Тема урока: "Правописание ЧА-ЩА" (УМК "Перспективная начальная школа"). 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Урок обучения грамоте (письмо) по теме «Правописание ЧА-ЩА» разработан в системе образования УМК «Перспективная начальная школа» в рамках ФГОС, который знакомит со способами организации познавательной, коммуникативной, личностной, регулятивной деятельности школьников.

Первый этап урока предусматривает организацию детей и направлен на осознание ответственности за общее дело.

При встрече со сквозными героями дети оказывают им помощь, таким образом определяют ранее изученное и то, что предстоит изучить. Они знакомятся с делами и в соответствии с поставленной задачей планируют свою работу.

На этапе актуализации знаний, при работе с элементами печатных букв, развивается умение прогнозировать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. В ходе урока используются мини-игры, которые нацелены на формирование умений работать в группах, парах, а так же адекватно оценивать себя и окружающих. На уроке раскрываются способы по поиску информации через работу со словом, предложением, текстом. В помощь этому используется графическое изображение звуков, слов, предложений, которые помогают успешному усвоению материала.

Одним из важных этапов урока является подведение итогов (рефлексия деятельности), где учащиеся оценивают свою работу через «Шкалу успеха».

Содержание урока направлено на формирование умения учиться, на понимание своей роли в учебном процессе.

Учебно-методическое обеспечение:

1. Лободина М.В. Обучение грамоте. Письмо. Поурочные планы. Волгоград: Учитель, 2009.
2. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. М.: Просвещение, 1990.

Время реализации занятия: 40 минут.

Цель урока: применение усваиваемых званий или способов учебных действий в условиях решения учебных задач.

Задачи урока:

  • Образовательные: формирование навыков письма слов с сочетаниями ча-ща; вырабатывать навыки грамотногописьма; совершенствовать умение перекодировать звукофонемную форму слова в буквенную и наоборот; продолжить формирование умений оформлять предложения на письме, анализировать их и составлять схему; закреплять графические навыки письма изученных букв и гигиенические навыки при письме.
  • Развивающие: развивать внимание, речевые умения, логическое мышление.
  • Воспитательные: воспитывать желание работать вместе, оказывать помощь другу, оценивать собственное поведение и окружающих.

Тип урока: урок формирование первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями.

Оборудование: стволы двух деревьев с сочетаниями чи и ши; рисунки для сказки: озеро, солнце, тучка, волны; буквы ч, щ, я, а; элементы печатных букв; части слов для создания «Чудо-дерева»; карточки для работы в парах; набор схем слов (индивидуальные и демонстрационный); шкала успеха.

План проведения урока:

Этапы урока

Временная реализация

I. Организационный момент. 1 мин.
II. Постановка цели урока. 6 мин.
III. Актуализация знаний. 10 мин.
IV. Динамическая пауза. 1 мин.
V. Объяснение нового материала. 10 мин.
VI.Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений. 10 мин.
VII. Подведение итогов (рефлексия деятельности). 2 мин.

ХОД УРОКА

Этап урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат этапа

I. Организационный момент Организовать направленное внимание на начало урока 1. Чтение стихотворения
Говорит первую строку стихотворения:

Долгожданный дан звонок

Проговаривают пять строчек стихотворения:

Начинается урок!
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим,
И без дела не сидим!

– осознать свою ответственность за общее дело (личностные: самоопределение)

2. Проверка готовности
Провожу проверку готовности.
Дети показывают тетради, пеналы.
II. Постановка цели урока Сформировать представления детей о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся. 3. Встреча со сквозными героями (Маша, Миша)

Организовывает встречу с Машей и Мишей (Презентация. Слайд 1).
Стволы деревьев с сочетаниями ЖИ-ШИ (Слайд 2.)
Озеро с буквами: Ч Щ Я А
(Слайд 3)

Дети анализируют увиденное на доске и называют, что они знают, умеют, а чему научатся на данном уроке. – формировать и удерживать учебную задачу
(регулятивные: целеполагание)
4. Составление плана действий

Знакомит с делами и под его руководством составляется план работы (используя карточки на магнитной доске): (Слайд 4)

– создание «Чудо-дерева»;
– ответы на вопросы;
– чистописание;
– запись слов с ЖИ, ШИ;
– сказка про буквы Ч, Щ, А, Я;
– составление ответов с опорой на слова и их запись;
– подведение итогов;
– физкультминутка;
– составление схем предложения, слова.

Дети составляют план работы:

1. Ответы на вопросы.
2. Чистописание.
3. Создание «Чудо-дерева».
4. Физкультминутка.
5. Запись слов с ЖИ, ШИ.
6. Сказка про буквы Ч, Щ, А, Я.
7. Составление схем предложения, слова.
8. Составление ответов с опорой на слова и их запись.
9. Подведение итогов.

