Урок-игра по теме "Человек против природы". 8-й класс

Разделы: География

Класс: 8


Цели урока:

  • сформировать и углубить знания и представления о стихийных явлениях и стихийных бедствиях, рассмотреть причины, вызывающие стихийные явления и способы борьбы с ними;
  • развивать аналитико-синтетические навыки, умения устанавливать причинно-следственные связи, систематизировать и анализировать материал, выделять главное обобщать и делать выводы, формировать интегральное видение явлений и процессов, происходящих вокруг;
  • активизировать познавательный интерес учащихся, прививать чувство любви к природе и бережного отношения к природным объектам.

Тип урока: закрепление и обобщение знаний.

Форма урока: урок-суд.

Оборудование: настенная физическая карта России; видеофрагменты о стихийных явлениях природы; картины "Извержение вулкана, "Смерч"; таблички с названиями стихийных явлений и их проявлениями – "землетрясения", "лавина", "обвал", "извержение вулкана", "сель", "ураган", "наводнение", "цунами", "засуха", "оползни", "смерч".

Внешние атрибуты судьи: мантия.

Презентация (приложение 1)

Предварительная подготовка урока.

Распределение ролей – судья 1 учащийся, адвокат учащийся, прокурор 1 учащийся, природа 1 учащийся, свидетели-обвинители по всем стихийным явлениям 6 учащихся, представитель МЧС учащийся, свидетель защиты учащийся, эксперты 3 учащихся, секретарь (учитель). К уроку требуется предварительная подготовка учащихся, подбор материала, освоение ролей.

Ход урока

Секретарь (учитель): Слушается дело по обвинению природы человеком в проявлении стихийных явлениях и стихийных бедствиях ведущих к значительным разрушениям и гибели людей. Также рассматриваются причины, вызывающие стихийные явления и меры борьбы со стихийными явлениями. Встать! Суд идет!

Судья. Прошу садиться! Секретарь, все ли участники процесса присутствуют в зале суда?

Секретарь (учитель): Ваша честь, в зале на заседании по делу" Человек обвиняет природу" присутствуют: присяжные заседатели, прокурор, адвокат, представитель Министерства по чрезвычайным событиям, свидетели обвинения, свидетель защиты, обвиняемая природа, независимые эксперты – математик, географ, историк и два представителя человечества, которые подали иск в суд.

Судья. Судебное заседание объявлено открытым. Слушаем дело по иску человека к природе. Истцы, огласите суть своего обвинения.

Человек 1: Ваша честь! Присяжные заседатели! Мы обвиняем землетрясения, вулканы, лавины, сели, ураганы, обвалы, наводнения, засуху, в конце концов – природные явления, приносящие человечеству огромный материальный ущерб, а часто приводящие к человеческим жертвам.

Человек 2: Человечество на протяжении веков страдает от проявления стихийных бедствий. Хочу собравшимся разъяснить, чем отличаются стихийные явления от стихийных бедствий? Стихийными называют явления, происходящие чаще всего неожиданно, неподвластные воле человека. Стихийные бедствия – катастрофические природные явления и процессы, которые могут вызвать человеческие жертвы и наносить материальный ущерб.

Так вот мы и обвиняем природу в том, что природные явления часто стали превращаться в стихийные бедствия. И что делать? Как помочь человечеству противостоять возмущённой природе?

Прокурор: Ваша честь, я, как представитель обвинения в своём выступлении хочу показать насколько опасно и вредно влияние природных явлений для жизни Человека.

Природа-основа жизни, она породила Человека и с раннего его развития оставила на произвол стихиям, которые сома и создаёт, испытывая, таким образом, Человека на прочность.

В условиях природных катаклизмов Человечество не может заниматься мирным созидательным трудом, он борется за выживание, противостоит всем стихиям и часто погибает в этой борьбе. Получается, что Природа сома гудит своего “ребёнка”, а это уже преступление за которое нужно отвечать по всей строгости закона Мироздания.

