Цель:на основе драматизации пьесы С.Я.Маршака "Про козла" учить выражать различные интонации героев.
Задачи:
Обучающие:
- сформировать у детей понятие “пьеса”
- продолжить знакомство с содержанием пьесы С.Я.Маршака;
- совершенствовать навык чтения
- работать над правильным, выразительным чтением стихотворений
- расширять кругозор учащихся, умение полно отвечать на поставленные вопросы
- развивать творческие способности учащихся, умение передавать при чтении различные интонации
- работать над инсценированием пьесы, прививать любовь к театру, искусству
Коррекционные:
- развивать память, устную речь, мышление, внимание, воображение учащихся
- развивать чувство прекрасного
Воспитательные:
- воспитывать нравственные качества: чувство уважения, взаимопонимания кдруг другу, к старшему поколению
Оборудование:
Выставка творческих работ учащихся. Иллюстрации к пьесе С.Я.Маршака *Про козла* (к I действию), плакат-кроссворд, выставка книг С.Я.Маршака, произведения С.Я.Маршака, портрет С.Я.Маршака, учебник О.Кубасовой *Литературное чтение. 4 кл., иллюстрации животных, кукольный театр, карточки с репликами (с выдержками) определённых персонажей, к первому действию пьесы (карточки с вопросами, музыка к фольклорной потешке), презентация к уроку PowerPoint.
Ход урока
I. Организациооный момент
Кто много читает, тот много знает.
На уроке литературного чтения
Мы учимся читать
И иметь своё мнение
а) Артикуляционная гимнастика
1 упражнение*Дудочка* (Губы вытянуть)
2 упражнение*Заборчик* (Губы в улыбке, зубы сомкнуты)
3 упражнение*Шарик* (надуть щеки)
4 упражнение*Часы* (рот открыт, губы в улыбке, язык касается уголков рта)
б) Дыхательная гимнастика
*Кораблики* (дуем в вертушки с разной скоростью)
в) Скороговорка:
Просмотрел в театре театральное представление
г) Чистоговорга
За-за-за- на лугу стоит коза
Зу-зу-зу- мы увидели козу.
Зе-зе-зе- травку дали мы козе.
Зой-зой-зойбежит козленок за козой.
II. Проверка домашнего задания
Разгадывание кроссворда с беседой
1. К какому жанру относится произведения С.Я.Маршака *Про козла*? (пьеса
- Какое произведение принято называть пьесой? (Любое драм.произведение, предназначенное для театра)
- Чем пьеса отличается от других литературных произведений? (Нет описаний, есть только разговоры и действия)
- Какие драм.произведения предназначены для театра?Назовите их особенности. (Трагедия, комедия, водевиль)
III. Задание на повторение.
(Работа с карточками)
- Подбери соответствующие характеристики к данному произведению.
трагедия грустная комедия весёлая водевиль музыкальная
IV. Разгадывание кроссворда (продолжение)
2. Пояснения автора к тексту пьесы, касающиеся обстановки, поведения актёров (ремарки)
3. Авторы пьесы*Про козла*? (С.Я.Маршак)
4. О каком персонаже говорит автор? (Волк)
Я зубами щёлк, щёлк!* (Пьеса *Про козла*, действие II, С82. Лит.чтение О.Е.Кубасова)
Показ рисунка с изображением животного.
5. О каком персонаже говорит автор? (баба)
Ох, и я совсем стара.
На покой и мне пора!* (Пьеса 8Про козла*, действиеI, С.76. Лит.чтение О.Е.Кубасова)
6. Главный персонаж пьесы? (Козёл)
Здравствуй, баба,
Здравствуй, дед,
Я, сварю для вас обед*. (Пьеса*Про козла*, действие I, С.77. Лит.чтение О.Е.Кубасова)
Показ рисунка с изображением животного.
7. О каком персонаже говорит автор в пьесе? (дед)
Ах, ах!Ох, ох, ох!
Что-то нынче стал я плох,
Слаб, ленив и нездоров.
Чуть донёс вязанку дров.
Хорошо бы мне прилечь (Пьеса *Про козла*, действие III, С.76..Лит.чтение О.Е.Кубасова)
V. Беседа по детским иллюстрациям к пьесе *Про козла*.
- Ребята, расскажите о событиях, которые происходят в I действии пьесы, опираясь на ваши иллюстрации.
