Технологическая карта урока истории по теме "Эпоха Петра I". 10-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 10


Цель урока: обобщить и систематизировать накопленные знания по главе "Эпоха Петра I" для понимания роли Петра I в истории нашей страны.

Задачи урока:

  • Создать условия для развития внутренней мотивации учащихся к повторению и систематизации знаний о Петре I;
  • Создать условия для развития у учащихся умений, связанных с целеполаганием;
  • Создать условия для развития у учащихся умений вступать в диалог и отстаивать свою точку зрения;
  • Создать условия для развития у учащихся информационных компетенций по поиску необходимой информации в дополнительной литературе;
  • Создать условия для развития ключевых учебно-познавательных компетенций, связанных с предметной и личностной рефлексией, контролем и самооценкой проделанной работы.

Планируемые результаты:

Предметные - уметь систематизировать материал по теме; давать оценку историческим событиям и процессам, деятельности исторических деятелей.

Личностные - понимать ценность человека как двигателя истории; проявлять чувство любви к Родине, уважение к ее истории;

Метапредметные - владеть умениями самостоятельной работы; уметь работать с учебной информацией; выделять причинно-следственные связи;

УУД:

Личностные:

Формирование и осознание чувства патриотизма, любви к родине и уважения к ее истории.

Регулятивные:

Постановка учебной задачи (формулирование темы); принятие познавательной цели (целеполагание)

Познавательные:

Общеучебные: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием основной учебной и дополнительной литературы, мультимедийных материалов.

Логические: анализ текста, выделение и осмысление информации из текстов, документов.

Коммуникативные:

Коммуникативно-речевые действия (взаимодействия в группах), согласованность усилий по достижению общей цели, осуществление совместной деятельности при работе в группах

Оборудование: энциклопедии, мультимедийный проектор, , портреты Петра I, Г.К. Жукова, М.И. Кутузова, Е. Пугачева, патриарха Никона, презентация по теме "Эпоха Петра I".

Цитаты-эпиграфы:

История государства сам Петр, и все историки :завещали нам - размышлять, потому что так мы размышляем о наших днях."?(Н. Я. Эйдельман.)

"Почва для истории великого человека есть история народа."?(С. М Соловьев.)

Технологическая карта урока.

Основные этапы организации учебной деятельности Цель этапа Содержание педагогического взаимодействия
Деятельность учителя Деятельность обучающихся
Познавательная Коммуникативная Регулятивная
1. Организационный этап.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

(5 мин.)

Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи. На доске вывешены портреты исторических личностей. Вы их узнали? Кто это? Мы на протяжении нескольких уроков говорили с вами о Петре I. Давайте поставим себе цель на сегодняшний урок. Какую? (5 мин). Называют исторические личности. Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания Учащиеся называют задачи:

1. Повторить и обобщить знания о Петре I.

2. Дать оценку деятельности Петра I

3. Актуализация знаний.

4. Обобщение и систематизация знаний.

(10 мин)

5. Применение знаний и умений в новой ситуации

(15 мин.)

Поиск решения учебной задачи. Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта.

Отработки способа.

Для того чтобы вести разговор о Петре I нам необходимо вспомнить всё что мы знаем о нем. Для этого вам необходимо составить кластер.

Посмотрите, сколько всего сделал Петр I во время своего правления. Но, деятельность Петра I оценивается неоднозначно. Уже современники Петра I разделились на два лагеря: сторонников и противников его преобразований. Спор продолжался и позже. Умер Петр. "Закатилось солнце земли русской"- эти слова произнес Феофан Прокопович, один из самых преданных сподвижников Петра. Вот такие разные оценки. Эти споры продолжаются и по сей день.

В чем же суть спора?

Существуют 2 точки зрения

Куда ты скачешь, гордый конь,
И где опустишь ты копыта?
О, мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?
А.С. Пушкин

Позиция 1. Петр направил Россию к свету европейской образованности, ввел в число европейских держав.

Нет, не змия Всадник Медный
Растоптал, стремясь вперед, -
Растоптал народ наш бедный,
Растоптал простой народ
Н.Ф. Щербина.

Обратите внимание на слайд

Позиция 2. Петр подверг жестокому испытанию национальную самобытность русского народа, заразил ее скверной подражательства чужому.

Ребята, давайте сейчас разобьёмся на два группы соответствующие этим позициям. Предлагаю вам присоединиться к тому или иному группе в соответствии с вашей точкой зрения.

Сегодня мы рассмотрели 2 совершенно разные, спорные точки зрения о петровской эпохе, существующие в истории. Споры продолжаются и по сей день. Предлагаю закончить дискуссию. Петр и его реформы - один из интереснейших и спорных периодов истории нашей страны. Писатель Д.С. Мережковский писал: "Что такое Петр, чудо или чудовище? Я опять - таки решать не берусь. Он слишком родной мне, слишком часть меня самого, чтобы я мог судить о нем беспристрастно"

Отделяют главное от существенного в тексте или в речи и уметь акцентироваться на первом. Заполняют кластер.

Проводят коллективное исследование;

Приводят как можно больше аргументов в защиту своей точки зрения.

Презентуют свой кластер.

Участвуют в обсуждении содержания материала

Учатся формулировать собственное мнение и позицию

Класс делится на три группы. Каждая группа работает в соответствии с заданной темой.

Группы использует в своем поиске отобранные книги, справочники и энциклопедии. Отстаивают свою точку зрения.

6. Контроль усвоения (3 мин.) Коррекция отработки способа. А теперь для закрепления знаний выполним небольшое тестовое задание. (Приложение №1) Выполняют тест, оценивают результат.   Самопроверка.
7. Рефлексия (подведение итогов занятия) (5 мин) Анализ и содержа-ние итогов работы, форми-рование выводов по изучен-ному мате-риалу Предлагаю вам ответить на вопрос: "Пригодятся ли вам знания, полученные на этом уроке?"

Предлагаю вам подвести итоги нашего занятия: выставить оценки самому себе в дневник и сдать его мне для того чтобы я переставила их в журнал.

Пригодятся. Мы не будем столь категоричны в оценке проводимых реформ в нашу современность.

Это учит нас, что любое событие или явление следует рассматривать с разных сторон и пытаться оценить объективно.

Мы поняли, что у каждого из нас также есть право на свою оценку исторических деятелей, тех или иных событий при условии, что мы, как и наши ученые, сможем ее доказать. Ученики выбирают жетоны соответствующие их эмоциональному состоянию. Зеленый- урок прошел удачно. Я легко справился с заданиям.

Желтый -сегодня на уроке не все задания были легкими.

Красный- задания а уроке оказались слишком трудыми!

Домашнее задание (2 мин)   Дает комментарий к домашнему заданию. (Приложение №2) Записывают домашнее задание в тетрадь.    

Приложение 1.

Приложение 2.