Проектное обучение как средство развития ключевых компетенций учащихся начальной школы

Разделы: Начальная школа


В настоящее время возросла роль таких качеств личности, как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др. Эти качества получили название "ключевых компетенций"

В "Федеральной концепции модернизации российского образования" впервые на государственном уровне предложено использовать для оценки качества содержания образования современные ключевые компетенции, которые определены как система "универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности.

Таким образом, компетенция - отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере.

Компетентность - владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность - уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере.

Идея компетентностного подхода в системе образования своевременна, так как мы в своей практике часто сталкиваемся с тем, что учащиеся хорошо усваивают теоретические знания, но затрудняются применять их на практике для решения проблем. Современный человек в условиях гигантского количества информации должен уметь применять полученные в образовательном учреждении знания практически, то есть освоить в школе ряд компетенций.

Ключевыми компетенциями являются следующие:

когнитивные (познавательные) компетенции - умение чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать новое понимание или непонимание вопроса и др.;

оргдеятельностные компетенции - способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение понять цель и организовать ее достижение; умение делать выбор (готовность принимать решения и нести ответственность); способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка и др.;

коммуникативные компетенции - умение взаимодействовать с другими людьми, аргументировано излагать точку зрения, отстаивать свои позиции, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе;

информационные компетенции - умение отыскивать, преобразовывать и передавать информацию; использовать современные телекоммуникационные технологии (электронная почта, Интернет) и др.;

мировоззренческие компетенции - эмоционально - ценностные установки ученика, самостоятельность, способность к самопознанию и самодвижению, инициативность (активная жизненная позиция); умения определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, в природе, государстве, национальные и общечеловеческие стремления, патриотические и толерантные качества личности и т.п.

Новые подходы в обучении, развитие компетенций - требуют такие методы обучения, которые будут соответствовать высоким требованиям, предъявляемым обществом современному образовательному и воспитательному процессу.

Одним из таких направлений является метод учебного проекта.

Под проектом понимается комплекс взаимосвязанных действий, предназначенных для достижения определенной цели в течение заданного периода времени в рамках имеющихся возможностей.

Под проектной деятельностью понимаются разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков:

  • они направлены на достижение конкретных целей;
  • они включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;
  • они имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом;
  • все они в определенной степени неповторимы и уникальны.

Основными достоинствами этого метода являются:

  • развитие и совершенствование исследовательских, информационных и коммуникативных умений;
  • проблемность, которая задается альтернативностью, неоднозначностью изучаемого материала;
  • формирование активной, самостоятельной и инициативной позиции учащихся;
  • развитие в первую очередь общеучебных умений и навыков: исследовательских, рефлексивных, самооценочных;
  • проект - надежный фактор мотивации, потому что наилучшим образом стимулирует учащихся к активному познанию, легко втягивает в учебный процесс, открывая возможность для каждого найти собственный интерес в предполагаемом исследовании, в творческом задании, "по душе", создание ситуации успеха для каждого ученика;
  • реализация принципа связи обучения с жизнью;
  • формирование не просто умений, а компетенций, т.е. умений, непосредственно сопряженныж с опытом их применения в практической деятельности.

По временной протяженности проекты могут быть различными: от краткосрочных мини- проектов (в рамках одного урока), до долгосрочных, длительных.

Поэтому целью моей работы является развитие ключевых компетенций учащихся начальной школы через проектную деятельность.

Стадии разработки учебного проекта:

Разработка проектного задания.

Разработка самого проекта.

Презентация.

Рефлексия.

Реализованные проекты:

"Мой Пушкин";

"Почему листья деревьев бывают разными?";

Музыкальная сказка "В поисках добра";

Волшебник и великий музыкант" по произведению К. Паустовского "Корзина с еловыми шишками";

"Фотография на память";

"Я и мое здоровье";

"Я среди людей".

В ходе работы охват учащихся был равен 100%.

Для того, чтобы проследить логику работы над проектом, хотелось бы подробнее остановиться на описании этапов работы в некоторых из них.