Человек борясь за выживание, невольно вступает в конфликт с Природой, что пагубно как для Человека, так и для самой Природы. Борьба за выживания вынуждает Человека вторгаться в тайны и недра Природы. Конфликт растёт. Человек страдает от природных стихийных явлений, а Природа всё жёстче мстит ему за его пытливость и желания жить.

Поэтому, уважаемый Суд, сторона обвинения настаивает на вынесении обвинительного приговора в отношении Природы по статье Бесчеловечность и нанесения вреда, и просит определить меру наказания в виде постоянных исправительных работ по созданию комфортных условий для созидательного труда, мирной жизни Человечеству.

У меня всё, Ваша честь!

Судья: Природа, вы согласны с обвинениями?

Природа. Нет, Ваша честь! Все мы обязаны жизнью нашей планете – прекрасной Земле, голубой от океанов, зеленой от лесов, желтой от песков и, увы, остающейся по-детски беззащитной перед варваром – человеком. Земля стонет сегодня от боли, взывает о помощи. Получив неограниченную власть над природой и надменно упиваясь этой властью, человек, считая себя “царем природы”, забыл, что сам является ее скромной частицей. “Мы и сейчас еще не можем и не хотим понять, – горестно замечает русский писатель Астафьев, – что животные, птицы, рыбы, растения без нас проживут, а вот нам без них не прожить и дня одного”.
Знаки надвигающейся беды заметны сегодня повсюду в мире. Экологический кризис не знает государственных границ и природных рубежей – он глобален.

Прокурор: И так, Человек обвиняет Природу, а не наоборот. Ваша честь и присяжные заседатели, сторона обвинения просит пригласить для дачи показаний свидетеля землетрясения.

Судья: Секретарь, пригасите в зал суда свидетеля обвинения.

Секретарь (учитель): Для дачи показания в зал суда приглашается свидетель обвинения землетрясения.

Судья: Представьтесь, пожалуйста.

1 свидетель: Я свидетель разрушительных землетрясений.

Прокурор: Скажите, свидетель, где в России происходят землетрясения?

1 свидетель: /показываются видеоматериалы катастрофических землетрясений/ Сильные землетрясения в России случаются на Кавказе, Камчатке и Курилах, в горах Прибайкалья.

Я был свидетелем землетрясения в 1995 году на острове Сахалин (показывает по карте). Был стерт с лица земли поселок нефтяников Нефтегорск. Жертвами стали 2 тысячи человек-женщин, детей, стариков. Полностью разрушены все 17 жилых домов. Разрушения были столь велики, что было принято решение не восстанавливать поселок на этом месте.

Дальний Восток известен и подводными землетрясениями, которые порождают волны огромной разрушительной силы – цунами. Их скорость может быть 1000 км в час, а высота у побережья – 50 м и более. В 1952 году цунами, обрушившееся на Северные Курилы, привело к значительным разрушениям и человеческим жертвам.

Судья. Свидетель, присаживайтесь. Прошу объяснить Природу причину столь сильного землетрясения.

Природа. На Дальнем Востоке – сейсмическая зона, здесь проходит граница литосферных плит. Это очень подвижный участок земной коры.

Судья. У адвоката, прокурора есть вопросы к Природе?

Адвокат: У меня, ваша честь, есть вопрос.

Прокурор: У меня тоже, Ваша честь!

Судья. Прошу, вас коллеги соблюдать очерёдность и не скандалить в зале суда. Адвокат, задавайте свои вопросы.

Адвокат: Спасибо, Выша честь. Природа, я бы хотела уточнить для собравшихся. Вы утверждаете, что на стыке литосферных плит сейсмически опасные зоны? И там часто происходит сотрясание земной коры?

Природа: Да, это так.

Адвокат: Значит, предотвратить землетрясение, не возможно?

Природа: К сожалению, нет. Это подземные толчки и колебания земной поверхности, к которым приводит резкий разрыв и смещение горных пород на глубине. Колебания регистрируются сейсмографом, силу землетрясения оценивают по 12-бальной шкале. (Показ слайдов: как возникает зем. и шкала). Можно только оповестить и предупредить население о стихийном бедствии.

Адвокат: У меня больше нет вопросов к природе.

