детский разговор, должен сам говорить с детьми, путем наводящих вопросов руководить их вниманием и языком

Остановимся подробнее на видах картин, которые используются в образовательном процессе в дошкольном учреждении.

Картины для работы с детьми различают по следующим критериям:

  • по формату: демонстрационные и раздаточные;
  • по тематике: мир природный или предметный, мир отношений и искусства;
  • по содержанию: художественные, дидактические; предметные, сюжетные;
  • по характеру изображение: реальные, символические, фантастические, проблемно-загадочные, юмористические;
  • по функциональному способу применения: атрибут для игры, предмет обсуждения в процессе общения, иллюстрация к литературному или музыкальному произведению, дидактический материал в процессе обучения или самопознания окружающей среды.

При выборе сюжетных картин в целях обогащения представлений, понятий и развития языка следует соблюдать строгую постепенность, переходя от доступных, простых сюжетов к более трудным и сложным. Их содержание должно быть доступным детям, связано с жизнью детского сада, с окружающей действительностью ребенка. Для коллективных рассказов выбираются картины с достаточным по объему материалом: многофигурные, на которых изображено несколько сценок в рамках одного сюжета.
Рассматривая последовательно демонстрируемые картины, дети учатся строить логически законченные части рассказа, из которых в итоге складывается целостное повествование. На занятиях также используется и раздаточный материал, например, предметные картинки, которые получает каждый ребенок.

Детский сад должен стремиться к тому, чтобы у него был подбор картин, могущий удовлетворить все запросы текущей работы. Помимо картин, назначаемых для вывешивания на стене, должен быть подбор сюжетных картин, классифицированных по темам, назначение которых – служить материалом для проведения определенных методических занятий. Для этих целей могут служить открытки, картинки, вырезанные из пришедших в негодность книжек, журналов, даже газет, и наклеенные на картон, монтированные из частей плакатов. Педагоги, владеющие графической грамотностью, могут простенькие, несложные картинки рисовать сами.

Итак, картина в различных её видах при умелом использовании позволяет стимулировать все аспекты речевой деятельности ребёнка.

Занятия по картине или по серии сюжетных картин имеют важное значение в системе обучения рассказыванию.