"Тихая моя родина…" 5-й класс

Разделы: Литература

Класс: 5


Цель: научить сопоставлять образы стихотворений, выделяя общее и различное в авторских позициях; развивать внимательное отношение к слову, умение определять авторские чувства в лирическом произведении и прослеживать их смену; воспитывать чувство любви к родине, бережное отношение к её природе и культуре.

Задачи: расширять словарный запас учащихся, совершенствовать монологическую речь, навыки самостоятельной и групповой работы.

Оборудование: оформленная доска, учебник Коровиной В.Я. «Литература. 5 класс» 2 часть, репродукция картины В.М. Васнецова «Алёнушка» (или слайд с репродукцией); 5 школьных толковых словарей.

Ход урока

1. Оргмомент: (приветствие, постановка цели и задач, актуализация знаний)

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Они пришли взглянуть на то, каких успехов вы добились в изучении литературы, заканчивая пятый класс.

В этом году на уроках литературы мы с вами говорили о поэзии, её особенностях, читали стихотворения о природе и о родине поэтов 19 и 20 веков, пытались их анализировать.

Сегодня мы продолжим разговор о поэзии. Я предлагаю вам на этом уроке прочитать, проанализировать и сопоставить два стихотворения: «Алёнушка» Д. Кедрина и «Алёнушка» А. Прокофьева. Давайте запишем тему урока в тетради.

(Запись темы урока.)

Это будет наш первый опыт сопоставления, значит, чему должны научиться? Что значит сопоставить?

(Сравнить, найти общее и различия. Сопоставить – сравнивая, соотнести друг с другом для получения какого-нибудь вывода. Толковый словарь. С.И. Ожегов, Н.Ю.шведова.)

Но мы будем сравнивать не изображения, а произведения словесного творчества, значит, к чему необходимо присматриваться внимательнее?

(Присматриваемся к слову и его значению, именно словами изображённые картины мы представим и сопоставим)

Ещё важно, что мы будем сравнивать лирические произведения. Давайте вспомним, что отличает лирические произведения от произведений других родов литературы? Что изображается в лирике?

(Мысли и чувства автора, героев)

Как вы думаете, почему эти стихотворения можно сопоставить?

(Одинаково называются)

Можно предположить, что образ Алёнушки будет описан авторами одинаково. Тогда зачем сравнивать?

(Выяснить чувства, авторскую позицию одного и другого поэта)

2. Беседа:

Вспомните произведение, в котором впервые появился образ Алёнушки?

(Народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

Какой вам представляется героиня сказки? Какова её внешность? Характер?

(Простая русская красавица, скромная девушка, с русой косой, в сарафане в цветочек или каком-нибудь ярком, в белой рубашке, в платочке, в лаптях, трудолюбивая и заботливая)

3. Выразительное чтение стихов:

Давайте прочитаем выразительно стихотворения поэтов. Слушайте внимательно и постарайтесь ответить на вопрос: Какова Алёнушка у каждого из поэтов?

(Читают в учебнике или наизусть подготовленные дети)

См. Приложение 1

Итак, какой вы представили Алёнушку у разных поэтов? Какая вам больше понравилась?

(Ответы учащихся)

4. Словарная работа:

А теперь попробуем проанализировать. Сначала выясним значения непонятных слов. (Слова записаны на доске, детям раздаю толковые словари с закладками или карточки с выписанными из словаря С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой словарными статьями)

Вотчина – на Руси до 18 века: родовое наследственное земельное владение.

Околица – 1. Изгородь вокруг деревни; вообще край деревни. 2. Место вокруг селения, рядом с ним, окружающая местность.

Лихой (Лихая сила) - приносящий беду, злой, тяжкий.

Ряска – водяное травянистое растение, имеющее форму мельчайших зелёных пластинок и образующее сплошной слой на поверхности стоячей воды.

Багульник – вечнозелёный болотный с одурманивающим запахом кустарничек семейства вересковых.

Нетленный – никогда не исчезающий, вечный.

Омут – 1. Водоворот на реке, образуемый встречным течением. 2. Глубокая яма на дне реки, озера.

(Ребята читают лексические значения, у многозначных слов выбирают наиболее точные, уточняют смыслы в сочетании с другими словами в стихотворных строках, некоторые записывают)

5. Работа в парах:

Сейчас я предлагаю вам самостоятельно в парах проанализировать некоторые строфы по вопросам. Потом мы обобщим, вместе построим схему на доске и в тетрадях и сформулируем выводы.

(Раздаю карточки с вопросами, прошу подписать свои фамилии на обороте, свои мысли, наблюдения, выводы записать на карточках))

1 карточка.

Какие образы, слова создают ощущение покоя, тихого и спокойного места?

(По первым строфам стихотворений)

«Алёнушка» Д. Кедрина

«Алёнушка» А. Прокофьева

 

 

2 карточка (а)

По стихотворению А. Прокофьева. Прочитайте 2 строфу.

Что вы видите? Какую картину представляете?

Для чего её рисует поэт? Что пытается нам передать?

 

 

2 карточка (б)

По стихотворению Д. Кедрина. Прочитайте 2 строфу.

Что вы видите? Какую картину представляете?

Какое чувство, настроение рождается у читателя?

 

 

3 карточка (а)

Какие слова помогают передать чувство тревоги, опасности?

