Конспект занятия по организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "В гостях у Водяного"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели: совершенствовать знания детей о свойствах воды.

Программное содержание:

  • Учить детей устанавливать причинно- следственные связи на основе опытов. Систематизировать и углублять представления детей о воде -как факторе экологического благополучия. Совершенствовать знания детей о роли воды в природе и в жизни человека; о её свойствах 9 без запаха, не имеет формы, растворяет некоторые вещества, в некоторые не растворяет совсем и т.д.). Стимулировать желание детей делать выводы выдвигать гипотезы. Закрепить понятия "природа", "живая природа", " неживая природа", умение детей отгадывать загадки. Формировать системный способ мышления, потребность и желание экономить воду.
  • Активизировать и обогащать словарь детей (фильтр, наводнение, пар).Развивать навыки проведения лабораторных опытов, логическое мышление, связную речь, любознательность, сообразительность.
  • Воспитывать интерес и стремление к созидательному познанию окружающего мира, бережное отношение к воде, эмоциональный отклик от общения с природой, чувство коллективизма, интерес к познавательной деятельности.

Материал: 10 шаров, дидактическая игра "Живая- неживая", письмо, одежда для Водяного, вода, банка, тарелка, пипетки для детей. Салфетки, стаканы для опытов, камушки, губка, зеркало, масло горчичное, чайник, иллюстрации с изображением рек, водопадов, музыкальное сопровождение.

Предварительная работа: беседы о воде, её роли в жизни человека, рассматривание иллюстраций на тему "Вода", использование дидактических игр "Какая бывает вода?", "Волшебная палочка", "Что может делать вода?", чтение художественной литературы, наблюдения за водой во время прогулок.

(звучит музыка)

Воспитатель читает стихотворение:

"Сияет солнце, воды блещут,
На всём улыбка, жизнь во всём,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.
Поют деревья, плещут воды,
Любовью воздух растворён.
И мир, цветущий мир природы,
Избытком жизни упоён.

Воспитатель (В.): Дети, о чём это стихотворение?

Дети (Д.): О природе?

В: Что такое природа?

Д: Всё, что нас окружает, и не сделано руками человека - это природа.

В: Зачем нужна природа?

Д: Она нас кормит, одевает, даёт всё необходимое для жизни.

В: Какая бывает природа?

Д: Живая и неживая.

Д/игра "Живая - неживая"

(воспитатель раздаёт детям карточки)

В: На один стол положите карточки, которые относятся к живой природе, а на другой стол, которые относятся к неживой природе.

(дети выполняют задание)

В: Почему вы решили, что это живая природа?

Д: Потому что она дышит, растёт

В: Почему вы решили, что это неживая природа?

Д: Потому что, они не могут дышать, расти, питаться.

В: Ребята, посмотрите, какое-то письмо. Давайте прочитаем его. "Здравствуйте, ребята. Я знаю вы любите и изучаете природу. Прилетайте ко мне. Будет интересно !!! Воздушный шар ждёт вас!!!"

В: Письмо не подписано. Отправимся в гости? Не боитесь?

Д: Да, отправимся, не боимся!

(дети занимают места в воздушном шаре, звучит музыка)

В: Дети, как вы думаете, природа нуждается в нашей защите? Почему?

Д: Да, природа нуждается в нашей защите. Её нужно беречь, охранять, жить с ней в дружбе.

(воспитатель вместе с детьми читает стихотворение)

"Нас в любое время года
Учит мудрая природа.
Птицы учат пению
Паучок терпению.
Обучают нас труду
Учит снег нас чистоте.
Учит солнце доброте.
Нас деревья всех пород
Весь большой лесной народ
Учат крепкой дружбе.

(полёт завершился, громко журчит вода, воспитатель переодевается и появляется Водяной)

Водяной (В.): Здравствуйте, ребята! Я вижу вы получили моё письмо и очень рад вас видеть! Вы узнали меня?

Д: Да, вы - Водяной!

В: Правильно. Я приготовил для вас много интересного. Но сначала отгадайте загадку:

В морях и реках обитает,
Но часть по небу летает,
А как наскучит ей летать,
На землю капает опять.

Д: Это вода.

В: Правильно. Кому нужна вода?

Д: Вода нужна человеку: он её пьёт, готовит пищу, умывается, стирает, убирает дом, вода нужна растениям, рыбам, животным, деревьям.

В: Какими свойствами обладает вода?

Д: Вода - жидкость, она без запаха, прозрачная, безвкусная.

В: Молодцы! Много свойств воды вы знаете, а хотите я вам расскажу и покажу другие свойства воды, которые вы ещё нет знаете?

Д: Да.

В: На столе у меня чашка, блюдце и баночка (наливаю воду). Что происходит с водой, когда мы её наливаем в эту посуду. Какую форму приняла вода?

Д: Вода приняла форму той посуды, в которую была налита вода. Значит вода не имеет постоянной формы.

В: Молодцы! Что растворяется в воде?

Д: Соль, сахар.

В: Правильно, но не только они. Подойдите к этому столу. Отгадав загадку, вы узнаете, что находится под салфеткой.

Разноцветные сестрицы
Заскучали без водицы.

Д: Это краски.

