Урок ОРКСЭ, модуль "Православие". Тема: "Заповеди"

Разделы: Начальная школа


Урок №11. Тема “Заповеди”

Конструкт урока:

Цель урока: раскрыть понятие “Заповедь”.

Задачи урока:

  • познакомить с понятием “Заповедь”;
  • создать условия для самостоятельного осознания понятия “Заповедь”;
  • создать ситуацию для возможности оценить свой поступок относительно заповедей.

Актуализация знаний.

Вопрос: как вы понимаете, что такое заповедь?

Работа с понятием.

Заповедь.

  1. Религиозно-нравственное предписание (толковый словарь Ожегова).
  2. Наказ, повеление, установление, закон (исторический словарь).
  3. Непреложное предписание; строго обязательное правило поведения (Большой толковый словарь русского языка С.А. Кузнецова).

ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ БОЖИИХ:

  1. Я есть Господь Бог твой, и нет других богов, кроме меня.
  2. Не сотвори себе кумира и никакого изображения; не поклоняйся им и не служи им.
  3. Не поминай имя Господа Бога твоего всуе.
  4. Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой день есть день отдохновения, который посвяти Господу Богу твоему.
  5. Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен.
  6. Не убий.
  7. Не прелюбодействуй.
  8. Не укради.
  9. Не лжесвидетельствуй.
  10. Не пожелай ничего чужого.

Вопросы:

  1. Какие заповеди говорят об отношениях человека с Богом?
  2. Какие заповеди говорят об отношении человека к человеку?

Работа с текстом.

  1. Прочитайте текст учебника на с. 40-41.
  2. Какие заповеди даны людям?
  3. Как люди получили заповеди?

Работа с иллюстрациями:

  • Как называется гора, где Моисей встречался с Богом?
  • Где она находится?
  • Что получил Моисей от Бога?
  • Что такое скрижали?

Задание.

СТАРЫЙ ДЕД И ВНУЧЕК

(басня)

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз муж с женой дома и смотрят – сынишка их на полу дощечками играет – что-то слаживает. Отец и спросил: “Что ты это делаешь, Миша?” А Миша и говорит: “Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить”.
Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.

Вопросы:

  1. Какую заповедь раскрывает эта басня?
  2. Были ли в твоей жизни ситуации, когда ты нарушил заповеди?

Домашнее задание.

  1. Прочитайте текст на с. 40-41.
  2. Обсудите с родителями: какая у христиан есть особая причина для того, чтобы не лгать.

Презентация