– выбирать действие в соответствии с поставленной задачей
(регулятивные: планирование)
III. Актуализация знаний Повторить о буквах алфавита, закрепить умение конструировать буквы, красиво писать, правило письма сочетаний ЖИ, ШИ. 5. Конструирование печатных букв

(Слайд 5)

Ч Ж Щ Ш
Наблюдает за работой.

Дети по данным элементам догадываются какие буквы представлены и правильность своих догадок доказывают путём конструирования букв. – предвидеть возможности получения результата
(регулятивные: прогнозирование)
6. Ответы на вопросы с опорой на схемы

(Слайд 6)

Задает вопросы.

– Назовите буквы.
– Назовите звуки.
– Какие это звуки?
– Назовите общие признаки (согласные, шипящие).
– Назовите отличительные признаки:

Отвечают на вопросы с опорой на схемы.
[Ж Ш Ч Щ] согласные шипящие
[Ж Ш] твёрдые
[Ч Щ] мягкие
[Ж] звонкий
[Ч Щ Ш] глухие
– анализировать, сравнивать, обобщать (познавательные: логические)
7. Чистописание

Делает показ на доске письменных заглавных и строчных букв, сочетаний букв:

Ж Ш Ч Щ
ж ш ч щ
ЖИ ШИ

Пишут по образцу (на доске, в тетради) – вносить необходимые коррективы в действие после его завершения
(регулятивные: коррекция)
8. Создание «Чудо-дерева»

Слайд 7.
Организовать работу в больших группах.
Части слов для первой группы:

…вотное, стри…, …лище, эта…, лы…, …вёт, лужи, …тель, …рафы, чи…, …р, …льцы, е….

Части слов для второй группы:

малы…, гру…, …ло, каранда…, …рина, мы…, …повник, ланды…, …рокий, камы…, …пит, ер…, …ть.

Участвуют в игре – создании «Чудо-дерева» – адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих
(коммуникативные: управление коммуникацией)
IV. Динамическая пауза Смена вида деятельности. 9. Физкультминутка

Наблюдает.

Выполняют упражнения и проговаривают слова:

Шуршат на дереве листы
Шуршат осенние кусты
Шуршит камыш
И дождь шуршит.
А ты садись и не шурши,
И всё красиво напиши.

 
V. Объяснение нового материала Сформировать представление о написании ЧА, ЩА 10. Самодиктант (10 слов) с сочетаниями ЖИ ШИ
из игры «Чудо-дерево».
Наблюдает.
Два ученика диктуют, все записывают, взаимопроверяют. – договариваться о распределении функций в совместной деятельности
(коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества).
11. Игра «Буква заблудилась».
Организовывает работу в парах.
(Слайд 8)
Ч . йник, ч . й, ч . шка, пищ . т.
Читают слова
Вписывают буквы.
Проверяют.
Делают вывод.
– формировать собственное мнение и позицию
(коммуникативные: взаимодействие)
– подведение под правило
(познавательные:
логические)
12. Сказка про буквы Ч, Щ, А, Я.
Рассказывает сказку наглядно демонстрируя (Слайд 9).
Слушают сказку. – поиск и выделение информации из различных источников в разных формах (текст)
(познавательные: информационные).
VI. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений Сформировать навыки использования правила. 13. Работа над составлением предложений

Читает вопросы:

1. У кого клюв острый?
2. Где растёт щавель?
3. Какая туча плыла по небу?
4. Где скрылась рысь?

– Составьте схему 3-го предложения. (Слайд 10).
Записать.
Плыла по небу тёмная туча.

– Назовите слово с изученным сочетанием (туча).

– Составить звуковую, звуко-буквенную модель.
Слайд 11.

 

Составляют предложения-ответы, используя слова второго столбика.

Острый, у клюв, грача.
Щавель, в растёт, огороде.
Плыла, по, тёмная, туча, небу.
Рысь, в, леса, чаще, скрылась

Составляют, записывают, сравнивают с образцом.

Называют. Составляют, сравнивают с образцом.

построение суждения
(познавательные: логические).

– использовать знаково-символические средства
(познавательные: знаково-символические).

– создавать и преобразовывать модели (познавательные: знаково-символические).

VII. Подведение итогов (рефлексия деятельности) Сформировать личную ответственность за результаты деятельности. 14. Работа со шкалой успеха.
Слайд 12
Пользуясь шкалой успеха, оцените свою работу.
Высказываются о личном вкладе. – формировать рефлексивные умения