Мир живописи

Разделы: Начальная школа


Радуга

Цель: Практическоеприменение полученных знаний по теме «Живопись». Развитие творческих способностей, наблюдательности.

Задачи:

  • воспитывать бережное отношение к культуре своего народа;
  • развивать эмоциональное восприятие красоты;
  • развивать самостоятельность в решении композиционных задач;
  • формировать умение сотрудничать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
  • развивать умение слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на
  • собственное мнение;
  • воспитывать аккуратность, уважение к труду;
  • развивать личностные качества.

Оборудование:

  • компьютер;
  • интерактивная доска;
  • мультимедийный проектор;
  • гуашь, кисти;
  • шаблоны рисунков дымковской игрушки, матрешки, гжели, хохломы.

Изобразительный ряд:

  • выставка репродукций картин, полюбившихся детям,
  • предметы декоративно-прикладного творчества.

Музыкальный ряд: презентации: «Русские художники», «Народные промыслы».

Ход урока

I. Организация учащихся

Учитель: Здравствуйте, ребята. Давайте подарим друг другу свои улыбки и в хорошем настроением начнём наш урок.

На вас надеюсь я, друзья!
Мы хороший дружный класс,
Все получится у нас!
Проверка готовности к уроку.

II. Сообщение темы урока

Учитель:

Волшебный живописный мир!
Теперь знакомы мы с тобою!
В нем чувств и красок, жанров пир!
Он полон красотою!

Вы уже многое узнали, многому научились. Давайте попробуем вспомнить все то, что вы узнали на уроках изобразительного искусства о живописи, отвечая на вопросы викторины. Но сначала ответим на вопрос.

- Что мы называем живописью?

- Живописью называют произведения, созданные красками.

III. Актуализация знаний

Викторина: « Определите « Жанры живописи».

Учитель: Назовите жанры живописи, с которыми вы познакомились на уроках.

Если видишь на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина называется…
(Пейзаж)

Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу,
Знай, что это…
(Натюрморт)

Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь нас,
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Летчик или балерина,
Или Колька - твой сосед,
Обязательно картина называется …
(Портрет)

Отгадайте, чем рисовали.
Разноцветные сестрицы
Заскучали без водицы.
Дядя, длинный и худой,
Носит воду бородой.
И сестрицы вместе с ним
Нарисуют дом и дым.
(Кисточка и гуашь.)

Палочка волшебная
Есть у меня друзья,
Палочкою этой
Могу построить я:
Башню, дом и самолет,
И большущий пароход!
(Карандаш.)

Белое поле, черное семя,
Кто поле сеет, тот разумеет.
(Бумага.)

Черный Ивашка,
Деревянная рубашка,
Где пройдется,
Там след остается
(Карандаш.)

Учитель: Ребята, на нашей выставке, вам представлены репродукции картин великих русских художников, с которыми вы уже встречались не только на уроках изобразительного искусства, но и на уроках развития речи и литературного чтения. Назовите жанры живописи.

( Дети выходят к доске. Произносят название картины, имя художника, жанр живописи и по каким признакам определён жанр .)

-И. Хруцкий . Натюрморт со свечой.

-И. Репин. Портрет П.М.Третьякова.

-И.Левитан. Берёзовая роща.

В гостях у картин.

Показ презентации «Русские художники» (3 мин.) Приложение 1

(В презентации демонстрируются картины великих русских художников.)

Учитель в роли экскурсовода.

Внимание! Сейчас я приглашаю вас посетить «Художественный музей» Мы в гостях у картин. Представьте, только что распахнулись тяжелые двери художественного музея. В торжественных залах царит тишина. Перед нами богатства созданные гением человека. Тысячи поэм и рассказов, запечатленных на полотне талантливой кистью.

Осмотритесь вокруг. С глазу на глаз беседуем мы с великими мастерами. Как песня – то радостная, то грустная - волнует нас их живопись, уносит в далекие времена.

Вас тронула картина, и вы надолго задерживаетесь перед ней. Узнаете имя художника. Тут же, по соседству, разыскиваете и другие полотна того мастера. Сравниваете. Вам открывается еще незнакомый мир, в котором жил и творил художник. Картина радует, потрясает – на всю жизнь становится другом.

Но вот вы налюбовались картиной, а вас уже манят, зовут к себе другие полотна. Что ни картина - то новое открытие, новый рассказ, увлекательный, яркий. И так без конца. Проходит час, другой, а вам еще не хочется расставаться с картинами, потому, что вы полюбили живопись. Она радует вас – как музыка, как волнующее стихотворение, и ничто уже не заставит вас отказаться от этой радости.