Человек 1: И это всё, что природа может сказать?! Уважаемый суд, у нас есть эксперт-математик, который владеет цифрами касающихся землетрясений в России. Можно ли его послушать?

Судья: Думаю, что мнение эксперта не помешает. Секретарь, пригласите математика.

Секретарь (учитель): Для дачи показания в зал суда приглашается эксперт-математик.

Судья: Уважаемый, какие сведения у Вас имеются по данному вопросу?

Эксперт-математик: (показ слайдов с цифрами) Согласно данным карты Общего Сейсмического Районирования, в России свыше 26 % площади относится к сейсмоопасным зонам, где возможны сейсмические сотрясения с интенсивностью 7 и более баллов. На этой территории расположены около 3000 больших и малых городов и поселков, 100 крупных гидро– и тепловых электростанций, 5 атомных электростанций и большое количество предприятий повышенной экологической опасности. Территория 103-х городов России подвержена опасности землетрясений.

Вообще, землетрясения составляют 13% от общего числа природных катастроф и занимают 3-е место среди природных катастроф, отдавая первенство тропическим штормам и наводнениям. За предыдущие 100 лет на земле произошло порядка 2000 землетрясений с магнитудой больше 7 баллов, из которых 65 землетрясений имели магнитуду больше 8 баллов.

За последние 30 лет XX века в землетрясениях погибло около 1млн. человек, что в среднем составляет 33 тыс. человек в год. За последние 10 лет, по подсчетам А.Завьялова, погибло около 450 тыс. человек, что в среднем на год приходится 45 тыс. человек.

Наиболее опасным в России из всех регионов, относящихся к сейсмоопасным зонам, является южный район Камчатки. По среднесрочному прогнозу на Камчатке в ближайшие 10 лет возможно возникновение землетрясения с магнитудой больше 7 баллов по 12 бальной системе. В сейсмоопасной зоне расположен Петропавловск.

Судья: Да, Ваша информация впечатляет и одновременно пугает. И всё же я соглашусь с Природой. Предотвратить землетрясение, не возможно. Можно только оповестить и предупредить население о стихийном бедствии. Вопросы есть к эксперту?

Прокурор: Вопросов нет. Но у стороны обвинения есть следующий свидетель стихийного природного явления.

Судья: Секретарь, пригасите в зал суда свидетеля обвинения.

Секретарь (учитель): Для дачи показания в зал суда приглашается свидетель обвинения извержения вулканов.

Судья: Представьтесь, пожалуйста.

2 свидетель: Я свидетель разрушительных действий вулканов.

Прокурор: Скажите, свидетель, где в России происходят извержения вулканов?

2 свидетель. Показываются видеоматериалы извержения вулканов/Извержения вулканов происходят на Камчатке и Курильских островах (показывает по карте). Их около 60. При извержении изливается лава, которая сжигает все на своем пути. Из кратера вулкана поднимается на огромную высоту столб тепла, газов. Очень сильное извержение вулкана Толбачик сопровождалось взрывами, излиянием лавы, которая разливалась со скоростью 3,5 км в час. Жертв удалось избежать. Крупнейший из действующих вулканов России – Ключевская Сопка. Извергается он довольно часто, примерно 1 раз в 7 лет. Грохот извержения слышен в радиусе 200-300 км.

Судья. Свидетель, присаживайтесь.

Прокурор: Ваша честь, я прошу вызвать сразу 3-го свидетеля обвинения.

Судья. Сторона защиты не против?

Судья: Секретарь, пригасите в зал суда следующего свидетеля обвинения.

Секретарь (учитель). Для дачи показания приглашается свидетель обвинения селей и лавин.

Судья: Свидетель, в чём Вы обвиняете Природу?

3 свидетель. Я обвиняю Природу в разрушительных действиях селей и лавин./показываются видеоматериалы/

В горах Кавказа, Южной Сибири распространены сели – грязекаменные потоки возникают при быстром таянии снега или после сильных ливней. С огромной скоростью спускающийся поток уничтожает селения, заваливает дороги, приводит к человеческим жертвам. Лавины тоже возникают в горах. Под лавинами гибнут люди, часто это туристы, переходящие лавиноопасный участок.

