Методические рекомендации по использованию проекта в учебном процессе:
Данная методическая разработка подготовлена для повторения, обобщения и систематизации знаний, учащихся по арифметической и геометрической прогрессии. Повторение двух важных тем на одном уроке взято не случайно. Часто дети путают формулы арифметической и геометрической прогрессии, не умеют различать текстовые задачи на эти понятия. Потому одной из задач данного урока является установление четкой грани между ними, умение правильно применять необходимые формулы. В ходе преподавания математики в выпускном классе красной нитью проходит подготовка к предстоящим экзаменам. Поэтому начало урока посвящено решению этого вопроса. Иногда этот этап урока проходит в виде решения задач из сборника для подготовки к экзамену для 9-го класса под редакцией Кузнецовой. Но больше детей привлекает работа в сети Интернет по различным полезным ссылкам. Применение компьютера на различных этапах урока помогает активизировать деятельность учащихся на уроке. Домашнее задание в виде подготовки сообщений с презентацией помогает развивать навыки самостоятельной деятельности учащихся и активизирует поисковую работу.
Цель разработки:
1. Познакомить образовательное сообщество с опытом использования на уроке
полезных ссылок и адресов, где можно в режиме он-лайн пройти тестирование по
различным предметам, всех классов по выбранной теме. (http://www.mathtest.ru/,
www.biscol.ru/abit/math_test.php,
www.kokch.kts.ru/cdo/,
www.dak-test.ru.)
2. Повысить эффективность использования ресурсов сети Интернет и компьютерной
технологии при преподавании математики.
Задачи разработки:
- Продемонстрировать практическое применение Интернет-ресурсов и компьютерной технологии на различных этапах урока.
- Продемонстрировать формы организации деятельности учащихся на уроке с использованием компьютерной технологии.
План-конспект урока.
Тема урока: Арифметическая и геометрическая прогрессия.
Тип урока : Урок повторения, обобщения и систематизации знаний.
Цели урока:
- Обобщить и систематизировать знания по арифметической и геометрической прогрессии, установить четкую грань между этими понятиями;
- Развивать навыки применения основных формул в ходе решения задач;
- Воспитать волю и настойчивость для достижения конечных результатов.
Оборудование: проектор, экран, медиапрезентация, компьютеры с выходом в Интернет, карточки с заданиями.
План урока:
- Организационный момент, приветствие. Сообщение темы, типа и целей урока.
- Готовимся к экзамену
- Проверка домашнего задания: фронтальная работа
- Выполнение тренировочных заданий. Работа в парах // разноуровневая работа .
- Решение задач репродуктивного характера. Индивидуальна работа.
- Тренировка смысловой памяти. Фронтальная работа.
- Тренировочные упражнения-закрепления. Дифференцированная работа.
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание. Разноуровневые задания.
Ход урока
I. Oрганизационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста. Давайте, обратим внимание на эпиграф к нашему уроку. (Приложение 1) И совместными усилиями на уроке постараемся уменьшить страх, который может возникнуть из-за незнания. На последних уроках мы с вами познакомились с арифметической и геометрической прогрессией. А сегодня постараемся обобщить и систематизировать знания по данным темам. Но начало урока, как обычно, мы посвятим подготовке к предстоящему экзамену.
II. Готовимся к экзамену.
Для реализации этого этапа урока сегодня мы снова обратимся к нашему незаменимому помощнику – к компьютеру. Давайте зайдем в сеть Интернет по ссылке www.kokch.kts.ru/cdo/, указанной на доске. (Приложение 1) И уделим 10 минут нашего времени на подготовку к предстоящему в этом году испытанию. Сегодня вам необходимо выполнить 3 задания, предложенных на данном сайте, оценку своей работы тоже получите там же.