Проект "Мой Пушкин".

1. Разработка проектного задания.

Наш проект продолжался 1 неделю. В первый организационный день мы выявили с детьми проблему "Что мы знаем об А. С. Пушкине?" Как оказалось, мы вспомнили только 1 стихотворение и сказку о золотой рыбке, которые изучали в 1 классе. Сделали вывод, что знаем мы немного и поставили перед собой цель - изучить некоторые этапы жизни и творчества великого поэта.

Перед собой я поставила следующие задачи:

  • научить учащихся самостоятельно собирать необходимую информацию;
  • прививать умение работать в группе;
  • развивать речь, творческие способности;
  • прививать любовь к литературному чтению.
  • вызвать интерес к творчеству Пушкина;

Далее мы выделили основные периоды детства А. С., и в соответствии с ними определили подпроекты:

  • детские годы поэта;
  • роль бабушки и няни в творчестве А. С. Пушкина;
  • лицейские годы.

На этой основе создали три группы. Все группы идентичны: в каждую входит докладчик, декламатор, художники - дизайнеры. Функции каждого объясняются. Причём роли выбираются по желанию, так как дети делают хорошо то, что им нравится. Далее, ставятся задачи для каждой группы и каждого ученика, даются задания и опорные вопросы, предлагается придумать название, обсуждается конечный продукт.

Задача первой группы:

Подготовить выступление о детстве А. С. Пушкина;

Задача второй группы:

Подготовить выступление о самых близких для него людях (о няне и бабушке) их влиянии на его творчество;

Задача третьей группы:

Подготовить выступление о лицейском периоде

Задачи для каждого участника:

  • докладчик - подготовка сообщения по теме.
  • декламатор - выбрать из предложенных и выучить стихотворение Пушкина о данном периоде.
  • художники - дизайнеры - подготовить рисунки для викторины "Мои любимые сказки", помочь в оформлении странички своей группы.

2. Разработка проекта.

Детям дается 2 дня для подбора информации, в течении этих дней мы также вспоминаем сказки Пушкина ( читаем и смотрим мультфильмы).

Следующий этап - это работа по группам - 4 день.

Собираемся по группам, выбираем название, прослушиваем подобранный материал, даем рекомендации, советы определяемся с оформлением странички группы, тематикой рисунков.

Далее - 2 дня на оформление работ, создание рисунков, подготовке наизусть стихотворений, в последний день так же оформляем совместно с художниками стенд "Любимые сказки", странички для выступления групп, причем дети увлеклись и в течение проекта рисунки делали не только художники, но и все остальные участники групп.

3. Презентация.

Презентация проходила в форме устного журнала ( это был вводный урок теме).

4. Рефлексия.

Рефлексия проходила в два этапа?

Первый этап на уроке.

Детям задавались следующие вопросы: - Скажите, пожалуйста, что для каждого из вас было интересным на уроке? Что было сложным в подготовке проекта? За что можете похвалить друзей?

В заключении дети оценили свое самоощущение при помощи строк из стихотворения "Зимнее утро".

Второй этап через неделю, после изучения темы.

Когда информация отложилась в голове, оформилось целостное впечатление о творчестве Александра Сергеевича - дети писали по выбору сочинение "Мой Пушкин" или стихотворение в форме синквейна. Анализ работ показал, что детям запомнились не только свои выступления, выступления своих групп, но и остальных ребят. Учащиеся в работах легко апеллировали и данными из жизни Пушкина и содержанием произведений.

По итогам проделанной работы нами была выпущена публикация. Данный проект является краткосрочным.

Проект "Почему листья деревьев бывают разными?"

Примером долгосрочного проекта может служить исследовательская работа "Почему листья деревьев бывают разными?", которая велась в течение 5 месяцев. В проекте были задействованы 2 учащихся.