Судья: Свидетель, присаживайтесь.

Прокурор: Природа, что Вы скажите теперь в своё оправдание?

Адвокат: Мы не намерены оправдываться. Ваша честь, мы хотим пригласить независимого эксперта-географа.

Судья: Секретарь, пригасите в зал суда независимого эксперта.

Секретарь (учитель). Для дачи показания приглашается свидетель защиты – географ – эколог

Судья: Прошу вас коллеги задавайте вопросы эксперту.

Адвокат: Уважаемый эксперт, объясните присутствующим, что такое вулканы?

Географ-эколог: Вулкан – это геологическое образование, возникшее над трещиной в земной коре, по которой извергается на земную поверхность лава. У вулкана есть жерло, кратер, слоистый конус, что отличает его от обычной горы. (показ на слайде строения вулкана)

Адвокат: Скажите, эксперт, так ли опасны для человека вулканы в нашей стране, как описал нам их свидетель обвинения?

Прокурор: Протестую, Выша честь! Адвокат ставит под сомнения показания моего свидетеля.

Судья: Протест отклонён. Отвечайте эксперт. Мне тоже интересно знать, представляют ли угрозу человеку вулканы в нашей стране?!

Географ: На Тихоокеанском побережье, находится единственный в стране район современного вулканизма: Камчатка и Курильские острова. Да, как говорил свидетель, сильные извержения происходят в этой части страны довольно часто, но ввиду малонаселённости территории большой угрозы для людей они не представляют.

Прокурор: Ну, допустим. А лавины и сели? То, что бод ними гибнут люди, Вы же отрицать не будите?!

Географ: Да, что есть, то есть. Отрицать нет смысла. При обвалах, оползнях и селей большие объёмы горных пород смещаются вниз по склонам в межгорные долины, в которых и сосредоточено основное население. Толчком для начала движения могут стать землетрясения, сильные дожди, а в некоторых случаях неосторожно брошенный камень или даже громкий звук. А вот лавина – это низвержение массы снега с горного склона. Причиной является нарушение устойчивости снежного покрова на склоне. После обильного снегопада или потепления в горах даже звук человеческого голоса может вызвать сход лавины.

Судья: Вопросы еще есть к Географу-экологу? Прошу вас присаживайтесь. Из вашего показания я сделал вывод, что в таких природных явлениях как обвалы, сели, оползни, лавины виновата и природа и неосторожные действия человека.

Прокурор: Ваша честь, разрешите пригласить ещё одного свидетеля

Адвокат: Что вы можете ещё предъявить природе! Неужели не понятно, что все ваши попытки приводят к 0 результату.

Судья: Секретарь, пригасите в зал суда следующего свидетеля обвинения.

Секретарь (учитель). Для дачи показания приглашается свидетель обвинения наводнений.

Судья: Представьтесь, пожалуйста. Выслушаем ваши обвинения.

4 свидетель: Я обвиняю Природу в разрушительных действиях наводнений. /показываются видеоматериалы наводнений/. В России от наводнений страдают города и деревни, находящиеся в долинах рек, текущих на север. Весной во время половодья большая вода с верховий, а также лед не могут пройти вниз по течению, т.к. река в низовьях еще стоит скованная льдом. Наиболее сильные наводнения бывают на реках юга Дальнего Востока. Так очень большой материальный ущерб принесло наводнение городу Ленску (показывает по карте). В 1908 году под водой оказалась огромная территория в бассейне Верхней и Средней Волги. Были разрушены десятки домов. Люди остались без крова. На реке Амур (показывает по карте) случается до 10 наводнений в год, из них одно – катастрофическое. В 1811 году в Архангельске вода поднялась на 6 м, в результате 40 кораблей были выброшены на берег.

