Домашняя работа учащихся и родителей: "помочь" или "пусть сам делает" – проблема или нет?

Разделы: Работа с родителями


Добрый вечер, уважаемые родители. Тема, выдвинутая сегодня мною на фронт обсуждения: "Домашняя работа учащихся и родитель: "помочь" или "пусть сам делает" - проблема или нет?".

Казалось бы, она и не требует особого внимания. Каждый из нас понимает, что учёба - дело ребенка. Но на практике, c'est la vie, всё складывается далеко не так однозначно. Возникают огромные: "а может быть..", "ну разок-то помогу", "нет, всё же нельзя!", "не помогу - не поймёт", "Сколько можно! Давай уже свою задачу!" и.т.п., ..и в итоге - "папа решает, а Вася сдаёт".

Сегодня мы постараемся разобраться, что же такое домашнее задание, в чём заключается его цель, и попытаемся определить роль родителей в "школьных мытарствах" детей.

Начну я с некоторых основных определений. Скажу пару слов о домашнем задании как элементе процесса обучения. Это теоретический блок нашей лекции. После чего поговорим о роли родителя в обучении в целом и при выполнении домашнего задания в частности. Постараемся прийти к каким-то выводам и, может быть, вывести с вами какие-то "рецепты".

Готовы?

Начнём.

Каждый родитель, начиная с того момента, как его ребенок переступает порог школы, так или иначе становится вовлеченным в определенный процесс, в котором что-то бурлит, создаётся, кто-то падает, но обязательно поднимается, кто-то проживает его более успешно - кто-то менее. Вы уже поняли, я говорю об образовательном процессе.

Что есть результат школьной учёбы?

- Знания! "Корочка" - аттестат, и т.д., - может кто-то ответить. Ой ли!

Результатом должно быть, следуя современным требованиям, выдвигаемым Законом РФ "Об образовании", развитие каждого ребенка.

"Развитие, развитие, развитие:" - этим словом уже давно набили оскомину. И я тоже ("о, боги!") буду говорить с вами именно об этом. Развитие личности - это объективный процесс последовательного количественного и качественного изменения (роста) физических и духовных начал человека. Итак, развитие - это изменение, и хорошо бы с положительным вектором.

Развитие в системе школьного образования достигается во взаимодействии "Воспитания" (целенаправленного развития человека, включающего освоение культуры, ценностей и норм общества) и "Обучения" (передачи и усвоения опыта поколений: ЗУНов, опыта деятельности и поведения, - через взаимодействие учителя и обучаемого).

А происходит это всё в рамках целостного педагогического процесса. Таким образом, педагогический процесс - это процесс, в котором социальный опыт трансформируется в качества формируемого человека (личности) через взаимодействие ученика и учителя и через другие организуемые учителем формы взаимодействия.

Не открыв для вас никаких "библейских истин", я всего лишь ещё раз обращаю ваше внимание на то, чем занят тот социальный институт, в который пришли ваши дети, и на то, к чему каждый из них, на выходе, должен прийти.

Веретено школьных дней вьётся по определенным законам, знакомым каждому из вас с детства (мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь). Знания, полученные в стенах школы, требуют, как алмазы, оттачивания, шлифовки. Как человек, прочитавший кучу книг об особенностях поварского искусства, не становится поваром, так и знания, не получившие своего применения, не становятся истинными знаниями. Ребенок, решающий задачу, не должен быть подобен человеку, работающему на конвейере и умеющему собирать только одну определенную деталь, - он должен подобно мастеру знать механизм "от и до". Но как такое мастерство достигается? Только и лишь через упражнения. Через огромный пласт разнообразной, разноуровневой самостоятельной работы, которую ребенок должен проделать. Только делая то, что делать трудно, мы развиваемся. Только действия, выполненные самостоятельно, запоминаются надолго. Вы не согласны?

Как же организовать такую работу?

Вот тут и вступает в силу домашнее задание. Педагогический словарь дает нам следующее определение данного понятия: домашнее задание - форма самостоятельной работы учащихся, организуется учителем с целью закрепления и углубления знаний, полученных на уроке, а также для подготовки к восприятию нового учебного материала, а иногда и для самостоятельного решения посильной познавательной задачи; составная часть процесса обучения [2].