«Алёнушка» Д. Кедрина (2 строфа)

«Алёнушка» А. Прокофьева (3 строфа)

 

 

3 карточка (б)

По стихотворению А. Прокофьева. Прочитайте 3 строфу.

Какие образы противопоставляет автор? Как показывает борьбу жизни и смерти?

4 карточка (а)

По стихотворению Д. Кедрина. Прочитайте 3 строфу.

Какими словами поэт говорит о продолжении жизни? Какой он рисует родину?

4 карточка (б)

По стихотворению Д. Кедрина. Прочитайте 4 строфу.

Какие чувства испытывает лирический герой? Что вспоминает?

4 карточка (в)

Какие строки стихотворений говорят о течении времени, смене поколений, продолжении жизни? (по 3 и 4 строфам)

«Алёнушка» Д. Кедрина

«Алёнушка» А. Прокофьева

 

 

5 карточка

Какова Алёнушка?

У Д. Кедрина

У А. Прокофьева

Общее

Различия

Различия

(Дети обсуждают 5 минут.)

6. Обобщение (по вопросам карточек) и составление схемы на доске и в тетрадях:

Какие образы, слова создают ощущение тишины и покоя?

(Пруд, заглохший, затянутый ряской, даёт ощущение одинокого места, где редко бывают люди. Тростник чуть шумит, и появляется сказочный образ Алёнушки, рождается настроение ожидания чуда. У Кедрина - туманная ночь, эпитет «тихая», также сказочный образ царевны Несмеяны)

Прочитайте 2 строфу стихотворения А. Прокофьева. Что вы видите? Какую картину представляете? Для чего её рисует поэт? Что пытается нам передать?

(Поэт рисует прекрасную девушку, используя несколько деталей: венок из красных гвоздик и белых лилий и синее платье с рисунком, похожим на тополиный пух. Чувство восхищения красотой девушки и её близостью к природе)

Прочитайте 2 строфу в произведении Д. Кедрина. Какую картину вы представляете? Какое чувство рождается у читателя?

(В этой строфе рождается чувство тревоги, близости какой-то опасности. Об этом говорят слова «Лихая сила, ножичек сапожный, глухая околица». Мы можем почувствовать хрупкость всего красивого и родного, возможность разрушения.)

Какие слова помогают передать чувство тревоги, опасности? Как показывают борьбу жизни и смерти оба поэта? Какими словами поэты говорят о продолжении жизни?

(Мёртвая вода зарастает буйно травой, жизнь побеждает. Хотя пруд и заглохший, а вокруг него цветёт багульник. Так в стихах Прокофьева. У Кедрина – «краса нетленная», хотя и ножичек над нею. Терпение русских людей («всё ты вынесла и снова»), богатство родного края («раздолье нив»), продолжение жизни через возвращение в сказку («песенку Алёнушки поёшь») рисует словами поэт)

Какие строки стихотворений говорят о течении времени, смене поколений, продолжении жизни? (по 3 и 4 строфам)

(Прокофьев использует звукопись в 4 строфе: «кукушка кукует». Чем больше «куку», тем дольше проживёшь, так считали люди, и надежда на долгую жизнь помогала. А образ тропинки, которая не заросла и ведёт к берегу, уже рассеивает настроение одиночества, ведь по ней ходит много людей. Завершает картину образ щедрого солнца и круга-обруча. Круг – образ повторения жизненного цикла в природе. У Дмитрия Кедрина круговое движение также представлено. Лирический герой признаётся, что, бродя по свету, вернулся бы на родину умирать. Он говорит о верности родному краю. Автор помнит свою историю, традиции своего народа (песенка Алёнушки) и гордится ими. Память возвращает его в детство, к матери).

5. Формулирование выводов:

  1. Можно ли произведение Д. Кедрина считать стихотворением о сказочной героине? Какие чувства стремился передать нам автор? С чем он связывает образ Алёнушки?
  2. Является ли стихотворение А. Прокофьева словесным изображением картины В. И. Васнецова? (Рассматриваем внимательнее картину на доске или в учебнике с. 153)

  1. Почему оба поэта обращаются к образу Алёнушки, сказочной героини?

Выводы: Дмитрий Кедрин прямо обращается к малой Родине, связывая её образ со сказочными персонажами, вспоминая царевну Несмеяну, Алёнушку. Поэт говорит о терпеливости и смирении, стойкости и богатстве родной земли, гордится её традициями, говорит о связи поколений.

Александру Прокофьеву словами удалось не просто описать картину Васнецова, а оживить её. В печальном образе девочки-сиротки он увидел вечный сказочный образ Алёнушки и дал читателю почувствовать надежду на счастливый конец сказки, на продолжение жизни, оживив заглохший пруд золотыми лучами щедрого солнца.

Образы народных сказок всегда близки душе русского человека, напоминают о родной земле, малой родине, о детстве, о связи поколений.

(Оцениваю полные ответы учащихся, работу на уроке)

6. Домашнее задание:

Подберите любое стихотворение С. Есенина, Н. Рубцова, А. Прокофьева или других поэтов о родине и проанализируйте: (запись в тетрадь) Какие образы помогают автору передать любовь и уважение к Родине?

Для примера читаю наизусть стихотворение В. Тушновой «Вот говорят: Россия…» (см. Приложение 1)

7. Рефлексия:

Что понравилось на уроке? Чему научились? Кому бы сказали спасибо за урок?