Проведение урока по творчеству Платона Алексеевича Ойунского всегда вызывает интерес, Один урок не похож на другой. Это обуславливается тем, что гениальная личность самого автора безгранична (или бездонна) в плане творчества, философского содержания отдельных произведений. И восприятие детей совершенно разное – это бурные эмоции и огромная работа в классной мыследеятельности. Будто бы учим один и тот же материал каждый год – однако эффект от этого совершенно разный, причем не только для детей, но и для меня, как учителя.
Русский писатель Лев Толстой говорил, “как ни говори, а родной язык всегда останется родным. Когда хочешь говорить по душе, ни одного французского слова в голову нейдет, а ежели хочешь блеснуть, тогда другое дело”. Без слова и языка – нет народа. Всегда так было, и сколько тому примеров... Некоторые всемирные организации считают, что древний язык саха скоро исчезнет, так как носителей очень мало, чуть более 450 тысяч человек. С чем это связано? Я думаю, это прежде всего связано с тем, как воспринимать и употреблять само понятие развития, развития языка. Доцент СВФУ Василий Протодьяконов отмечает, “Художественная сила произведений Ойунского – в мастерстве языка, яркости исконно саха образов”. Тем самым, в данной статье мы ставим задачу – рассказать, а точнее поделиться с некоторыми смысловыми оттенками отдельных слов, слов-стрел.
Почему стрелы? У народа саха слово прежде всего ассоциируется с острыми предметами быта – например, стрелами. Саха говорит, слово человека – стрела, его думы – меч.
“Yтэлээ”
(“Накорми”): саха считает, что везде есть
духи. Именно даже поэтому, маленький мальчик
придя к бабушке-озеру просит ее дать рыбы. Это
одно из доказательств, что мы, северные тюрки
очень тесно связаны с природой, находимся с ней в
одном ритме жизни. Мне с детства старшие всегда
говорили “если будешь в незнакомых местах, в
лесу, в поле, у водоема – где угодно, надо
обязательно задобрить духов”. Это каждый знает.
Ойунский, как он сам потом вспоминает, вырос в
исконно этнической среде, рядом с речкой Таатта,
красивой и воспетой не одним десятком поколений
поэтов и сказителей. Потом манера просьбы –
“?тэлээ” взята из разговорного языка. И это не
от того, что человек выше природы, наоборот, это
возвышение духа-хозяйки озера, принятие ее
настолько реалистично, насколько может
маленький мальчик, мечтающий только об одном –
стать образованным человеком. А какой человек
может иметь такие мысли? Вот здесь-то надо и
сплотить мысли учащихся, обсудить и
дискутировать.
(“Добру добром”): очень хорошая фраза, если
связать с современными проблемами и реалиями.
Отношение. К человеку. К жизни. К народу. К себе...
Ради чего (кого) мы живем и творим? Насколько я
понимаю, самое узкое здесь – это ради себя, затем
ради тех кто в твоем доме, затем родственники,
улуус (район), дальние родственники, более широко
– это твой народ. Уместна цитата из речи первого
президента Казахстана Нурсултана Назарбаева,
что “в условиях глобальных вызовов адекватный
ответ мы сможем дать только при условии
сохранения нашего культурного кода: языка,
традиций, ценностей”. То есть, на уровне народа,
всей российской нации. Чему учит жизнь и
стремление Платона Ойунского? Что для нас,
живущих и творящих в настоящем незыблемо и свято?
Понятие “Кэм-кэрдии” (отведенное время, жизнь). О
чем говорили наши предки по этому поводу? Что
говорят наши родители?
(“глубокое,
вязкое болото || болотный”): Это понятие
достаточно распространено у писателей начала ХХ
века. Есть у нашего народа такое понятие как
“споткнувшийся не выпрямится”. Кто в болото
угодил – того трясина будет только вниз тянуть.
Где здесь спасение? Что гласит мудрость саха?
Упавший в воду – от камышей держится. Как не
научиться не сдаваться, понятие Тулуур (терпение)
и Дьулуур (стремление, целеполагание). Жизнь
Ойунского. Один пример, было время, когда
ослепленные новой властью люди стали говорить,
что олонхо (героический эпос народа саха) – не
нужен. Ойунский был почти единственным, кто пошел
против этой толпы, видя в этом лишь временность и
эмоции. Что есть истина?