Тема урока: "Одна и две буквы "н" в суффиксах прилагательных"

Разделы: Русский язык


Современная концепция образования требует от учителя перехода от традиционных систем обучения на новые технологии. Наша задача – дать не систему знаний, умений и навыков, а набор современных ключевых компетенций в интеллектуальной, социально-правовой, коммуникативной, информационной сферах. В своей работе я стараюсь научить детей самостоятельно добывать новые знания из различных информационных источников, научить их делать аргументированные выводы, использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности. Вниманию учителей я предлагаю конспект урока русского языка в 6 классе. Урок интересен тем, что учащиеся работают с одной и той же информацией, но в различных формах – это орфограмма в учебнике, таблица, алгоритм.

Цели:

  • познакомить с условиями выбора одной и двух Н в суффиксах прилагательных;
  • развитие предметных компетенций: коммуникативной, лингвистической;
  • развитие ключевых компетенций.

Оборудование: таблица, карточки, словари учащихся, алгоритм “-Н- и -НН- в суффиксах прилагательных”, интерактивная доска.

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Синтаксическая пятиминутка.
  4. Разъяснение нового материала.
  5. Физкультминутка.
  6. Закрепление.
  7. Домашнее задание.
  8. Подведение итогов урока.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

— Дома вы выполняли взаимодиктант. Обменяйтесь, пожалуйста, тетрадями для взаимопроверки. Исправьте ошибки, допущенные вашим напарником, объясните ему орфограммы, поставьте оценку.

(Пока идет взаимопроверка, раздать тетради)

Текст взаимодиктанта. Списать, вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки, объяснить подчеркнутые орфограммы.

Презентация.

Приложение.

I вариант II вариант
Пр..морский край – удивительный (не)рукотворный край. Весной он поража..т (не)обыкновенной красотой.

(Не)большие дер..вца с пышными кронами бу..то покрыты л..бяжьим пухом. Эт.. цветут уссурийские груши. С..йчас они н..рядные, а осенью н..чуть (не)приметные.

Рядом с ними ра..цветают сибирские яблони. Люди ч..сто пр..небрегают их (не)крупными плодами, но птиц.. с насл..ждением лакомятся ими.

Приморский край – уд..вительный нерук..творный край. Весной он п..ражает необыкновенной красотой.

Небольшие д..ревца с пышными кронами будто п..крыты лебяж..им пухом. Это цветут уссурийские груш... Сейчас ..ни нарядные, а осен..ю ничуть не_приметные.

Рядом с ними расцветают сибирские яблони. Люди часто пренебр..гают их некрупными пл..дами, но птицы с н..слаждением лакомятся ими.

III. Синтаксическая пятиминутка.

— Запишите предложение (отрывок из стихотворения С.Есенина). (1 учащийся работает у доски)

Свет луны таинственный и длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя,
Но никто под окрик журавлиный
Не разлюбит отчие поля.

— Какова основная мысль этого предложения? (Любовь к родине)

— Объясните лексическое значение слова “отчий”. (Родной)

— Выделите грамматическую основу этого предложения, составьте схему.

IV. Разъяснение нового материала.

— Найдите в этом предложении прилагательные, образованные суффиксальным способом. От какой части речи они образовались? (таинственный – таинство, длинный – длина, журавлиный – журавль)

— Почему слова таинственный, длинный пишутся с двумя Н, а журавлиный – с одной?

— Не торопитесь с ответом, ознакомьтесь с §56 на с. 127 вашего учебника (авторы Баранов М.Т., Григорян Л.Т. и др.), орфограммой №38 и через минуту дайте мне аргументированный ответ на поставленный вопрос.

(Опрос)

Объявление новой темы. Запись темы в тетради.

— Сейчас вы получите листочки, где материал орфограммы №38 изложен в виде таблицы.

Правописание Н или НН в суффиксах прилагательных

-Н- -НН-
–ИН-

–АН- (-ЯН-)

Слово-исключение с –ЕН-: ВЕТРЕНЫЙ (день, человек)

сущ.-Н+ -Н-

–ОНН-

–ЕНН-

Слова-исключения с –ЯНН-: СТЕКЛЯННЫЙ, ОЛОВЯННЫЙ, ДЕРЕВЯННЫЙ

Как находить суффикс
-ИН - всегда ударный

–ЯН- oй

–АН-(-ЯН-) значение слова “содержащий, состоящий из…”

кож..ый – из кожи – кожаный

–ОНН- всегда ударный

–ЕНН- определить очень трудно. Справляйтесь в орфографическом словаре.

