Тема урока: "Формирование образа в дизайне среды"

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цель урока: продолжение знакомства со стилизацией - как художественным приёмом в искусстве. Пробуждение интереса учащихся к изучению и применению приёмов стилизации в художественном творчестве над работой с объёмно-пространственными формами на уроках дизайна.

Задачи:

  • дать учащимся представление о понятии “стилизация”, “дизайн ”,  “дизайн среды”, “образ”
  • познакомить с приёмами стилизации и способами их применения в художественном творчестве; создание образов художественных объектов с помощью приёмов стилизации.
  • Показать, как находить и применять различные  пути стилизации форм художественных объектов.
  • развить способность учащихся к анализу, нестандартному, креативному,  объёмно-пространственному мышлению, сопоставлению и сравнению.

Зрительный ряд: презентация PowerPoint, в которую включены примеры стилизации форм объектов в различных творческих задачах.

Тип урока: урок-постижение с элементами беседы-размышления с использованием мультимедийных средств: проектора, экрана; и  ученической  доски.

Оборудование

  • для учителя: презентация PowerPoint (с текущей темой урока), мультимедийные  средства: проектор, экран;  ученическая доска; наглядный материал: методические плакаты, макеты (работы) учащихся;
  • для учащихся: тетрадь, ручка, альбом для зарисовок, графические материалы (фломастеры, цветные карандаши и т.д.).

ХОД УРОКА

(1 часть)

1. Организационный момент (фронтальная форма, словесный метод)

Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я рада вас видеть. Всех поздравляю с началом учебного года!

Ученики: Здравствуйте, спасибо, мы тоже поздравляем вас с началом учебного года!

Учитель: Проверьте, положили ли вы на парту: тетрадь, ручку, альбом для зарисовок, графические материалы, они вам сегодня пригодятся. По ходу сегодняшнего урока вам нужно будет делать зарисовки и пометки для себя в альбом и  тетрадь.

Учитель отмечает отсутствующих в классе (при их наличии) в классном журнале.

Учитель: Тема сегодняшнего урока «Формирование образа в дизайне среды», я познакомлю вас с  новыми  приёмами  стилизации, с помощью которых  можно создавать интересные и необычные объёмно-пространственные объекты. Внимание на экран!

2. Повторение пройденного материала (фронтальная форма, словесный метод, беседа)

Учитель: Ребята, давайте вспомним, что мы с вами проходили на прошлом уроке, который был посвящён созданию стилизованного образа в художественном произведении, что нового вы узнали? Что такое стилизация? Образ? А что означает слово – «дизайн», вы помните?

Ответ учащихся: На прошлом уроке мы узнали, что с помощью приёмов стилизации можно создавать необычные образы и применять их при создании абстрактной или декоративной композиции.

Стилизация – это  пути  обобщения изображаемых фигур и предметов с помощью условных приёмов.
Образ – это чувственное представление определенной  авторской идеи.
Дизайн – вид творческой деятельности по формированию эстетически выразительной предметно-пространственной среды.

Формулирование темы урока (фронтальная форма, словесный метод, прием мотивации: создание проблемной ситуации, наглядно-иллюстративный метод).

Учитель: Сегодня мы продолжим изучение направления стилизации образа, но уже   в дизайне, а именно  для чего, зачем и как формировать образ в дизайне среды? И теперь уже нас интересует создание объёмных форм-макетов. Откройте тетради и запишите: тему урока слайд 1; и новое определение: что такое дизайн среды? и  основные задачи при формирование образов в дизайне среды. Слайд 3

3. Освоение нового материала. Знакомство с приёмами и порядком организации освоения способов и  путей стилизации (фронтальная форма, словесный метод, наглядно-иллюстративный метод)

Учитель: Процесс формирования того или иного образа, это создание красоты и удобства, которые будут разнообразить пространство, создавать визуальные доминанты в окружающей  нас среде. В процессе обучения художественный образ формируется от объективного к субъективному, что дает неограниченное количество вариаций решений пространства. Используя  субъективное восприятие,  автор создаёт характер, ассоциацию, свой личный «символический язык», в той или иной форме. Ассоциативные, символические, знаковые понятия являются определенным «языком», с помощью которого создается образ, выражая в дальнейшем в графике и объёмном моделировании  мысль, задумку автора. Слайд 4

Во время объяснения учителя учащиеся рассматривают слайд 5 (фронтальная форма, словесный метод, наглядно-иллюстративный метод).