Цель: собрать, изучить и сравнить листья некоторых деревьев, растущих в городе Алдане, Адлере (Причерноморье) Пальма (Испания). В результате работы мы хотели выяснить приживутся ли у нас деревья из Южных уголков земли. Арсений летом собирал гербарий в нашем городе, Максим в сентябре в Причерноморье и Испании. Далее, мы с ребятами совместно изучали материал о строении листьев, их роли в природе, особенности собранных растений. Затем сравнили собранный ими гербарий по размеру листьев, особенностям покрытия пластин, времени, когда и сколько деревья стоят зелёными. В дальнейшем, мы работали с картами природных зон, энциклопедической литературой, консультировались с учителем географии. Выяснили, что столь разительное различие листьев Якутии и Южных регионов зависит от количества тепла, влаги, света и продолжительности лета. Поэтому широколиственным деревьям будет сложно выжить в Алдане, хотя некоторые представители юга растут и у нас (тополь, акация).

Проект "Почему листья деревьев бывают разными?" занял первое место на районной научно-практической конференции "Шаг в будущее".

Проект "Я и мое здоровье"

Данный проект можно назвать мини -проектом, так как рассчитан на 1 урок и был реализован в 1 классе на уроке "Ознакомление с окружающим миром".

Проблема проекта "Что могу делать я сам, для того, чтобы быть здоровым?"

Цель проекта:

Обобщить правила здорового образа жизни и разработать памятки рекомендации по проблеме.

Направления исследования:

Соблюдай чистоту и правильно питайся.

Занимайся физкультурой и спортом.

Имей прекрасное настроение.

Что вокруг может быть опасным?

В конце урока нами совместно будет создана книжка "Неболейка" с рекомендациями по сохранению здоровья.

Выполняя валеологические проекты, ребенок делает маленькие шаги к культуре здоровья, приобретает навыки здоровьетворческой деятельности.

Данный проект стал лучшим в районном конкуросе "Учитель Золотого Алдана ".

Проект "Я среди людей"

Данный проект является интегрированным - окружающий мир - английский язык, так как мы говорим сегодня об универсальных учебных действиях, широком применении знаний.

Проблема общения детей с окружающим миром - насущна. Жить в мире и согласии с другими не просто. Никакая другая форма работы не позволяет лучше развивать коммуникативную компетенцию: умение сотрудничать, слушать и слышать другого, как групповая.

Проблема проекта: "Как научиться общаться?"

Цель проекта: "Разработать памятки на русском и английском языках по теме "Общение"".

Направления исследования:

1 группа: "Знайки":

  • создать словарик вежливых русско - английских слов;
  • показать сценку на английском языке используя, эти слова.

2 группа: "Звоночки":

  • создать страничку правил поведения в школе;
  • дать советы друзьям о том, как нужно общаться друг с другом.

3 группа: "Помощники":

  • создать страничку о том, как помогать своим близким;
  • продумать защиту своей работы.

4 группа: "Умнички":

  • создать страничку правил разговора по телефону;
  • показать сценки "Пустой разговор", "Домашнее задание".

Мы собрали первые странички "Азбуки вежливости", которую постепенно будем дополнять.

Вывод проекта:

  • правила общения может соблюдать каждый;
  • вежливым нужно быть всегда, независимо от того, на каком языке ты говоришь.

Большое внимание в своей работе уделяю так же развитию у учащихся умения работать с дополнительной литературой, не бояться спрашивать, если что-то не знаешь у взрослого. Поэтому часто используем при поиске нужного материала "Листы юного исследователя".

Для оценки уровня сформированности ключевых компетенций процессе проектной деятельности использую опыт Самарских ученых Г.Б. Голуб, О.В. Чураковой. Они определяют три основные, которые должны быть сформированы у учащихся: коммуникативная, информационная, умение решать проблемы.

Проанализировав работу, хочу отметить, что мои ученики активны, инициативны в любой деятельности, ответственны. Дети занимаются научно- исследовательской деятельностью, участвуют в дистанционных и очных проектах, марафонах, олимпиадах.

Таким образом, метод проектов может применяться на уроках и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Он формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Он формирует опыт деятельности, компетенции и поэтому он незаменим.