Классный час на тему "Милосердие… Нужно ли оно в наше время?"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Цель: развитие субъектности ребенка: помочь учащимся осознать, что человек может не только рассчитывать на доброту и сострадание окружающих, но и должен проявлять ее сам.

Задачи мероприятия:

  • помочь учащимся понять, что такое милосердие;
  • выяснить с учащимися, кто может нуждаться во внимании и в помощи;
  • создать условия для эмоционального и физического понимания учащимися состояния другого человека;
  • формировать коммуникативные навыки, навыки анализа и самоанализа, формулирования объективных суждений по результатам деятельности, работы в оптимальном темпе.

Оборудование: Карточки желтого, красного. зеленого цветов.

Ход классного часа

1. Психологический настрой.

Учитель: Ребята, по моей команде (я подниму руку) назовите свой адрес.

Все говорят, и не слышно, что говорит каждый.

Учитель: Маша, ты услышала, какой адрес у Пети?

Ученица: Нет.

Учитель: Вероятно, вы говорите тихо. Давайте скажем громче. По команде.

(Все кричат.)

Учитель задает те же вопросы. Снова никто ничего не услышал и не разобрал.

Учитель: Не слышно. Что будем делать?

Ученики: Говорить по очереди.

Учитель: Попробуем?

Кто-то говорит, все слышат.

Учитель: Давайте сегодня работать так же дружно, как вы кричали, и говорить по очереди, как мы с вами попробовали, чтобы слышать и понимать друг друга во время нашей беседы.

А поговорим мы с вами о МИЛОСЕРДИИ.

УС1. В американском городе Сиэтле в 1998 году проходила олимпиада для людей с ограниченными возможностями – паралимпийская олимпиада.

Во время забега на дистанции стало плохо спортсмену, и он упал. В забеге принимало участие 9 спортсменов. Каждый из них приехал на олимпиаду с надеждой победить, завоевать медаль для своей страны. Но когда спортсмены увидели, что их соперник упал, они прекратили бег, вернулись к нему, подняли его на руки и понесли к финишу. Все 9 спортсменов одновременно пересекли финишную черту.

? Ребята, как, вы думаете, отреагировали на это болельщики на трибунах?

Ответы детей.

Учитель: Люди на трибунах встали и долго аплодировали. Они были восхищены поступком спортсменов, которые проявили лучшие человеческие качества в тот момент, когда решалась судьба и их медали.

? Как вы думаете, какое решение приняли судьи по отношению к спортсменам, которые нарушили все правила проведения олимпиады, передвинули время проведения других спортивных состязаний.

Ответы детей.

Учитель: Судьи приняли решение, что каждый из 9 спортсменов достоин золотой медали в этом забеге. Ведь они прошли испытание не только на физическую силу и выносливость, но и на милосердие.

Учитель: Ребята, как вы понимаете, что значит быть милосердным человеком? Что значит само понятие “милосердие”?

Ответы детей.

? Из каких слов образовано слово милосердие?

Учитель: милосердие, милосердный – это значит милый сердцу.

Учитель: А по отношению к кому можно проявлять милосердие?

Ответы детей.

УС 2. Учитель: Разделитесь на группы, а для этого вытащите карточку (учитель помогает разделиться на группы, в зависимости от цвета карточки и рисунка на ней).

Задание: Придумайте ситуации-сценки, в них покажите, как ведут или могут повести себя герои.

1-я группа. Герои: забытое или надломанное растение или деревце и люди, проходящие мимо.

2-я группа. Герои: бездомный щенок у подъезда, жильцы дома и прохожие.

3-я группа. Герои: Слепой человеку у перехода через дорогу и прохожие.

Дети разыгрывают сценки.

Учитель: Расскажите, как чувствовало себя растение? Щенок?

Слепой человек?

Ответы детей.

? Как чувствовали себя прохожие, жильцы дома?

Ответы детей.

? Как вы относитесь к поступкам героев? Правильно ли они поступили?

Ответы детей.

Были ли все милосердны в рассмотренных ситуациях?

Ответы детей.

Может ли каждый человек рассчитывать на милосердие к себе?

Ответы детей.

Нужно ли милосердие в наше время?

Ответы детей.

УС3. Учитель: Ребята, давайте поучимся чувствовать физическое и душевное состояние другого человека, а для этого, ребята, давайте представим, что все мы превратилась в одно большое доброе животное. Встаньте плотно друг к другу, чтобы ощущать плечо соседа. Давайте послушаем, как животное дышит. Предлагается всем вместе подышать: вдох – все делают шаг вперед. Выдох – шаг назад. Давайте дышать вместе, ровно и спокойно.

Теперь послушаем, как бьется его большое сердце. Стук – шаг вперед. Стук – шаг назад. Очень важно все делать одновременно.

Анализ упражнения.

? Понравилось ли тебе “животное”, частью которого ты был?

Ответы детей.

? Как вы себя чувствовали физически?

Ответы детей.

Учитель: Быть одним целым нелегко, чувствовать другого человека сложно, но нам удалось быть вместе и поддержать друг друга.

Учитель: Давайте сделаем руками сердечки и передадим свою доброту, внимание, заботу, нежность друг другу.

Учитель: Я начну: “Возьми мое сердце, спасибо, что ты рядом”. Давайте передадим друг другу сердечки и скажем эти слова”.

? Что вы чувствовали, когда вам дарили свое сердце и когда вы дарили сами?

Ответы детей.

Учитель: Давайте скажем вместе и дружно, как и в начале урока: Спасибо, что ты рядом!