Цель: формирование элементарных певческих навыков.
Задачи:
- Изучение новой песни, понимание характера и содержания мелодии.
- Коррекция развитие ладомелодического восприятия через слушание, пение, игру на детских музыкальных инструментах.
- Воспитание культуры исполнения и слушания музыкального произведения.
Оборудование и материалы: ноты к песне, диск MP3 с записью детского хора песни «Почему медведь зимой спит?», детские музыкальные инструменты (барабан, треугольник, деревянные ложки), фото сибирского медведя, картинки: медведя, лисы, дятла и музыкальных инструментов: треугольника, барабана, деревянных ложек, презентация к уроку.
План урока:
1. Вход в класс.
2. Музыкальное приветствие.
3. Сообщение темы и задач урока.
4. Подготовка к восприятию.
5. Слушание новой песни.
6. Разбор текста. Словарная работа.
7. Физкультминутка.
8. Подготовка к пению. Попевка.
9. Разучивание новой песни.
10. Исполнение с учителем в сопровождении одной мелодии на фортепиано.
11. Физкультминутка.
12. Подбор инструментов для героев из текста песни.
13. Подбор ритмов под музыку для озвучивания героев из текста песни с пропеванием мелодии про себя.
14. Исполнение мелодии песни с сопровождением на детских музыкальных инструментах с пением.
15. Итог урока.
Ход урока
I. 1. Вход в класс «Кабы не было зимы» – из м/ф. «Зима в Простоквашино» (муз. Е.Крылатова, сл. Ю.Энтина).
2. Музыкальное приветствие: мелодия по восходящему и нисходящему трезвучию C-dur. (импровизация)
«Я пришла сегодня в класс, как я рада видеть вас, и мы тоже рады»
3. Сегодня на уроке мы выучим новую песню, название которой вы прочитаете на доске. (Дети читают про себя, затем один из детей вслух.)
«Почему медведь зимой спит?» – композитора Льва Книппера, поэта Александра Коваленкова.
4. – Какое время года сейчас?
– Как вы думаете, что сейчас делает медведь?
– Почему вы так думаете?
– Знаете ли вы, почему медведь спит зимой?
Вот какую сказку по этому поводу сочинили композитор Лев Книппер и поэт Александр Коваленков. Только эта сказка не простая, а музыкальная, точнее это песня в которой рассказывается ….
5. Слушание новой песни.
Цель слушания: – О чём же рассказывается в песне?
(Звучит аудиозапись, исполняет детский хор ВР и ЦТ)
6. Разбор текста и словарная работа сопровождается показов слайдов – 0 картинок по тексту песни.
– Когда происходят события, о которых рассказывается в песне? (Раз
морозною зимой)
– Где шёл медведь? (Вдоль опушке лесной)
– Куда шёл медведь? (Шёл медведь к себе домой, в тёплой шубе меховой)
– Как называется дом медведя? (Берлога), (Шел он, шёл к своей берлоге, по
просёлочной дороге.)
– Что сделал медведь, шагая через мост? (И шагая через мост, наступил
лисе на хвост.)
– Что сделала лисица? (Подняла лисица крик.)
– Какой крик устроила лиса? (Зашумел тёмный лес, и медведь с испугу
вмиг (т.е. быстро) на сосну большую влез.)
– Кто был на сосне? (На сосне весёлый дятел.)
– Что делал дятел? (Белке домик конопатил (забивал мхом трещинки в
коре и стволе, чтобы зимой было теплее), и промолвил (сказал).)
– Что промолвил дятел? (Ты медведь должен под ноги смотреть.)
– Что решил медведь с той поры? (С той поры (с того времени)
медведь решил, что зимой нужно спать. По опушкам не гулять, на хвосты не
наступать.)
– Что делает медведь зимой? (Он в берлоге безмятежно (спокойно),
спит зимой под крышей снежной. И доволен неспроста (т.е. не так просто, а
после того что случилось с ним), Что родился без хвоста.)
– У медведя действительно нет хвоста? (Есть, но очень маленький (показ
фото настоящего сибирского медведя).)
Повтор текста по картинкам с презентации.
7. Физкультминутка
(Дети выполняют потягивание, наклоны вперёд, назад – сидя. Стоя – повороты вправо и влево. Делают глубокий вдох и медленный выдох. Закрывают и открывают глаза, уши. Все упражнения проговаривает учитель – дети выполняют.)
II. 8. Подготовка к пению (началась с дыхательных упражнений во время физкультминутки), продолжение:
– произнесение гласных с движениями, так бы подбрасывая звуки кверху («взять
снизу» – произнести, как можно ниже, и «подбросить» – произнести как можно
выше);
– пропевание гласных на одном дыхании по ступеням от I–V
;
– пение гласных отрывисто по ступеням от I –
V
;
– пение слогов по трезвучиям в тональностях: C-dur, D-dur, E-dur, F-dur, G-dur, в прямом и обратном порядке.
– попевка «Снег».
(Как на горке снег, снег,
И под горкой снег, снег,
И на ёлке снег, снег,
И под ёлкой снег, снег,
А под снегом спит медведь.
Тише, тише, не шуметь.)
9. Пение мелодии песни на ТА.
Разучивание по фразам с подыгрыванием на фортепиано одной мелодии.
10. Исполнение с учителем в сопровождении одной мелодии на фортепиано.
Дети подпевают запомнившиеся интонации.
11. Физпауза. (упражнения выполняются по словесной инструкции учителя, повторяем 2 раза).
Стоя – и.п. руки вверх, ноги чуть расставлены – напрячь все мышцы, задержать положение на 2–3 секунды, расслабляться постепенно сверху вниз: пальцы (пошевелить), ладошки, локти (согнуть руки в локтях), руки (опустить руки), тело (расслабить тело), ноги (пружинящие движения ногами).
12. Подбор инструментов для героев из текста песни. (Из предложенных)
Выясняем:
– О каких героях идёт рассказ?
– Какого героя, на каком инструменте лучше исполнить?
– В каком ритме будем играть.
13. Подбор ритмов под музыку для озвучивания героев из текста песни с пропеванием мелодии про себя, затем вслух.
(Ритмы записываем на доске:
медведь 2/4 I I| I I| I I |I I|| – Барабан
Дятел 2/4 IIII|IIII|IIII|IIII|| – деревянные ложки
Лиса 2/4 звенит треугольником
14. Исполнение мелодии песни с сопровождением на детских музыкальных инструментах с пением, под фортепиано.
15. Итог урока:
– Что нового вы узнали на уроке?
– Как называется песня?
– Сколько человек сочинили эту песню?
– Кто может назвать их?
16. Выход под мелодию «Кабы не было зимы» – из м/ф. «Зима в Простоквашино» (муз. Е.Крылатова, сл. Ю.Энтина).