Немного истории.

Уже в 16 веке домашнее задание становятся обязательным компонентом учебной работы. Но будучи частью учебного процесса, домашнее задание в практике работы школы наряду с положительным эффектом вызывали такие негативные явления, как перегрузку учащихся, механическое заучивание и пр. Домашнее задание на протяжении 19-20 вв. были предметом педагогических дискуссий. Л. Н. Толстой, считая, что Д.з. - это испорченный вечер ученика, отменил их в своей Яснополянской школе. К. Д. Ушинский доказывал целесообразность применения Д.з. лишь после специальной подготовки школьников к их выполнению. В некоторых учебных заведениях, в частности в?гимназии К. И. Мая, велась работа по совершенствованию Д.з., преодолению перегрузки учащихся.
После 1917 в условиях единой школы не было обязательного Д. з., они стали рассматриваться как необходимый компонент работы школы лишь с нач. 30-х гг. В 60-х гг. в связи с критикой "традиционного обучения", направленного лишь на формирование знаний, умений и навыков, и акцентированием внимания на развитие творческих возможностей личности, умений самостоятельного познания, сложившаяся в 30-х гг. методика Д.з. была пересмотрена. Д.з. рассматриваются как средство подготовки к самообразованию, стимулирования развития самостоятельности, творческих форм познания.

Какое ключевое слово можно выделить из всего сказанного? Конечно же - самостоятельность.

Но в самом начале мы сказали, что родитель вовлечён в процесс обучения. Так что же получается - вовлечен статистом, мерно наблюдающим над развитием, а иногда и над мучениями детей?

Один великий психолог, Л.С. Выгоцкий, в начале 20 века высказал определенный тезис. Чтобы вам показалось это мнение достаточно весомым, мы можем сравнить вес этого ученого в педагогической психологии с весом, возможно, Р. Декарта в теории координатной плоскости. Итак, Выгоцкий сказал, что взрослые должны создавать зону ближайшего развития в обучении детей: то, что ребенок делает сегодня со взрослым, - то завтра он будет делать сам. Посмотрим на это утверждение сквозь призму нашей темы.

Что же получается, вы, родители, всё же должны помочь ребенку в решении д.з.?

Какое-то противоречие! Помогать нельзя - т.к. нужна самостоятельность ребенка, помочь надо - по-другому ребенку справиться почти невозможно.

Но давайте копать глубже. Противоречие окажется всего лишь формальным! Как уже было сказано выше - одно из ключевых слов, характеризующих д.з. - самостоятельность. Так может нам именно и надо помочь ребенку не с выполнением д.з., а с развитием этой самой самостоятельности!

Итак, задачу определили. Теперь ищем пути выполнения. "Формула, где формула?".

Способствовать развитию у ребенка самостоятельности можно только через осознание необходимости этой самой самостоятельности самим ребенком и через создание мини-задач, для решения которых необходимо именно его, ребенка, самостоятельное действие.

Душевные силы человека подчиняются представлениями о цели. Принятие ребенком цели возможно только при использовании такого традиционного метода, как беседа (в которой не лишним может оказаться и спор). Именно через нее идёт осознание ответа на вечное "зачем учиться?". Это мотивационный этап. Не будем этого касаться. Представим, что наш ребенок готов учиться, но он никогда этого не делал. У него есть первичная цель, но как её сохранить? Как ей следовать в учебной деятельности? Как планировать свою деятельности? Как осуществлять ее контроль и оценку?

Здесь я хочу поделиться с вами некоторыми советами известного педагога С.Соловейчика[1], который предлагает организовать систему опытов над собой. Кто хочет, может записывать какие-то моменты, опоры, чтобы потом воспользоваться.

Вот какие опыты предлагает Симион Львович:

1. Увлечение.