Приходите же в картинную галерею. Зовите с собой друзей. Двери музея раскрыты настежь. Картины приглашают вас в гости.

3. Практическая часть.

Учитель: Сейчас я предлагаю вам роль художников. Вы должны создать, вернее, собрать картину. Старший группы выбирает конверт с заданием и группа приступает к работе.

(Детям предлагается на полотне реставрировать (собрать) картину, состоящую из частей. По окончании выполнения заданий - выставка с комментированием своих работ.)

Физкультминутка

4. « Народные промыслы»

Учитель: Наш урок продолжается, и я предлагаю окунуться в еще один удивительный уголок живописи «Народные промыслы».В отличие от художников, которые творили свои шедевры на полотнах, народные умельцы занимались росписью бытовой утвари. Своей росписью мастера старались запечатлеть любовь к природе, своей родине, народным вековым традициям.

Перед нами виды народных промыслов.

Презентация «Народные промыслы» (2, 15мин.) Приложение 2

Учитель: Ребята, я предлагаю остановиться на четырёх видах народных промыслов,

чтобы подготовиться к дальнейшей нашей работе.

-В чём особенность росписи матрёшки?

-Для росписи Семеновской матрешки, использовались растительные формы: яркие цвета, листья, букет цветов.

-В чём особенность хохломской росписи?

-Классическим примером росписи является "травка", или "травная роспись" с красными и черными кустиками, стебельками, создающими своеобразный графический рисунок на золотом фоне.

-В чём особенность росписи дымковской игрушки?

- Дымковская игрушка, близкая по форме изделиям других промыслов, имеет характерные отличия в росписи. По белому фону выполняют роспись темперными красками. Звонкие тона красного, желтого, зеленого, синего цветов, иногда дополненные медной поталью (раньше использовали даже сусальное золото), создают яркую, жизнерадостную гамму росписи.

-В чём особенность росписи гжель?

(При господстве одного типа росписи - синего изображения на белом фоне - разнообразие композиционных решений орнамента и изобразительных мотивов обеспечивает необычайную широту круга вещей, создаваемых из фарфора. Это и наборы для кофе, чая или пельменей, и часы оригинальных форм, и разного типа шкатулки, сахарницы, масленки, и, конечно, декоративные вазы, тарелки, кувшины.)

Бондаренко Е.А. идентификатор: 243-807-938

5. Практическая работа.

Для работы нам понадобятся гуашь, кисти. Но у каждой группы есть своя особенность, ограничение в цветах, то о чем мы сейчас говорили. Старший группы получает шаблоны для выполнения задания.

  • 1 группа: эскизы дымковской игрушки;
  • 2 группа: эскизы матрешки;
  • 3 группа: эскизы гжели;
  • 4 группа: эскизы хохломы.
 1 группа 2 группа 3 группа 4 группа

IV. Итог урока.

1. Выставка работ учащихся.

2. Заключительное слово учителя.

Учитель:

Сегодня на уроке вы попробовали себя в роли зрителей картинной галереи, в роли художников, народных мастеров. И я думаю, что эти роли вам понравились, потому что вы отлично с ними справились. Каждый из вас почувствовал себя творческой натурой. Каждая ваша работа отличается своеобразием неповторимостью, что подчеркивает вашу индивидуальность и творческий подход.

Оценим свои труды аплодисментами.

Всему надо учиться, и мы находимся только в начале пути.

Оценим свои труды аплодисментами.

V. Домашнее задание.

Выбрать любой промысел и выполнить его в соответствии с цветовой гаммой, с помощью кисти и красок.

Всему надо учиться, и мы находимся только в начале пути.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Кузин В.С. Учебник 2 класс / Кузин В.С., Кубышкина Э.И.-М.: Дрофа, 2008
  2. Кузин В.С. Рабочая тетрадь 2 класс / Кузин В.С., Кубышкина Э.И.-М.: Дрофа, 2008
  3. Кузин В.С. Изобразительное искусство в начальной школе /В.С. Кузин, Кубышкина Э.И.-М.: Дрофа, 2008
  4. Айзенбарт. Б.Полный курс акварели. –М.: Внешсигма, 2000.-64.:ил.-ISBN 5-86290-319-6
  5. Уткин П.И., Королёва Н.С. Народные художественные промыслы.-М.: Высшая школа, 1992.-159с.- ISBN 5-06-001970-5.