Урок окружающего мира по теме "Грибы". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели урока: знать, почему грибы выделены в особое царство живой природы; знать строение грибов; отличать съедобные грибы от несъедобных.

Метапредметные результаты: сравнивать грибы по внешнему виду; узнавать и рассказывать о строении гриба с помощью схемы; устанавливать связи грибов с растениями и животными; осуществлять самопроверку; различать схожие внешне съедобные и несъедобные грибы по характерным признакам; обосновать необходимость бережного отношения к грибам; формулировать соответствующие правила экологической этики.

Личностные результаты: Осознавать необходимость бережного отношения к грибам.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: проблемный урок.

Возраст учащихся: 2 класс (8-9 лет).

Дидактический материал:

- загадка;

- ребус “Лисичка”;

- стихотворения;

- тесты;

- карточки.

Наглядные пособия:

-таблица “Грибы”;

- фотографии грибов;

- фотографии деревьев;

-выращенный на кусочке хлеба гриб мукор

- таблица “Строение гриба”;

- таблица “Экологический знак”.

Ход урока

I. Самоопределение к деятельности.

Начинается урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать.

Ребята, вспомните: какие живые организмы вы знаете? (Растения, животные)

II. Актуализация знаний

Формулирование темы урока.

Сегодня к нам на урок прилетел умный ворон. Он загадывает загадку, чтобы вы узнали: что мы будем изучать сегодня на уроке.

Презентация.

Загадка. (Слайд 2.)

Под сосною у тропинки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет ботинка.
Шляпка есть, нет головы?
(гриб)

Верно. Мы сегодня снова будем раскрывать тайны живой природы. Познакомимся с царством грибов. (Слайд 3.)

Тем, какое открытие сделает каждый из вас, вы поделитесь в конце урока.

Грибы относятся к миру живой природы. Они имеют сходство и с растениями и с животными.

Грибы являются древнейшими обитателями нашей планеты. Мир грибов очень разнообразен. Они бывают различной формы, цвета, размеров. (Слайд 4.)

Грибы обитают всюду: в почве, в воде, в воздухе, в жилищах, на пищевых продуктах, на теле человека и животных.

Посмотрите на гриб мукор, который растёт на кусочке хлеба. (Показ выращенного гриба мукора на хлебе)

III. Постановка проблемных вопросов.

Умный ворон приготовил вопросы, на которые нам необходимо ответить при изучении грибов.

Вопросы. (Слайд 5.)

1. Какое строение имеет гриб?

2. Чем питается гриб?

3. Почему грибы растут под деревьями?

4. Почему плодовые тела грибов растут по кругу?

5. Какие грибы являются съедобными, а какие несъедобными?

6. Как правильно собирать грибы?

7. Какие грибы занесены в красную книгу?

IV.Открытие нового.

1. Поиск решения (подводящий диалог).

Когда мы отправляемся собирать грибы, то чаще всего сталкиваемся со шляпочными грибами.

(Слайд 6.)

Какое же строение имеет гриб?

Наземная часть таких грибов - плодовое тело, которое состоит из шляпки и ножки.

А под землёй от ножки тянутся тонкие нити, похожие на паутину. Это грибница.

Грибница- основная часть гриба. (Показ таблицы.) (Слайд 7.)

На этой таблице мы видим, как растёт плодовое тело гриба. Размножается гриб спорами, которые находятся на пластинках.

Давайте попробуем назвать части из которых состоит гриб.

Кто пойдёт к доске? (Слайд 8.)

(Ученик показывает строение гриба: плодовое тело, состоящее из шляпки и ножки, и грибницу.)

А теперь закрепим изученное.

2. Выполним тест.

Возьмите листочки. Слева изображено растение, справа гриб. Соотнесите части живых организмов: какие относятся к растению, а какие к грибу? (Слайд 9.)

Проверяем. Пользуемся сигнальными карточками.

Назовите части растений. (Корень, стебель, листья, плоды, семена.) Кто согласен?