Очень большой ущерб приносят наводнения на Северном Кавказе (показывает по карте). Во время паводков на реке Кубань были затоплены сотни домов. Так после двухдневного ливня в горах в ночь на 7 июля 2012 года река Адагум, на берегах которой Крымск и стоит, повела себя особенно буйно, и трактор не просто был принесен и бережно оставлен на берегу, а проехался практически по всему городку. Сие действие произошло глубокой ночью, и, пока жители тихо и мирно спали, пришла вода. Судя по отметкам, поток в пике паводка составил около 1500 кубометров в секунду. В результате наводнения пострадали южные районы Кубани: Геленджик, Крымск и Новороссийск. Крымск затапливало регулярно. Еще не до конца забыт потоп 2002 года. Менее известен потоп, случившийся зимой 2010 года.

Судья: Прошу объяснить Природу причины наводнений.

Природа: Наводнения – это затопление водой обширных участков территории вместе с населенными пунктами, дорогами, промышленными и сельскохозяйственными объектами.

Возникают наводнения чаще всего во время высоких половодий и паводков, вызванных притоком в русле талой и дождевой воды, из-за загромождения русла льдом (затор), ветровой нагон воды в устье рек. Наиболее надежным способом предотвращения наводнений служат регулирование стока рек.

Адвокат: Скажите, природа, а кто должен регулировать сток рек? Сама природа или нужна помощь человека?

Природа: Сама я не справлюсь. Конечно, нужна помощь людей и техники чтобы построить водохранилища, которые делают сток реки более равномерным в течение года. Таким образом, водохранилища помогают и при понижении уровня воды в реках, и при её повышении.

Судья: Значит, наводнение можно “укротить”, чтобы последствия свести к минимуму? Но, как заявила Природа, нужна помощь человека. Я всё больше и больше склоняюсь к выводу, что Природа и человек должны не конфликтовать, а “идти рука об руку” по дороге жизни.

Прокурор: Всё это конечно замечательно, дружба человека с природой. Но не будем забывать, что человечество, на данном этапе, обвиняет Природу в её суровости по отношению к людям. И о какой дружбе может идти речь ?! Ваша честь, после нашего очередного свидетеля, у Вас точно измениться мнение о лояльности Природы к человеку.

Судья: Прокурор, что Вы предлагаете? Выслушать ещё одного обвинителя?

Прокурор: Да, Я настаиваю!

Судья: Ну, что секретарь, пригласите свидетеля.

Секретарь (учитель). Для дачи показания приглашается свидетель обвинения засухи.

5 свидетель: Я обвиняет Природу в разрушительных действиях засухи. /показываются видеоматериалы/ Отсутствие атмосферных осадков приводит к истощению почвенной влаги и резкому снижению относительной влажности воздуха. Засухи распространены на территории европейской части России, даже в лесной полосе на широте Москвы 2-3 раза возникают засухи. Засухи часто сопровождаются суховеями-ветрами с высокой температурой и низкой влажностью. Суховеи часто возникают в Прикаспии, на Северном Кавказе (показывает по карте). И засухи, и суховеи значительно снижают урожайность (до 50%), ухудшают качество почвы. В Волгоградской области в 2011 году продолжительная засуха и суховеи привели к гибели трети урожая. По данным правительства Волгоградской области, точно известно о гибели 30% озимых и яровых зерновых культур на площади 600 тысяч гектар. На европейской территории России наиболее сильные засухи наблюдаются в Поволжье, на Кубани. В засушливые годы число дней без осадков может достигать 60-70. Засухи способствовали возникновению эпидемий страшных болезней, когда вымирали целые города. В наше время засухи не имеют таких страшных последствий, но требуют больших денежных затрат для защиты и сохранения урожая.

Судья. Прошу объяснить Природу причину засухи.

Природа. Засухи это длительная (многодневная, многомесячная) сухая погода при повышенной температуре воздуха. На территории европейской части России засухи и суховее связаны с устойчивыми антициклонами. Антициклон – это вихрь с высоким давлением в центре, который приносит жаркую засушливую погоду без осадков летом и морозную солнечную погоду зимой.

Адвокат: Потери от поразившей центр России засухи и пожаров в результате аномально высокой температуры подается как результат неожиданного стихийного бедствия. Так ли это на самом деле? Или это результат поразившего страну технологического невежества и игнорирования опыта по преодолению этой стихии? Скажите Природа, есть ли какие либо методы борьбы с засухой?