1 рис. Дед, с вязкой дров, держится за спину. (у дедушки всё болит, он старый, больной человек)
2 рис. Бабка разводит в печи костёр и у неё болит голова. (бабушка слабая, усталая от работы)
3. Козёл в фартуке в руках пирог да капуста. (козёл пришёл помогать бабушке и дедушке)
4 рис.Козёл подметает, убирает
5 рис.Козёл колит дрова
6 рис.Козёл принёс воды
7 рис.Козёл накрыл на стол
8 рис.Козёл пряжу прядёт
9 рис.Козёл поёт песню бабушке и дедушке
- Молодцы, ребята, рассказали мне I действие. Давайте поможем трудолюбивому козлу песню спеть:
VI. Фольклорная физкультминутка. (музыкальная с движениями)
Баю-баюшки-баю,
Я вам песенку спою,
Как мой дедушка козёл,
В огородники пошёл.
В огородники пошёл
Всю капусту прополол, (дети наклонились и полют капусту)
Где была капуста,
Нынче стало пусто. (дети разводят руками)
VII. Инсценирование пьесы (кукольныё театр)
Дети показывают кукольный спектакль по I дейтвию.
VIII. Работа над новой темой
1) Словарная работа.
Я зубами щёлк (устрашает противника)
Унесть (унести)
зол (злой)
брюхо (живот)
холка (волосы)
двустволка (ружьё)
ухват (длинная палка с металлической вилкой на конце, которой захватывают и ставят в русскую печь горшки, чугуны)
пасу (охраняю)
натощак (голодный)
вожак (главный в стае)
напасти (неудачи)
душегуб (губит душу)
лукошко (корзина)
нос утёр (провёл всех)
2) Работа по учебнику.
Чтение по ролям II действия пьесы
- Ребята, мы с вами показывали театр для зрителей, а сейчас разыграем театр для слушателей.
Представьте, мы на радиопередаче
а) Распределение ролей
б) Характеристика и индивидуализация голоса отдельных персонажей пьесы.
IX. Физкультминутка. (фольклорная под музыку с движениями)
Как у нашего козла
Головушка удала.
Из-за дуба, из-за ёлки
На него напали волки.
Да не сладили с козлом.
Всем досталось по делом,
А у козлика-козла
Шубка белая цела.
Целы глазки, целы ножки,
Борода, копытца, рожки.
Ай да умница козел -
Всех волков он поборол!
3).Беседа по содержанию пьесы.
– Что мы, можем сказать о главном персонаже пьесы? Каков его характер? (храбрый, трудолюбивый, смелый)
- Положительный ли это герой? (Да. Помогает старым людям, готовит, убираться, умеет за себя постоять словом- находчивостью)
Чему учит пьеса? (быть помощником в своей семье, помогать нуждающимся в помощи, уметь находить выход из положения. Пьеса учит быть трудолюбивым, смелым и находчивым)
4).Дополнительное задание. (если осталось время)
Задание: Допиши пословицы.
- Кто много читает, тот - ...... (много знает)
- Без труда..... (не вытащишь и рыбку из пруда)
- Ученье и труд - .... (все перетрут)
- Чтение - вот лучшее.... (учение)
- Ученье - свет, а неученье..... (тьма)
X. Итог урока.
- Чему научились на уроке?
- Что было нового и интересного?
- Чему учит пьеса?
Домашнее задание: выполнить иллюстрацию ко II действию пьесы и придумать её продолжение.
Оценивание детей.
Литература.
- Кубасова О.В. Любимые страницы. Учебник для 2 класса по литературному чтению. В двух частях. Часть первая. Смоленск. Ассоциация 21 век, 2003
- Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. Ярославль. Академия развития, 1997.
- Стрельцова Л.Е. Литература и фантазия. Москва – Просвещенгие, 1992
- Петрусинский В.В. Игры. Обучение. Тренинг. Досуг. Москва. Новая школа, 1994
- 5. Ушакова В.С. Школьные психологи советуют. //Начальная школа 1996, №8
- 6. Уфимцева Л.П.// Начальная школа 1993, №2
- Махкамджанов К.М.* Минута радости* // Начальные классы.1001, №12
- Интернет-ресурсы (иллюстрации к сказке, картинки животных)