Цель: Практическоеприменение полученных знаний по теме «Живопись». Развитие творческих способностей, наблюдательности.
Задачи:
- воспитывать бережное отношение к культуре своего народа;
- развивать эмоциональное восприятие красоты;
- развивать самостоятельность в решении композиционных задач;
- формировать умение сотрудничать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
- развивать умение слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на
- собственное мнение;
- воспитывать аккуратность, уважение к труду;
- развивать личностные качества.
Оборудование:
- компьютер;
- интерактивная доска;
- мультимедийный проектор;
- гуашь, кисти;
- шаблоны рисунков дымковской игрушки, матрешки, гжели, хохломы.
Изобразительный ряд:
- выставка репродукций картин, полюбившихся детям,
- предметы декоративно-прикладного творчества.
Музыкальный ряд: презентации: «Русские художники», «Народные промыслы».
Ход урока
I. Организация учащихся
Учитель: Здравствуйте, ребята. Давайте подарим друг другу свои улыбки и в хорошем настроением начнём наш урок.
На вас надеюсь я, друзья!
Мы хороший дружный класс,
Все получится у нас!
Проверка готовности к уроку.
II. Сообщение темы урока
Учитель:
Волшебный живописный мир!
Теперь знакомы мы с тобою!
В нем чувств и красок, жанров пир!
Он полон красотою!
Вы уже многое узнали, многому научились. Давайте попробуем вспомнить все то, что вы узнали на уроках изобразительного искусства о живописи, отвечая на вопросы викторины. Но сначала ответим на вопрос.
- Что мы называем живописью?
- Живописью называют произведения, созданные красками.
III. Актуализация знаний
Викторина: « Определите « Жанры живописи».
Учитель: Назовите жанры живописи, с которыми вы познакомились на уроках.
Если видишь на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина называется…
(Пейзаж)
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу,
Знай, что это…
(Натюрморт)
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь нас,
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Летчик или балерина,
Или Колька - твой сосед,
Обязательно картина называется …
(Портрет)
Отгадайте, чем рисовали.
Разноцветные сестрицы
Заскучали без водицы.
Дядя, длинный и худой,
Носит воду бородой.
И сестрицы вместе с ним
Нарисуют дом и дым.
(Кисточка и гуашь.)
Палочка волшебная
Есть у меня друзья,
Палочкою этой
Могу построить я:
Башню, дом и самолет,
И большущий пароход!
(Карандаш.)
Белое поле, черное семя,
Кто поле сеет, тот разумеет.
(Бумага.)
Черный Ивашка,
Деревянная рубашка,
Где пройдется,
Там след остается
(Карандаш.)
Учитель: Ребята, на нашей выставке, вам представлены репродукции картин великих русских художников, с которыми вы уже встречались не только на уроках изобразительного искусства, но и на уроках развития речи и литературного чтения. Назовите жанры живописи.
( Дети выходят к доске. Произносят название картины, имя художника, жанр живописи и по каким признакам определён жанр .)
-И. Хруцкий . Натюрморт со свечой.
-И. Репин. Портрет П.М.Третьякова.
-И.Левитан. Берёзовая роща.
В гостях у картин.
Показ презентации «Русские художники» (3 мин.) Приложение 1
(В презентации демонстрируются картины великих русских художников.)
Учитель в роли экскурсовода.
Внимание! Сейчас я приглашаю вас посетить «Художественный музей» Мы в гостях у картин. Представьте, только что распахнулись тяжелые двери художественного музея. В торжественных залах царит тишина. Перед нами богатства созданные гением человека. Тысячи поэм и рассказов, запечатленных на полотне талантливой кистью.
Осмотритесь вокруг. С глазу на глаз беседуем мы с великими мастерами. Как песня – то радостная, то грустная - волнует нас их живопись, уносит в далекие времена.
Вас тронула картина, и вы надолго задерживаетесь перед ней. Узнаете имя художника. Тут же, по соседству, разыскиваете и другие полотна того мастера. Сравниваете. Вам открывается еще незнакомый мир, в котором жил и творил художник. Картина радует, потрясает – на всю жизнь становится другом.
Но вот вы налюбовались картиной, а вас уже манят, зовут к себе другие полотна. Что ни картина - то новое открытие, новый рассказ, увлекательный, яркий. И так без конца. Проходит час, другой, а вам еще не хочется расставаться с картинами, потому, что вы полюбили живопись. Она радует вас – как музыка, как волнующее стихотворение, и ничто уже не заставит вас отказаться от этой радости.