Учитель: Рассмотрим некоторые приёмы стилизации форм объектов применяемых при формировании образов. Слайд 6

Учитель: Посмотрите  приём ассоциативного метода в стилизации, на примере объекта – дерево, как изменяются его структурные свойства, но не  меняется его функциональное предназначение. Дерево, после придания ему новых форм, остаётся деревом. Слайд 7

Учитель: А это задание вам знакомо. Бионика. Объект живой природы – цветок, и посмотрите, как он меняет своё функциональное предназначение, в связи с инженерно-техническими задачами. Слайд 8

Учитель: И снова  пример задания, которое вы проходили ранее, здесь мы видим этапы стилизации при создании логотипа на основе формы животного. слайд 9

Учитель: Ребята, теперь посмотрите ряд примеров перехода от плоскостных (графических) зарисовок  к объёмно – пространственным композициям при формировании образа. Слайд 10

Учитель: Раз мы с вами начинаем говорить об объёмных моделях, макетах, то нам нужно вспомнить: Основные конструктивные узлы в макетировании,  кто назовёт,  какие они бывают? Слайд 11

Ответ учащихся: Простой узел и простой узел с пронизыванием.

Учитель: Смотрим на экран и проверяем. Слайд 12.

Учитель: Рассмотрим, как, с помощью конструктивных узлов решается задача создания объекта дизайна среды. Посмотрите, в одном случае используется форма яблока в решении дизайнерских задач, а в другом случае трансформируется природная форма при создании архитектурного объекта.  И один и другой приёмы вполне справляются с художественной задачей и просты в исполнении, так как сочетают в себе приёмы с заданий прошлых тем уроков, которые мы с вами проходили. Слайды 13-14.

Учитель:  А вот далее ребята, мы рассмотрим варианты решения несколько другой задачи при формировании образа дизайна среды – это будет «Композиция в заданных ограничениях». Абсолютно новые приёмы  и новая форма реализации для вас, поэтому прошу максимально сосредоточиться и делать себе зарисовки и пометки в альбоме и тетрадках, они вам пригодятся при выполнении задания («витрина»). Слайд 15.

4. Знакомство с понятиями “заданные ограничения” (фронтальная форма, словесный метод, наглядно-иллюстративный метод)

Учитель: Помните мы проходили с вами тему «Пути стилизации формы» по созданию логотипа?

Ответ учащихся: Да!

Учитель:  Одно из упражнений: упрощение формы объекта в решении дизайнерских задач, здесь применяется на совершенно других формах, нежели делали мы с вами, посмотрите как это выглядит в линейном, тоновом и цветном вариантах. Слайды 16-17

Учитель: Мы с вами видим,  как сложные формы могут быть упрощенны и устранены на время, для того, чтобы не мешать нам составлять композицию в заданном (ограниченном) пространстве. Удобный приём, правда?

Учащиеся: Да, очень, всё сразу понятно, мелкие детали форм, характерные черты предметов  не мешают при составлении  композиции.

Учитель: Далее вы видите пример графической зарисовки витрины в трёхмерной визуализации, где  решается задача расстановки предметов композиции в пространстве и итоговый макет в картоне. Слайды 18-19

Учащиеся: Интересное задание «Композиция в заданных ограничениях» («витрина»), а мы его будем выполнять?

Учитель: Да, конечно, эта одна из тем I полугодия и следующего урока!

Учащиеся: Здорово, я бы хотел сделать витрину игрушек. А я хочу витрину магазина спорттоваров! А я витрину магазина парфюмерии, можно? И т.д…

5. Диалог-беседа: ученик – учитель – ученик (фронтальная форма, словесный метод)

Учитель: Но это ещё не всё! Я сегодня вам открою завесу тайны второго задания I полугодия! Только сначала повторим с вами тему прошлого года и вспомним: Что такое модуль? И посмотрим некоторые фото ваших работ с задания «трансформация формы в модульную конструкцию». Если вы помните, это тоже один из приёмов в стилизации? Слайд 20

Ученики: Да, помним.

6. Повторение пройденного материала (фронтальная форма, словесный метод, беседа)

Учитель: Так что же такое модуль?

Ученики: Модуль – это величина (форма) постоянная, которая может повторяться при необходимости нужное количество раз.

Учитель: Правильно, молодцы!

Учитель: Посмотрите внимательно на экран, перед вами  работа – пример такой трансформации формы,  которую  мы с вами делали в прошлом году, когда вы были в 8 классе. Работа «клубничка».  Это работа одного из вас. Слайд 21

Ученики: Ой, это моя работа! Я легко её сделал!