"Не хочу", "не могу", "не люблю"? - а почему? - потому, что не получается! Всякая работа может быть увлекательной. Надо лишь сделать первый шаг. Как? - Работа покажется интересней, если мы настроились на то, что она будет интересной. Итак: перед тем, как сесть за дело - надо убедить себя, что эта, пусть даже нелюбимая до сих пор, работа - ну очень интересная: "я люблю заниматься математикой!". В итоге - человек увлекается предметом, и внушать себе что-то уже не требуется. Учиться становиться действительно интересно.

2. Тщательность.

Тщательность - основной источник увлечения работой. Любое дело надо делать глубоко. Всякое дело платит на нашу щедрость удовольствием. "Лучший способ экономить время в учении - не экономить его за счёт учения". Практический совет? - выделить на учёбу больше времени, чем требуется. Отвлечься о всего остального и заниматься только работой. В итоге получится, что тщательная работа привела к успеху (и, следовательно, - к удовольствию от результата), а погружение в работу обеспечило скорость её выполнения. Работа получается быстрее и качественнее. Появляется вера в себя. Надо уметь заставить себя работать. Чем меньше у человека сил, тем точнее они должны быть направлены. Чем больше работаешь умом - тем больше работать хочется.

3. "Режим у меня есть, только я его не выполняю".

Как ребенку заставить себя планировать своё время? Начать надо с того, что просто отмечать, что час ушёл на то-то и теперь надо сменить занятие. Планирование и учёт внутренне связаны. Планирование не удаётся? Наладим хотя бы учёт! И мы не заметим, как перейдём к планированию!

4. "Сова" или "Жаворонок"?

Утром (физиологически) легче сконцентрировать внимание на чём-то одном. Проснуться за пару часов до обычного времени подъема и сделать домашнее задание. В чём минус? - Иногда информация должна "переночевать" в нас. Каждый человек, который когда-либо что-то учил, знает, как это важно. Но с другой стороны - на утреннее выполнение заданий тратится намного меньше времени. А может делать так: уроки за завтрашний день делать сегодня утром!

5. Помощь другу.

Каким бы слабым не чувствовал себя человек, если он окажет поддержку другому - он станет увереннее в себе. Оценив работу друга, станет легче объективно оценить свою.

6. Представим себе и спросим "почему?".

Изучая тот или иной материал, надо представить себе то, о чём говорится. Так намного легче запомнить. Надо создать себе представление предмета. Надо спорить с автором учебника. Ничего приблизительно понятого быть не должно. Только точное, полное и ясное понимание. Здесь нам помогает вопрос "почему?". Прочитал правило, исключение, тему, текст - формулируй главный вопрос в его связи с предыдущим материалом. И сам же на него отвечай! Не поучается? Ещё раз разбирайся. "Слово "думать" означает только одно: искать вопросы, потом искать ответы на них" (С. Соловейчик).

7. Тренируй память.

Учить урок - значит наполнять каждое слово точным смыслом. Будем осмысливать, делить на части, сравнивать, сопоставлять, искать причины и следствия - и заработает непроизвольная память! Урок запомнится!

Опыты над памятью: 1.представь себе причину - зачем ты учишь!, 2. Прочитай материал, сравни с прошлым, отметь главное, 3. Используй возможности для повторения. Встретил что-то полузабытое - вспомнил. Вернулся. 4. Если у тебя очень плохая память - учи стихи и куски прозы. 5. Пересказы: берем будильник, заводим на 3 минуты. Три минуты - вполне достаточный срок, чтобы сжато, четко и вразумительно пересказать смысл учебного материала.

Итак, наши опорные слова - увлечение, тщательность, режим, работа с утра, помощь другу, спросим "почему?" и тренируем память. Вот это примерно те советы, - опыты, которые С.Соловейчик предлагает ставить детям над собой. Это именно те советы, которые передаю вам сегодня я. Зачем? Чтобы вы, при необходимости, помогли ими своим детям. В чем смысл такой помощи? В развитии самостоятельности. Зачем это? А всё для того же - для развития личности.

Спасибо за внимание.

Список источников:

  1. С. Соловейчик. Учение с увлечением - http://readr.ru/simon-soloveychik-uchenie-s-uvlecheniem.html?page=1&submit=%D0%BE%D0%BA
  2. Педагогической словарь - http://www.enc-dic.com/pedagogics/Domashnie-Zadanija-538.html