Приходите же в картинную галерею. Зовите с собой друзей. Двери музея раскрыты настежь. Картины приглашают вас в гости.
3. Практическая часть.
Учитель: Сейчас я предлагаю вам роль художников. Вы должны создать, вернее, собрать картину. Старший группы выбирает конверт с заданием и группа приступает к работе.
(Детям предлагается на полотне реставрировать (собрать) картину, состоящую из частей. По окончании выполнения заданий - выставка с комментированием своих работ.)
Физкультминутка
4. « Народные промыслы»
Учитель: Наш урок продолжается, и я предлагаю окунуться в еще один удивительный уголок живописи «Народные промыслы».В отличие от художников, которые творили свои шедевры на полотнах, народные умельцы занимались росписью бытовой утвари. Своей росписью мастера старались запечатлеть любовь к природе, своей родине, народным вековым традициям.
Перед нами виды народных промыслов.
Презентация «Народные промыслы» (2, 15мин.) Приложение 2
Учитель: Ребята, я предлагаю остановиться на четырёх видах народных промыслов,
чтобы подготовиться к дальнейшей нашей работе.
-В чём особенность росписи матрёшки?
-Для росписи Семеновской матрешки, использовались растительные формы: яркие цвета, листья, букет цветов.
-В чём особенность хохломской росписи?
-Классическим примером росписи является "травка", или "травная роспись" с красными и черными кустиками, стебельками, создающими своеобразный графический рисунок на золотом фоне.
-В чём особенность росписи дымковской игрушки?
- Дымковская игрушка, близкая по форме изделиям других промыслов, имеет характерные отличия в росписи. По белому фону выполняют роспись темперными красками. Звонкие тона красного, желтого, зеленого, синего цветов, иногда дополненные медной поталью (раньше использовали даже сусальное золото), создают яркую, жизнерадостную гамму росписи.
-В чём особенность росписи гжель?
(При господстве одного типа росписи - синего изображения на белом фоне - разнообразие композиционных решений орнамента и изобразительных мотивов обеспечивает необычайную широту круга вещей, создаваемых из фарфора. Это и наборы для кофе, чая или пельменей, и часы оригинальных форм, и разного типа шкатулки, сахарницы, масленки, и, конечно, декоративные вазы, тарелки, кувшины.)
Бондаренко Е.А. идентификатор: 243-807-938
5. Практическая работа.
Для работы нам понадобятся гуашь, кисти. Но у каждой группы есть своя особенность, ограничение в цветах, то о чем мы сейчас говорили. Старший группы получает шаблоны для выполнения задания.
- 1 группа: эскизы дымковской игрушки;
- 2 группа: эскизы матрешки;
- 3 группа: эскизы гжели;
- 4 группа: эскизы хохломы.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
1 группа | 2 группа | 3 группа | 4 группа |
IV. Итог урока.
1. Выставка работ учащихся.
2. Заключительное слово учителя.
Учитель:
Сегодня на уроке вы попробовали себя в роли зрителей картинной галереи, в роли художников, народных мастеров. И я думаю, что эти роли вам понравились, потому что вы отлично с ними справились. Каждый из вас почувствовал себя творческой натурой. Каждая ваша работа отличается своеобразием неповторимостью, что подчеркивает вашу индивидуальность и творческий подход.
Оценим свои труды аплодисментами.
Всему надо учиться, и мы находимся только в начале пути.
Оценим свои труды аплодисментами.
V. Домашнее задание.
Выбрать любой промысел и выполнить его в соответствии с цветовой гаммой, с помощью кисти и красок.
Всему надо учиться, и мы находимся только в начале пути.
ЛИТЕРАТУРА
- Кузин В.С. Учебник 2 класс / Кузин В.С., Кубышкина Э.И.-М.: Дрофа, 2008
- Кузин В.С. Рабочая тетрадь 2 класс / Кузин В.С., Кубышкина Э.И.-М.: Дрофа, 2008
- Кузин В.С. Изобразительное искусство в начальной школе /В.С. Кузин, Кубышкина Э.И.-М.: Дрофа, 2008
- Айзенбарт. Б.Полный курс акварели. –М.: Внешсигма, 2000.-64.:ил.-ISBN 5-86290-319-6
- Уткин П.И., Королёва Н.С. Народные художественные промыслы.-М.: Высшая школа, 1992.-159с.- ISBN 5-06-001970-5.