Природа: Основной путь борьбы с засухой – посадка лесных полос, специальная агротехника, орошение полей.

Судья: Спасибо за разъяснения. Опять я вижу, что природе нужна помощь человека и тогда она отплатит добром.

Прокурор: Но не стоит делать поспешных выводов. Можно пригласить историка для дачи показаний? У него есть исторические данные, которые подтверждают коварство Природы.

Судья: Ну, что секретарь, пригласите свидетеля.

Секретарь (учитель). Для дачи показания приглашается историк.

Историк: Засуха всегда была одним из опаснейших природных явлений, с которым были связаны неисчислимые несчастья людей. Гибель урожая приводила к массовому голоду, умирали люди и животные. Наиболее значительными в послевоенные годы были засухи 1946, 1963, 1967, 1972, 1975 гг., охватившие одновременно европейскую и азиатскую часть нашей страны. Как показывают исторические источники, засуха в России – явление периодическое и не столь уж редкое. По данным с начала систематических научных наблюдений в России в XIX-XXI вв. крайне засушливыми, а стало быть, и голодными, были следующие годы: 1891, 1901, 1911, 1924, 1927, 1931, 1938, 1946, 1963, 1972, 1975, 1981, 1984, 1995, 2007, 2009 (юг страны). По историческим сведениям засуха поражала Россию и в более ранние периоды, сопровождающиеся недостатком продовольствия, голодом, высокой смертностью населения. Данных о влиянии государства на процесс преодоления засухи не сохранилось, разве только об обращениях церкви и населения к всевышнему с просьбой дарования дождя. До XVIII века, по мнению историков, государство фактически не предпринимало мер, которые имели бы прямую цель преодолеть архаичность сельского хозяйства, систематизировать знания, накопленные народной агрономией, произвести изменения в применяемых технологиях, нацеленные на повышение их продуктивности. Начало активной инновационной деятельности государства в области сельскохозяйственного производства по распространению аграрно-научных знаний в России было положено императором Петром I . Петровские указы, наполненные производственными и технологическими деталями, несли в себе определенное научное знание. Оно дополнялось популяризацией прогрессивного зарубежного агрономического опыта.

По данным Гидрометцентра РФ почти 70% пахотных земель в России находятся в зоне рискованного земледелия. Уже в начале XXI столетия в 2010 году в 43 субъектах Российской Федерации было объявлено чрезвычайное положение в связи с засухой. В 2010 году было собрано 60,9 млн.т. зерна, в том числе пшеницы 41,47 млн.т (68%), в 2009 г собрано 97,1 млн.т зерна, в том числе пшеницы 61,7 млн.т (63%). Надо отметить процентное соотношение пшеницы к общему объему практически не изменилось, но резко изменилось качество.

Адвокат: Конечно, такие данные могут испугать кого угодно, но историк ничего не сказал о существовании другого прогноза. Сторона защиты представляет прогноз эколога.

Судья: секретарь, пригласите свидетеля.

Секретарь (учитель). Для дачи показания приглашается эколог.

Эколог: Человек долгое время использовал окружающую среду как источник ресурсов, и эта его деятельность не оказывала заметного влияния на природу. Лишь в конце XIX в. изменения, происходящие в биосфере, привлекли к себе внимание ученых. В XX в. эти изменения нарастали и в настоящее время лавиной обрушились на человеческую цивилизацию. Постоянно наращивая темпы материального производства, люди зачастую не задумываются о последствиях. Почвы, расположенные в районах крупных промышленных предприятий и транспортных артерий, подвергаются сильному загрязнению. На территориях, примыкающих к промышленным зонам, особенно предприятий химической и металлургической промышленности, содержание тяжелых металлов часто значительно превышает ПДК, гибнет растительность, почвенный покров разрушается практически необратимо. Возникают техногенные пустыни. И тут уже природа не виновата./слайды с таблицей №1 Накопление химических элементов в почвах в зоне влияния промышленных предприятий и других источников загрязнения/
При таком подходе большая часть взятых у природы ресурсов возвращается ей в виде отходов, часто ядовитых или неподдающихся естественному разложению. Это создает угрозу существованию биосферы и самого человека, уже сейчас вынужденного жить на огромной свалке. Но позже из-за разрушения и загрязнения земель производство продуктов питания начнет сокращаться, а потом и промышленность станет производить все меньше товаров и услуг. Начиная с 2030 г. из-за голода и болезней численность населения Земли начнет быстро сокращаться и к 2100 г. уменьшится в 2–3 раза. К этому времени человек сможет получать примерно в 2 раза меньше продуктов питания и в 10 раз меньше товаров, чем сейчас. Продолжительность жизни будет уменьшаться, и уже к 2050 г. люди будут умирать в возрасте 30–35 лет. Даже если будут обнаружены новые гигантские месторождения полезных ископаемых и в два раза увеличена урожайность полей, то и в этом случае катастрофа неминуема, только случится она на 20–30 лет позже.

