Формирование элементарных математических представлений в старшей группе

Разделы: Работа с дошкольниками


Программные задачи:

Числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7; состав числа 7 из двух меньших; ориентировка в пространстве; дни недели.

Цели: продолжать знакомить с цифрой 7; составом числа 7 из двух меньших чисел; днями недели. Закреплять умение писать цифры от 1 до 7. Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, вы любите сказки?
Дети: Да.
Воспитатель: А какие вы сказки знаете?
Дети: Называют сказки
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие  по сказке, название которой вы должны отгадать.

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть, по-моему, вели.

Дети: Цветик – семицветик.

Воспитатель: Правильно. Кто её написал?
Дети: Валентин Катаев.
Воспитатель: Кто главный герой сказки?
Дети: Девочка Женя.
Воспитатель: Что произошло с девочкой Женей?

Дети: Старушка подарила Жене цветик – семицветик, который исполнял желания.
Воспитатель: Сколько желаний мог исполнить цветок?

Дети: 7 желаний.

Воспитатель: Ребята, девочка Женя прислала нам по почте цветик – семицветик, но только он не исполняет желания. А нам с вами нужно будет выполнять задания, которые написаны на лепестках цветика - семицветика.

Воспитатель: Как вы думаете, сколько будет заданий?

Дети: 7 заданий.

Воспитатель: Послушайте первое задание (отрывает первый лепесток): задача-шутка

Шли семь старичков,
У них семь посошков,
На каждом посошке семь сучков,
На каждом сучке семь узелков,
В каждом узелке семь воробьев.
У каждого воробья семь хвостов.
Сколько было старичков?

Дети: 7 старичков.

Воспитатель: Молодцы вы справились с первым заданием.

Воспитатель: Игра «Слушай и считай».
Содержание игры: У каждого из детей набор карточек с числами от 1 до 7. У воспитателя палочка, которой он ударяет по какому-либо предмету, издающему громкий звук, определённое число раз. Все дети должны немедленно поднять и показать карточку с числом, соответствующим количеству ударов.

Воспитатель: Начинаем играть, будьте внимательны.
Воспитатель: Третье задание – игра « Внимание, угадай» (работа в тетрадях на печатной основе): напишите задуманное зайкой число в кружке, а он задумал число на один больше 6. Какое число задумал зайка?

Дети: Число 7.

Воспитатель: Отрываем четвертый лепесток, читаем задание: На доске 5 цыплят с шапочками разного цвета на головах. Ваша задача – расставить цыплят верно. Первый цыпленок – в красной шапочке, после красной шапочки идет цыпленок в синей шапочке. Между красной и синей шапочкой – цыпленок в зеленой шапочке. Перед красной шапочкой встает цыпленок в желтой шапочке. Последним встает цыпленок в черной шапочке.

Дети: По очереди выполняют задание.
Воспитатель: Молодцы и с четвертым заданием вы тоже справились.
Воспитатель: А теперь давайте немного отдохнем.

Физминутка:

Встанем, надо отдохнуть,
Наши пальчики встряхнуть.
Поднимайтесь, ручки, вверх,
Шевелитесь, пальчики, –
Так шевелят ушками
Серенькие зайчики.
Крадемся тихо на носочках,
Как лисы бродят по лесочку.
Волк озирается кругом,
И мы головки повернем.
Теперь садимся тише, тише –
Притихнем, словно в норках мыши.

Воспитатель: Немножко отдохнули, будем дальше выполнять задания.
Воспитатель: Пятый лепесток игра «Дни недели».

Воспитатель: Девочке Вере пришло письмо от бабушки: «Дорогая моя внученька, я очень по тебе скучаю, и поэтому решила приехать к тебе в гости.  Сегодня суббота, мой поезд отправляется послезавтра, в дороге я буду 2 дня.  Встречай! Твоя бабуленька». Бабушка забыла написать, в какой день недели она приедет.

Дети: Бабушка приедет в среду.

Воспитатель: Шестое задание « Игра с цветными кружками».
Содержание игры: Для игры нужно подготовить двусторонние цветные круги (7 кругов – состав числа 7). Одна сторона красная, вторая – синяя.

Воспитатель: Сколько здесь всего красных  кругов?

Дети: 7 кругов.

Воспитатель: Переворачиваем  один круг синей стороной кверху. Сколько стало кругов?

Дети: 7 кругов.

Воспитатель: Количество кругов не изменилось, но число 7 составили другим способом 1 круг синий и 6 кругов красных, получилось 1 + 6=7 (пример записывается в тетрадь).
Аналогичную работу проводите до тех пор, пока все красные круги окажутся перевёрнутыми.
Воспитатель: И, наконец, ребята мы с вами дошли до последнего задания, какое оно будет по счету?

Дети: Седьмое.

Воспитатель: Правильно.
Воспитатель: Седьмое задание – назовите пословицы, в которых есть число 7.

Дети: Семь бед – один ответ.
Дети: Семеро одного не ждут.
Дети: Семь раз отмерь, один раз отрежь.

(Побеседовать с детьми, как они понимают смысл этих пословиц, и выучить одну пословицу по желанию детей).

Воспитатель: Молодцы ребята, ваши знания и умения, помогли выполнить все задания, которые нам прислала девочка Женя. Большое вам спасибо.