III. Проверка домашнего задания.
Тема арифметической и геометрической прогрессии была известна еще математикам древности. Мы с вами познакомились с теоретическим материалом по данной теме, научились решать задачи, применяя изученные формулы. А вот исторической справки об этих понятиях у нас еще не было. Давайте послушаем выступление вашего одноклассника
1. Готовое сообщение ученицы об арифметической и геометрической прогрессиях. (Приложение 2)
2. Устная работа. Предлагаются вопросы на проверку знания теоретического материала по темам: Арифметическая и геометрическая прогрессия. (Приложение 1)
IV. Выполнение тренировочных заданий на повторение арифметической и геометрической прогрессии.
Учитель: Для того, чтобы вы окончательно убедились в своих твердых знаниях теоретического материала и формул поработаем в парах. Я предлагаю вам задании трех уровней А, В, С. Каждая пара должна выбрать то задание, которое кажется вам под силу. Дети получают задания на карточках.
А | В | С |
Дано: а25=84, а1=12. Найти: d. |
Подготовку к экзамену начинают с 15 мин. В каждый следующий день ее время увеличивают на 10 мин. Сколько дней следует готовиться к экзамену в указанном режиме, чтобы достичь максимальной продолжительности подготовки, не влияющей на здоровье подростка, 1час 45минут? | Является ли число 156 членом арифметической прогрессии (ап), в которой а1=24, а22=60. |
Проверка.
Пары меняются выполненными карточками и осуществляют взаимопроверку. Проверяют правильность выполненной работы по слайду с готовым решением . (Приложение1)
V. Индивидуальная работа Решение задач репродуктивного характера.
Учитель: А сейчас к доске приглашаю четырех учеников, которые желают поработать индивидуально. На доске имеются 2 таблицы .
Задание: Заполнить пропуски в таблице , если аn– арифметическая прогрессия, вn – геометрическая прогрессия. Каждый ученик заполняет не менее двух строк таблицы.
а1 | d | n | аn | sn |
-9 | 0,5 | -75 | ||
-28 | 9 | 0 | ||
0,2 | 5,2 | 137,7 | ||
30 | 15,75 | 146,25 |
b1 | q | n | bn | sn |
3 | 567 | 847 | ||
1/3 | 1/3 | 1/6561 | ||
-3 | 4 | 30 |
VI. Фронтальная работа. Тренировка смысловой памяти, наблюдательности, поиск закономерностей составления таблицы.
Учитель: Ну а мы с вами ребята, займемся тренировкой памяти.
Задание : Запомнить все числа , включенные в таблицу, а затем их воспроизвести. (Приложение1) (Постарайся увидеть закономерность.)
7 | 14 | 28 |
56 | 112 | 224 |
448 | 896 | 1792 |
Разгадка: это геометрическая прогрессия со знаменателем 2. Необходимо
запомнить два числа 7 и 2 .
-12 | -9 | -6 |
-3 | 0 | 6 |
9 | 12 | 15 |
Разгадка: это арифметическая прогрессия с разностью 3. Необходимо запомнить два числа -12 и 3 .
Проверка индивидуальной работы учащихся у доски. Оценка их деятельности.
VII. Тренировочные упражнения-закрепления. Дифференцированная работа .
Учитель: На следующем слайде вы видите дифференцированные карточки , для самостоятельной работы. Каждый выбирает себе задание сам и выполняет его в тетради. (Приложение1)
Проверка: Один ученик читает выполненное в тетради задание, правильность выполненной работы определяется сверкой с готовым решением на доске. (Приложение 1)
VIII. Подведение итогов урока.
Учитель проводит фронтальный обзор основных этапов урока, отмечает в какой мере достигнуты цели урока, и выставляет оценки за урок. Дает пояснения по домашнему заданию.
IX. Домашнее задание. (Приложение 1)
Если вы получили оценку:
Для тех у кого дома есть Интернет: по ссылке (http://www.mathtest.ru/) пройти тестирование.
Использованная литература.
- Алгебра: Учеб. для 9 кл.общеобразоват.учреждений\Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк.
- Алгебра открытые уроки: С.Н.Зеленская. Издательство “Учитель”.
- Интернет-ресурсы: www.kokch.kts.ru/cdo/