Урок по теме "Теорема Виета"

Разделы: Математика


Цель урока:

  • обобщение и систематизация основных знаний и умений по теме «Решение квадратных уравнений»;  «открыть» теорему Виета – доказать её и научиться применять при решении квадратных уравнений;
  • развитие логического мышления, памяти,  умение обобщать;
  • воспитание трудолюбия, взаимопомощи, взаимоуважение и математической культуры.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Класс разбит на три группы.

– Здравствуйте, ребята. Нам сегодня предстоит поработать над важной и интересной темой которую вы узнаете  позже. Предстоит вспомнить всё, что вы знаете о квадратном уравнении, и выяснить замечательное свойство корней  квадратного  уравнения.

– Чтобы у нас царила атмосфера доброжелательности, предлагаю начать урок с таких слов:

(3 слайд)

В класс вошёл – не хмурь лица,
Будь разумным до конца.
Ты не зритель и не гость –
Ты программы нашей гвоздь.
Не ломайся, не смущайся,
Всем законам подчиняйся.

– А законы у нас такие: (4 слайд): каждый из вас имеет возможность получить оценку за урок. Для этого у вас на партах лежат «Карты результативности», в которых вы будите фиксировать свой успех в баллах. И ещё один не обсуждаемый закон: для ответа на поставленный вопрос вы поднимаете руку и ни в коем случае не перебиваете друг друга. Желаю всем удачи.

Карта результативности

Ф.И Разминка Тест Уравнение 1 Уравнение 2 Работа по учебнику Итог
Количество баллов            

Для того чтобы включиться в работу – проведём небольшую разминку.

(5 слайд)

«Разминка»

1. Какого французского математика часто называют «отцом алгебры» вы узнаете, если правильно решите примеры и сопоставите ответы с координатами точек:

1)  3 – 9
2)  – 4 + 6
3)  5 + (– 2)
4)  – 10 + (– 2)
5)  – 7 + 5

Ф(6),   А(–2),  И(2),  О(–7),  Т(–12),  В(–6),  Е(3),  Л(10),  Т(–12),  У(8)

Виета часто называют «отцом алгебры». Молодцы! Есть такая теорема которая называется « Теоремой Виета». Так какая тема нашего урока? Как Вы думаете целью нашего урока будет являться, что? »;  «открыть» теорему Виета – доказать её и научиться применять при решении квадратных уравнений. Хорошо!

2. «Найди ошибку»

Посмотрите внимательно и найдите ошибку при вычислении корней квадратного уравнения.

img1.gif (2144 bytes)

– Тот, кто будет отвечать на вопросы и ответ будет правильным, в колонку «Разминка» вы ставите 1 балл.
(6 слайд)
– Теперь давайте проверим, насколько хорошо вы умеете определять виды квадратных уравнений. Вашему вниманию предлагается тест, в котором записаны,  пять уравнений. Напротив каждой колонки вы ставите плюс, если оно принадлежит к данному виду

(7 слайд)

«Виды квадратных уравнений»

Тест

Ф.И. Полное Реполное Приведённое Неприведённое
х2 + 8х + 3 = 0        
6х2 + 9 = 0        
х2 – 3х = 0        
х2 + 2х + 4 = 0        
3х + 6х2 + 7 = 0        

Ребята выполняют работу, а затем меняются листочками и по ключу проверяют ответы, оценивая работу товарища. Результат записывается в «Карту результативности» –колонка «Тест».

(8 слайд)  «Ключ к тесту»

1. +   +  
2.   +   +
3.   + +  
4. +     +
5. +     +

Критерий оценивания:

Нет ошибок – 5 б.
1 – 2  ошибок – 4 б.
3-4 ошибки – 3 б.
5-6 ошибок – 2 б.
Более 6 ошибок – 0 б.

II . Изучение нового материала (9 слайд)

х2 – 6х + 8 = 0,
х2 – 2х – 15 = 0,
х2 – 10х – 39 = 0

Какие это уравнения?

Чтобы решить уравнение
Корни его отыскать
Нужно немного терпения
Ручку, перо и тетрадь

– А сейчас  откроем тетради  запишем число , классная работа, тема урока «Теорема Виета» и решим эти уравнения.

I  группа – 1 уравнение
II  группа – 2 уравнение
III  группа – 3 уравнение

Работают все самостоятельно в тетрадях и по одному ученику от каждой группы у доски. Затем проверяется правильность решения.

(10 слайд) «Проверка уравнений»

Если правильно решили уравнение  то в «Карту результативности» ставят 5 баллов, если неверно – 0 баллов.
Все  учащиеся получают листочки и заполняют таблицу:

Учащиеся формулируют выводы по таблице.

Заранее обучающиеся готовили мини сообщения про французского математика Франсуа Виета.

1. Историческая справка (11 слайд)

Впервые эти выводы сделал Франсуа Виет (1540-1603гг.) – французский математик. Он был одним из первых, кто стал обозначать числа буквами, что существенно развило теорию уравнений. Свои выводы Франсуа Виет сформулировал в  виде теоремы и доказал её. Использование этой теоремы позволит вам сэкономить время при решении уравнений, что немаловажно при сдаче экзаменов в форме тестирования. И  в старших классах есть задачи, решение которых можно выполнить только с помощью теоремы Виета.

2. Доказательство теоремы:

Что и требовалось доказать.
Учитель:  А как применить эту теорему к полному квадратному уравнению?
После ответа учащихся – (12 слайд)

Ученик читает стихотворение:

(13 слайд):

Теорема Виета

По праву достойна в стихах быть воспета
О свойствах корней теорема Виета.
Что лучше, скажи, постоянства такого?
Умножишь ты корни – и дробь уж готова:
В числителе c, в знаменателе a.
И сумма корней тоже дроби равна,
Хоть с минусом дробь эта, что за беда –
В числителе b, в знаменателе a?!

III. Закрепление нового материала

Все вместе решают уравнения (14 слайд)

Решить самостоятельно по группам: (14слайд)(3 ученика из каждой группы после решения и  обсуждения  выходят и записывают на доске)

Если правильно решили уравнение, то в «Карту результативности» поставить  5 баллов, если неверно  – 0 баллов

IV. Подведение итогов

– Что нового узнали?
– Как это будем использовать?
– Получилось ли реализовать цель, поставленную в начале урока?
– Вы старательно зарабатывали баллы, настало время подвести итог. Посчитайте сумму баллов заработанных в течение урока.

(15 слайд)

Критерии оценивания:

15-20 баллов – «5»
9-14 баллов – «4»
5-8 баллов – «3»

Домашнее задание:  §29 до задачи 2, №№ 450, 457( четные)

№466 – по желанию
– Спасибо за урок! А теперь положите карточки со своим настроением на край парты, то есть понравился Вам урок или нет.

img5.gif (7684 bytes)