Назовите части гриба. (Шляпка, ножка, грибница, споры.) Кто согласен?

Умный ворон распределил точно так же. (Слайд 10.)

У кого не было ошибок, поставьте себе за эту работу 5 баллов.

Чем же питаются грибы?

Тонкие нити грибницы добывают пищу из находящихся в почве остатков погибших растений и животных. Лучше других и в большем количестве перерабатывает остатки погибших растений и животных дождевик. (Слайд 11.)

3. Работа с хрестоматией.

А почему грибы растут под деревьями?

Ответим на этот вопрос, прочитав текст в хрестоматии. Стр. 64.

- Почему же грибы растут под деревьями? (Они помогают друг другу добывать питание.)

(Слайд 12.)

- С каким деревом водит дружбу подберёзовик? (С берёзой.) (Слайд 13.)

Подберёзовик растёт быстрее всех грибов. Он за каждые сутки вырастает на 4-5 см

- С каким деревом дружит подосиновик? (С осиной.) (Слайд 14.)

- А дубовик? (С дубом.) (Слайд 15.)

4. Индивидуальная работа.

Сообщение: “Почему плодовые тела грибов растут в лесу по кругу?”

(Слайд 16.)

Об этом расскажет член клуба “Мы и окружающий мир” (ученик делает сообщение).

Ребята, не все грибы приносят дереву пользу. Есть такие грибы, которые живут на дереве и разрушают его древесину. Это древесные грибы трутовики. (Слайд 17.)

Они берут питательные вещества из дерева. Если таких грибов на дереве будет много, то дерево может погибнуть. Грибы трутовики листвиничный и берёзовый люди используют в медицинских целях. (Слайд 18.)

С их помощью лечат многие заболевания. В Великую Отечественную войну трутовики использовали для присыпки гнойных ран.

Для чего ещё люди используют грибы? (Они их едят.) Верно.

Подумайте: на какие две группы мы можем поделить грибы? (На съедобные и несъедобные.) (Слайд 19.)

Какие грибы мы называем съедобными? (Слайд 20.)

Съедобные – это те грибы, которые можно готовить сразу, без предварительной подготовки и использовать в пищу.

Какие съедобные грибы вы знаете? (Дети называют известные им съедобные грибы: маслята, подберёзовики, подосиновики, шампиньоны...)

О съедобных грибах нам расскажет член клуба “Мы и окружающий мир”.

Сообщение ученика.

В Волгоградской области насчитывается 60 видов съедобных грибов. Грибы полезный пищевой продукт. В них находятся белки, углеводы, минеральные соли, витамины. В 1 кг сушёных грибов белка в 2 раза больше, чем в мясе говядины и в 3 раза больше, чем в рыбе. Детям грибы не рекомендуют есть до 10 лет, т.к. они трудно перевариваются. Есть их нужно в небольших количествах.

5. Словарная работа.

Умный ворон приготовил ребус. (Слайд 21.)

Отгадайте название съедобного гриба.

Почему его так назвали?

(Лисичка.) (Слайд 22.)

Давайте посмотрим, как выглядят съедобные грибы. (Показ слайдов 23 - 28)

Какие грибы мы называем несъедобными? (Слайд 29.)

Несъедобные грибы содержат яд. Он очень опасен для человека, а иногда и смертелен.

Какие несъедобные грибы вы знаете? (Мухомор, поганка...)

Здесь ядовитый мухомор,
Поганки лезут слева, справа,
И всласть обманывают взор
Лисички ложные лукаво.

Давайте посмотрим, как выглядят несъедобные грибы. (Показ слайдов 30 - 33)

6. Физминутка.

Мы работали, устали,
А теперь все дружно встали.
Мы шли, шли, шли
И грибы нашли.
Раз грибок, два грибок, три грибок.
Положили в кузовок.

Но при сборе грибов, ребята, надо быть очень осторожными. Ведь у каждого съедобного гриба есть несъедобный двойник.