В: Как вы думаете, краски растворяются в воде? Попробуйте накапать краску в воду (самостоятельная деятельность детей). Что происходит?

Д: Краска растворилась в воде и окрасил её.

В: Почему у Тани светло-зелёная вода, а у Саши тёмно-зелёная вода?

Д: Саша накапал больше, а Таня меньше.

В: Следующая загадка:

Жёлтое, а не солнце
Льётся, а не вода,
На сковороде-пенится
Брызгает и шипит. Что это?

Д: Масло.

В: Если в оду капнуть масло, что произойдёт?

Д: Масло растворится.

В: Давайте проверим. Добавьте в ваши стаканы немного масла. Что произошло с маслом в воде?

Д: Масло не растворилось, оно плавает на поверхности воды жёлтыми капельками.

В: С каким новым свойством вы сейчас познакомились?

Д: В воде одни вещества растворяются, а другие не растворяются совсем.

В: Можно ли пить такую воду? Почему?

Д: Она пахнет маслом и её неприятно пить.

В: Что нужно сделать, чтобы вода стала чистой?

Д: Её нужно очистить от масла.

В: Как это сделать? (дети затрудняются ответить)

В: Это можно сделать с помощью фильтра. Самый простой способ для очистки воды можно сделать из обычной салфетки. Посмотрит, как я это делаю. (Водяной показывает , как сделать фильтр и как его установить). А теперь попробуйте сделать фильтр сами.

(самостоятельная деятельность детей)

В: У всех получилось? Какие вы молодцы! Давайте попробуем , как работают фильтры. Нужно очень осторожно, понемногу лить масленую воду в стакан с фильтром. (самостоятельная деятельность детей)

Аккуратно уберите фильтр и посмотрите на воду. Какая она стала?

Д: Чистая.

В: Куда делось масло?

Д: Всё масло осталось на фильтре.

В: Какой вывод можно сделать?

Д: Волу можно очистить с помощью фильтра.

В: Вы стакивались с фильтрованной водой?

Вода, попадает к нам в наши квартиры через водопровод, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из реки или какого-нибудь подземного водохранилища. Затем она попадает в специальные водоочистительные станции, где с помощью сложных фильтров, не похожих на наших, воду очищают от микробов, грязи, песка и после этого вода попадает в водопровод.

Д/игра "Хорошо-плохо"

В: Дети, вода это хорошо. Почему?

Д: Вода нужна для питья, чтобы умыться и вымыть руки. Водой можно закаляться, готовить еду, мыть полы, посуду, стирать одежду. Вода нужна для того, чтобы поливать цветы, растения. В воде живут разные животные, рыбы.

В: Вода- это плохо. Почему?

Д: Если в жару напиться холодной воды, можно заболеть. Горячей водой можно обжечься, если неаккуратно с ней обращаться. Если пролить на пол, можно поскользнуться и упасть. Если часто поливать растения, они могут погибнуть, можно утонуть. Бывает наводнение и тогда вода может разрушить дома.

В: Молодцы! Ребята, я очень люблю, когда ко мне приходят гости и мы пьём чай. Но знаете, что я заметил. Когда чайник закипает, над ним что-то поднимается. Что это?

(на столе у Водяного стоит чайник, который только закипел)

Д: Пар.

В: Откуда он взялся? Я налили в чайник только воду.

Д: Чайник закипел и появился пар.

В: Сейчас проверим. (Водяной держит зеркало над паром и показывает детям). Что вы идите?

Д: Оно запотело и появились капельки. (Водяной предлагает детям потрогать пальчиком капельки и убедиться, что это вода). Так что же такое пар?

Д: Пар это вода, только очень сильно нагретая.

В: Молодцы! Я очень люблю играть в камушки. Как вы думаете, если опустить камушки в воду, что произойдёт? (дети по очереди опускают в стакан по одному камушку).

В: Что произошло?

Д: Вода начала подниматься вверх.

В: Правильно, вода начала подниматься вверх, т.е. увеличиваться в объёме.

А если в стакан опустить поролоновую губку. Что произойдёт? (Водяной опускает губку, потом вынимает). Что произошло?

Д: Воды стало меньше, потому что вода впиталась в губку..

В: Молодцы! Какие новые свойства воды вы узнали?

Д: Вода не имеет формы; одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем; воду можно фильтровать; вода - это пар; если в воду погружать камушки, то вода увеличивается в объёме; вода может впитываться в другие тела.

В: Ребята, вам пора возвращаться в детский сад, вам понравилось у меня в гостях? Мне тоже было очень интересно с вами. Занимайте места в воздушном шаре. До свидания !!!

(Дети занимают места в воздушном шаре, воспитатель переодевается и возвращается к детям).

Воспитатель (В): Вам понравилось у Водяного? Как вы думаете, а воду нужно экономить?

Д: Да. При умывании не включать сильно кран, чтобы много воды не утекло.

Закрывать хорошо кран. Охлаждать летом газированную воду или квас в холодильнике, а не под струёй воды.

В: Вот мы и прилетели. Что вам больше всего понравилось. (Ответы детей)

В:

Человек! Запомни навсегда:
Символ на земле вода!
Экономь её и береги.
Мы ведь на планете не одни!!!