Судья: Сторона обвинения, у Вас есть, что сказать или свидетели по делу?

Прокурор: Нет, Выша честь.

Судья: Приглашается адвокат Природы. Что вы можете сказать в защиту Природы?

Адвокат. Очень часто человек сам виноват в последствиях стихийных явлений. Многие стихийные явления происходят по вине самого человека. Например, наводнения часто возникают из-за неумеренной вырубки лесов в долинах рек, пыльные бури из-за неправильной и неумеренной распашки земель в степях. Человек может предотвратить отрицательные последствия селей путем облесения горных склонов, террасирования и сооружения подгорных стенок. В руслах селеопасных рек строятся небольшие плотины – селесборники. Чтобы уменьшить число жертв при землетрясениях, необходимо строить сейсмоустойчивые здания. А главное, человек должен очень хорошо изучить природу, знать природу, вызывающие стихийные явления и географию стихийных явлений. Необходим прогноз стихийных явлений. Уменьшить печальные последствия стихийных явлений человек может, используя современную технику. Создание водохранилищ на реках уменьшает вероятность наводнений, строительство противооползневых стенок, укрепление склонов предотвращает развитие оползней. Расстрел грозовых туч из градобойных орудий позволяет избежать выпадения града. Очень часто человек сам является причиной катастроф. Знаки надвигающейся беды заметны сегодня повсюду в мире. Экологический кризис не знает государственных границ и природных рубежей – он глобален.

Судья: Слово предоставляется представителю Министерства по чрезвычайным ситуациям.

Представитель МЧС. В случае возникновения стихийного явления люди могут и должны сами себе помочь, чтобы уменьшить степень влияния стихийного бедствия. Для этого надо изучать стихийные явления, и готовиться к ним. Самое страшное – это паника, во время которой гибнет больше людей, чем от самого стихийного бедствия. Если человек знает, что он должен делать в случае урагана, наводнения, землетрясения, лесного пожара, знает, как спасти имущество, семью, то последствия будут не такие трагические. В любом районе России свой набор возможных стихийных явлений, к ним надо быть готовыми.

Судья: В связи открывшимися в судебном заседании обстоятельствами предлагаю сторонам обсудить условия заключения мирного соглашения. Выслушав обе стороны и свидетелей, суд постановил: человеку необходимо изучать географию природных катастроф, причины их вызывающие, разработать и знать средства защиты. Все это, позволит предсказать многие из них. Среди мер защиты могут быть технические ( строительство сейсмостойких зданий, дамб, плотин и т.д.), организационные меры – правильное размещение населенных пунктов. Информационные – это своевременное предупреждение об опасности, быстрая эвакуация из опасной зоны. Для точного прогноза стихийных явлений необходима огромная работа по исследованию Природы земли. Обмен информацией с другими странами.

Заседание по делу "Человек обвиняет Природу" объявляю закрытым.

Подведение итогов, выставление оценок.

Литература.

  1. Поурочные разработки по географии. Е.А.Жижина, 8 класс "ВАКО" Москва 2005.
  2. География.8 класс. Занимательные материалы. С.С.Шейкина, издательско-торговый дом "Корифей" Волгоград 2008.

Презентация