Учитель: Да, совершенно верно, твоя Саша! А вот и работа Веры – белочка! Всё это, насколько вы помните,  модульные композиции.Слайд 22

Учитель: Видите ребята, теперь вы говорите, что это задание вы выполняли с лёгкостью, хотя в прошлом году, по началу, у вас возникали некоторые трудности. Давайте сейчас с вами немного потренируемся

Физкультминутка (приём мотивации: создание проблемной ситуации; игровая ситуация, методы: практический, словесный, сравнения, аналогии, беседа, наглядно-иллюстративный)

Учитель вступает в диалог с учениками по обсуждению трансформации различных форм. Они предлагают способы трансформации этих форм, опираясь на примеры – образцы  модульных композиций находящихся в классе. Отбираются два  наиболее интересных предложения. Далее учитель  зарисовывает эти формы на доске и предлагает классу конкурс на проверку и закрепление пройденного материала, а именно трансформировать их, собрав в модульную композицию и  распределив эти обязанности поровну среди всех учеников. Класс разбивается на две команды. К доске  подходят два ученика, по одному от команды, каждый их которых делает часть зарисовки от всей композиции , так же поступают и следующие учащиеся до тех пор, пока модульная композиция не будет полностью сформирована. Побеждает та команда, которая первая закончит работу над образом.

Звенит звонок, учащиеся уходят на перемену.

ХОД УРОКА

(2 часть)

1. Организационный момент (фронтальная форма, словесный метод)

Учитель: Ребята, звонок на урок прозвенел, успокаивайтесь, садитесь, продолжим: закройте на минуточку глаза, глубоко вздохните и выдохните!

Учитель: Ну а теперь, как и обещала, раскрываю вам вторую тему полугодия: «Новый образ в дизайне среды». Это задание будет «собирательным»,  вам пригодятся все те знания приёмов стилизации формы, которые мы с вами изучили ранее, а так же знания по созданию единой модульной композиции на основе объекта-прототипа.

Учитель: Ребята, а кто-нибудь из вас замечал, что некоторые объекты архитектуры, малой архитектурной формы  и т.д. очень похожи на формы других предметов? Можете привести пример из жизни?

2. Проверка на внимание при усвоении текущей, новой темы (фронтальная форма, словесный метод, сравнения, аналогии)

Ученики: Дом-сапог, машина-жук, остановка-сердце и тд. Вы показывали нам такие дома даже сегодня на уроке, в начале презентации! Там были дом-ракушка, дом-ботинок, танцующий дом и дом бионической формы.

Учитель: Да, верно, молодцы! Не растерялись, ответили на мой провокационный вопрос. Значит, вы внимательно слушаете и смотрите на экран. Действительно,  я вам показывала слайд, где были фото как раз необычных домов. Домов – прототипов. Их так называют, потому, что они очень похожи на какой нибудь предмет, форму и т.д. Давайте ещё раз на них посмотрим. Таких домов по всему миру много и все они очень необычных и интересных форм, более подробно мы поговорим с вами об этом на следующем уроке. Слайд 23.

Учитель: А сейчас я познакомлю вас,  как,  на основе объекта –  прототипа:  акула, сформировать новый образ в дизайне среды. Приготовьтесь записывать и зарисовывать. Внимание на экран!

Учитель: Самое главное, с чего мы начинаем, это анализ фотоматериала нашего объекта – прототипа, затем применяем приём стилизации, «формообразование», «обрубовка». Делаем зарисовки архетипов аналогового фотоматериала. Создаём графическую клаузуру конструктивной формы будущего нового образа, применяя все знания, полученные вами ранее. Получаем сформированный образ. Далее следует цветографическая проработка эскизного ряда в тоне и цвете (ахроматические и хроматические варианты). Это всё этапы работы с эскизами. Слайды 24-26

Учитель: А на этом слайде вы видите уже итоговую модель нового образа, объёмно-пространственную визуализацию в макете. Такая модель может быть интересной доминантой в формировании дизайна среды любого города. Она может быть проектом-предложением для создания в городе различных объектов – это и элемент детской площадки и объект парковой зоны и даже макет будущего дома, океанариума, например. Вот такое задание предстоит вам выполнить в скором времени. Слайд 27

Ученики: Да, здорово, но немного, кажется, сложновато!

Учитель: Ничего, не переживайте, вы справитесь, тем более, что мы всё будем делать поэтапно.

Учитель: Посмотрите сейчас ребята, примеры  таких работ и давайте детально с вами разберём каждый из них: дом-сапог, дом-фотоаппарат, дом-глобус, остановка-палитра, остановка – школьная, детская площадка –  гитара и композиция на тему «игровая площадка». Слайды 28-33

3. Диалог-беседа: ученик – учитель – ученик (фронтальная форма, словесный метод, сравнения, аналогии).

Учитель разбирает с учениками каждый пример созданного нового образа: как он создавался и где и как эта модель может быть использована.

Подведение итогов (домашнее задание, рефлексия)

Учитель: Итак, на этом уроке мы рассмотрели различные приёмы стилизации при формировании образа в дизайне среды. Вспомнили как разбирать и  трансформировать форму на модульные составляющие. Дома, при подготовке к следующему уроку, соберите аналоговой фотоматериал  на тему «витрина». Пометьте себе это в дневниках.

Учитель: Всем спасибо, урок окончен, до свидания!

Ученики: До свидания!

Источники материалов, использованных в презентации (изображения):