З а п о м н и т е: Ветреный (ветер).

1. С ветром. Ветреный день. На улице ветрено.

2. Перен. Легкомысленный, пустой. Ветреный юноша. (Имеет краткую форму)

Н о: безветренный

Ветряной - приводимый в движение ветром. Ветряная мельница. (Не имеет краткой формы)

— Рассмотрите ее.

— Придумайте вопросы по левой части таблицы – 1 вариант, по правой – 2 вариант.

(Опрос)

V. Физкультминутка.

VI. Закрепление.

1. Выполнение первого задания к таблице.

(Работа выполняется на интерактивной доске коллективно под руководством учителя по одному примеру каждый ученик.)

З а д а н и е: Рассмотрите таблицу, объясните, почему в одних прилагательных пишутся две буквы Н, а в других – одна.

Деревянный, жестяной, муравьиный, стеклянный, оккупационный,

искусственный, оловянный, сонный, лошадиный, лиственный, равнинный,

серебряный, интонационный, ветреный.

2. Выполнение второго задания к таблице в ученических словарях в разделе “Справочник”

З а д а н и е: Рассмотрите таблицу, прочитайте текст. Найдите в тексте прилагательные, объясните правописание Н и НН в суффиксах. Систематизируйте свои выводы в таблице

-Н- -НН-
Правило Пример Правило Пример
       

Одно время наша семья жила в небольшом городке, который уютно раскинулся над сонными прудами недалеко от железнодорожной станции. К городку ведет старинная дорога. Как только съедешь с этой дороги на деревянный мост со следами масляной краски, пересечешь речонку с песчаными берегами – так сразу и начинается главная городская улица.

Городок чистенький, утопающий в зелени, весь окружен водяными гладями прудов, где так любит купаться детвора. В некоторых местах растет камыш, и там находят убежище бесчисленные утиные семейства.

Все в нашей семье с любовью и известной грустью вспоминают об этом пристанционном городке.

Р е з у л ь т а т :

-Н- и –НН- в суффиксах прилагательных

-Н- -НН-
Правило Пример Правило Пример
1. –ИН-

2. –АН- (-ЯН-)

 

3. Слово-исключение

с –ЕН-

ГУСИНЫЕ

ПЕСЧАНЫЙ,
МАСЛЯНЫЙ,
ВОДЯНОЙ

ВЕТРЕНЫЙ (день, человек)

1. сущ.-Н+ -Н-

2. –ОНН-

3. –ЕНН-

4.Слова-исключения

с –ЯНН-

СОННЫЙ, СТАРИННАЯ

ПРИСТАНЦИОННЫЙ

БЕСЧИСЛЕННЫЙ

СТЕКЛЯННЫЙ,
ОЛОВЯННЫЙ,
ДЕРЕВЯННЫЙ

3. Запись в “Словарь трудных слов” с указанием морфемного состава слов.

стекл-янн-ый (искл.)

дерев-янн-ый (искл.)

олов-янн-ый (искл.)

клюкв-енн-ый

тыкв-енн-ый

огн-енн-ый

зелен-ый

син-ий

юн-ый

ветр-ен-ый день (искл.)

ветр-ян-ой двигатель

VII. Домашнее задание (разноуровневое).

1 группа. Составить словарный диктант из 15 словосочетаний.

2 группа. Сделать перфокарты из 10 слов.

3 группа. Выполнить упражнение 323 или на выбор задания 1 или 2 группы.

Всем: выучить, какие суффиксы имеют одну букву Н, какие – две.

VIII. Подведение итогов урока и выставление оценок.

— Что нового вы сегодня узнали на уроке? (Правило написания одной и двух букв Н в суффиксах прилагательных)

— От каких частей речи образуются имена прилагательные? Приведите примеры (От существительных)

— Когда в именах прилагательных пишется одна буква Н? (Если они образованы от существительных с помощью суффиксов -ИН-, -АН-, -ЯН- и в слове-исключении ВЕТРЕНЫЙ)

— Когда в именах прилагательных пишется две буквы Н? (Если они образованы от существительных с основой на –Н, а также с помощью суффиксов -ОНН-, -ЕНН- и в словах-исключениях ОЛОВЯННЫЙ, ДЕРЕВЯННЫЙ, СТЕКЛЯННЫЙ)