Цель: развитие субъектности ребенка: помочь учащимся осознать, что человек может не только рассчитывать на доброту и сострадание окружающих, но и должен проявлять ее сам.
Задачи мероприятия:
- помочь учащимся понять, что такое милосердие;
- выяснить с учащимися, кто может нуждаться во внимании и в помощи;
- создать условия для эмоционального и физического понимания учащимися состояния другого человека;
- формировать коммуникативные навыки, навыки анализа и самоанализа, формулирования объективных суждений по результатам деятельности, работы в оптимальном темпе.
Оборудование: Карточки желтого, красного. зеленого цветов.
Ход классного часа
1. Психологический настрой.
Учитель: Ребята, по моей команде (я подниму руку) назовите свой адрес.
Все говорят, и не слышно, что говорит каждый.
Учитель: Маша, ты услышала, какой адрес у Пети?
Ученица: Нет.
Учитель: Вероятно, вы говорите тихо. Давайте скажем громче. По команде.
(Все кричат.)
Учитель задает те же вопросы. Снова никто ничего не услышал и не разобрал.
Учитель: Не слышно. Что будем делать?
Ученики: Говорить по очереди.
Учитель: Попробуем?
Кто-то говорит, все слышат.
Учитель: Давайте сегодня работать так же дружно, как вы кричали, и говорить по очереди, как мы с вами попробовали, чтобы слышать и понимать друг друга во время нашей беседы.
А поговорим мы с вами о МИЛОСЕРДИИ.
УС1. В американском городе Сиэтле в 1998 году проходила олимпиада для людей с ограниченными возможностями – паралимпийская олимпиада.
Во время забега на дистанции стало плохо спортсмену, и он упал. В забеге принимало участие 9 спортсменов. Каждый из них приехал на олимпиаду с надеждой победить, завоевать медаль для своей страны. Но когда спортсмены увидели, что их соперник упал, они прекратили бег, вернулись к нему, подняли его на руки и понесли к финишу. Все 9 спортсменов одновременно пересекли финишную черту.
? Ребята, как, вы думаете, отреагировали на это болельщики на трибунах?
Ответы детей.
Учитель: Люди на трибунах встали и долго аплодировали. Они были восхищены поступком спортсменов, которые проявили лучшие человеческие качества в тот момент, когда решалась судьба и их медали.
? Как вы думаете, какое решение приняли судьи по отношению к спортсменам, которые нарушили все правила проведения олимпиады, передвинули время проведения других спортивных состязаний.
Ответы детей.
Учитель: Судьи приняли решение, что каждый из 9 спортсменов достоин золотой медали в этом забеге. Ведь они прошли испытание не только на физическую силу и выносливость, но и на милосердие.
Учитель: Ребята, как вы понимаете, что значит быть милосердным человеком? Что значит само понятие “милосердие”?
Ответы детей.
? Из каких слов образовано слово милосердие?
Учитель: милосердие, милосердный – это значит милый сердцу.
Учитель: А по отношению к кому можно проявлять милосердие?
Ответы детей.
УС 2. Учитель: Разделитесь на группы, а для этого вытащите карточку (учитель помогает разделиться на группы, в зависимости от цвета карточки и рисунка на ней).
Задание: Придумайте ситуации-сценки, в них покажите, как ведут или могут повести себя герои.
1-я группа. Герои: забытое или надломанное растение или деревце и люди, проходящие мимо.
2-я группа. Герои: бездомный щенок у подъезда, жильцы дома и прохожие.
3-я группа. Герои: Слепой человеку у перехода через дорогу и прохожие.
Дети разыгрывают сценки.
Учитель: Расскажите, как чувствовало себя растение? Щенок?
Слепой человек?
Ответы детей.
? Как чувствовали себя прохожие, жильцы дома?
Ответы детей.
? Как вы относитесь к поступкам героев? Правильно ли они поступили?
Ответы детей.
Были ли все милосердны в рассмотренных ситуациях?
Ответы детей.
Может ли каждый человек рассчитывать на милосердие к себе?
Ответы детей.
Нужно ли милосердие в наше время?
Ответы детей.
УС3. Учитель: Ребята, давайте поучимся чувствовать физическое и душевное состояние другого человека, а для этого, ребята, давайте представим, что все мы превратилась в одно большое доброе животное. Встаньте плотно друг к другу, чтобы ощущать плечо соседа. Давайте послушаем, как животное дышит. Предлагается всем вместе подышать: вдох – все делают шаг вперед. Выдох – шаг назад. Давайте дышать вместе, ровно и спокойно.
Теперь послушаем, как бьется его большое сердце. Стук – шаг вперед. Стук – шаг назад. Очень важно все делать одновременно.
Анализ упражнения.
? Понравилось ли тебе “животное”, частью которого ты был?
Ответы детей.
? Как вы себя чувствовали физически?
Ответы детей.
Учитель: Быть одним целым нелегко, чувствовать другого человека сложно, но нам удалось быть вместе и поддержать друг друга.
Учитель: Давайте сделаем руками сердечки и передадим свою доброту, внимание, заботу, нежность друг другу.
Учитель: Я начну: “Возьми мое сердце, спасибо, что ты рядом”. Давайте передадим друг другу сердечки и скажем эти слова”.
? Что вы чувствовали, когда вам дарили свое сердце и когда вы дарили сами?
Ответы детей.
Учитель: Давайте скажем вместе и дружно, как и в начале урока: Спасибо, что ты рядом!