Теперь наша задача научиться отличать съедобные грибы от несъедобных.

(Учащиеся сравнивают грибы двойники.)

Грибы двойники:

съедобные несъедобные
шампиньон бледная поганка (Слайд 34.)
белый гриб сатанинский гриб (Слайд 35.)
белый гриб желчный гриб (Слайд 36.)
подберёзовик желчный гриб (Слайд 37.)
лисички лисички ложные (Слайд 38.)
опята ложные опята (Слайд 39.)
сыроежка мухомор (Слайд 40.)
вёшенка церрена одноцветная (Слайд 41.)

7. Работа с учебником.

Теперь нужно узнать: как правильно собирать грибы?

Открываем учебник. Стр. 115. Дайте объяснение правилам. (Учащиеся объясняют правила сбора грибов.)

А теперь вместе с умным вороном отправимся по грибы. (Слайд 42.)

V. Самостоятельная работа.

1. Работа в парах.

Возьмите конверт и поделите грибы на две группы: съедобные и несъедобные.

Проверяем. (Пользуемся сигнальными карточками.) Какие грибы отнесли к съедобным?

Кто согласен? Какие грибы отнесли к несъедобным ? Кто согласен?

Молодцы! В нашей корзине только съедобные грибы. (Слайд 42.)

Ребята, нужно ли уничтожать несъедобные грибы: пинать, топтать? (Нет.) Почему?

(Животные употребляют их в пищу, лечатся, для некоторых грибы являются домом.)

2. Работа с тетрадью.

Откройте тетрадь. Стр.46. Прочитайте задание.

Как вы думаете, что обозначает данный знак? (Слайд 43.)

(Нельзя вырывать гриб вместе с комом земли.) Почему?

VI. Домашнее задание.

Дома вы нарисуете свой экологический знак. Лучшие работы мы отправим на конкурс в Москву. А наши друзья Миша и Маша сообщат нам результат.

Некоторые грибы занесены в Красную книгу. Как вы думаете почему?

Давайте познакомимся с такими грибами и будем их охранять. (Слайды 44-48 .)

А теперь умный ворон предлагает проверить свои знания.

VII. Закрепление.

Проведём тест.

На каждый вопрос дайте ответ: “да” или “нет”.

(Читаю вопросы, а дети записывают ответы.)

  1. Грибы – это растения?
  2. Бледная поганка, сатанинский гриб – ядовитые грибы?
  3. Самый ядовитый гриб мухомор?
  4. Животные едят несъедобные грибы?
  5. Рыжик, сыроежка – съедобные грибы?
  6. Грибы растут на деревьях?
  7. Можно ли рвать грибы вблизи шоссейной дороги?
  8. Стебель, корень, плод – части гриба?
  9. Грибы размножаются семенами?
  10. Плодовое тело, грибница – это части гриба?

Проверяем. (Слайд 49 .)

Проверьте ответы. Оцените себя:

  • 10-9 б. – “5” (Слайд 50 .)
  • 8 -7 б. – “4”
  • 6-5 б. – “3”

У кого “5”? “4”? “3”? Молодцы!

VIII. Итог урока.

Подведём итог нашего урока.

  • Над какой темой мы работали?
  • На все ли поставленные вопросы мы ответили?
  • Что нового узнали?
  • Для чего мы изучали эту тему?

IX. Рефлексия.

Возьмите листочек, нарисуйте кружок, который отобразит те знания, которые были у вас о грибах в начале урока. А теперь рядом нарисуйте второй кружочек: сколько знаний стало к концу урока. У кого второй кружочек больше первого? Почему так?

Я вижу, что вы довольны своей работой. Молодцы, ребята! Вы отлично поработали. Но особенно меня порадовали:.....

X. Рекомендации по работе дома.

В конце учебника указан бесплатный сайт. Вы можете выйти на него и найти много интересных сведений о грибах. А потом в классе поделитесь с нами этими знаниями.