Урок музыки "Почему медведь зимой спит? (музыка Л. Книппера, слова А. Коваленкова)". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель: формирование элементарных певческих навыков.

Задачи:

  • Изучение новой песни, понимание характера и содержания мелодии.
  • Коррекция развитие ладомелодического восприятия через слушание, пение, игру на детских музыкальных инструментах.
  • Воспитание культуры исполнения и слушания музыкального произведения.

Оборудование и материалы: ноты к песне, диск MP3 с записью детского хора песни «Почему медведь зимой спит?», детские музыкальные инструменты (барабан, треугольник, деревянные ложки), фото сибирского медведя, картинки: медведя, лисы, дятла и музыкальных инструментов: треугольника, барабана, деревянных ложек, презентация к уроку.

План урока:

1. Вход в класс.
2. Музыкальное приветствие.
3. Сообщение темы и задач урока.
4. Подготовка к восприятию.
5. Слушание новой песни.
6. Разбор текста. Словарная работа.
7. Физкультминутка.
8. Подготовка к пению. Попевка.
9. Разучивание новой песни.
10. Исполнение с учителем в сопровождении одной мелодии на фортепиано.
11. Физкультминутка.
12. Подбор инструментов для героев из текста песни.
13. Подбор ритмов под музыку для озвучивания героев из текста песни с пропеванием мелодии про себя.
14. Исполнение мелодии песни с сопровождением на детских музыкальных инструментах с пением.
15. Итог урока.

Приложение 1

Ход урока

I. 1. Вход в класс «Кабы не было зимы» – из м/ф. «Зима в Простоквашино» (муз. Е.Крылатова, сл. Ю.Энтина).

2. Музыкальное приветствие: мелодия по восходящему и нисходящему трезвучию C-dur. (импровизация)

«Я пришла сегодня в класс, как я рада видеть вас, и мы тоже рады»

3. Сегодня на уроке мы выучим новую песню, название которой вы прочитаете на доске. (Дети читают про себя, затем один из детей вслух.)

«Почему медведь зимой спит?» – композитора Льва Книппера, поэта Александра Коваленкова.

4. – Какое время года сейчас?

– Как вы думаете, что сейчас делает медведь?

– Почему вы так думаете?

– Знаете ли вы, почему медведь спит зимой?

Вот какую сказку по этому поводу сочинили композитор Лев Книппер и поэт Александр Коваленков. Только эта сказка не простая, а музыкальная, точнее это песня в которой рассказывается ….

5. Слушание новой песни.

Цель слушания: – О чём же рассказывается в песне?

(Звучит аудиозапись, исполняет детский хор ВР и ЦТ)

6. Разбор текста и словарная работа сопровождается показов слайдов – 0 картинок по тексту песни.

– Когда происходят события, о которых рассказывается в песне? (Раз морозною зимой)
– Где шёл медведь? (Вдоль опушке лесной)
– Куда шёл медведь? (Шёл медведь к себе домой, в тёплой шубе меховой)
– Как называется дом медведя? (Берлога), (Шел он, шёл к своей берлоге, по просёлочной дороге.)
– Что сделал медведь, шагая через мост? (И шагая через мост, наступил лисе на хвост.)
– Что сделала лисица? (Подняла лисица крик.)
– Какой крик устроила лиса? (Зашумел тёмный лес, и медведь с испугу вмиг (т.е. быстро) на сосну большую влез.)
– Кто был на сосне? (На сосне весёлый дятел.)
– Что делал дятел? (Белке домик конопатил (забивал мхом трещинки в коре и стволе, чтобы зимой было теплее), и промолвил (сказал).)
– Что промолвил дятел? (Ты медведь должен под ноги смотреть.)
– Что решил медведь с той поры? (С той поры (с того времени) медведь решил, что зимой нужно спать. По опушкам не гулять, на хвосты не наступать.)
– Что делает медведь зимой? (Он в берлоге безмятежно (спокойно), спит зимой под крышей снежной. И доволен неспроста (т.е. не так просто, а после того что случилось с ним), Что родился без хвоста.)
– У медведя действительно нет хвоста? (Есть, но очень маленький (показ фото настоящего сибирского медведя).)

Повтор текста по картинкам с презентации.

7. Физкультминутка

(Дети выполняют потягивание, наклоны вперёд, назад – сидя. Стоя – повороты вправо и влево. Делают глубокий вдох и медленный выдох. Закрывают и открывают глаза, уши. Все упражнения проговаривает учитель – дети выполняют.)

II. 8. Подготовка к пению (началась с дыхательных упражнений во время физкультминутки), продолжение:

– произнесение гласных с движениями, так бы подбрасывая звуки кверху («взять снизу» – произнести, как можно ниже, и «подбросить» – произнести как можно выше);
– пропевание гласных на одном дыхании по ступеням от I–V ;

– пение гласных отрывисто по ступеням от I – V ;

– пение слогов по трезвучиям в тональностях: C-dur, D-dur, E-dur, F-dur, G-dur, в прямом и обратном порядке.

– попевка «Снег».

(Как на горке снег, снег,
И под горкой снег, снег,
И на ёлке снег, снег,
И под ёлкой снег, снег,
А под снегом спит медведь.
Тише, тише, не шуметь.)

9. Пение мелодии песни на ТА.

Разучивание по фразам с подыгрыванием на фортепиано одной мелодии.

10. Исполнение с учителем в сопровождении одной мелодии на фортепиано.

Дети подпевают запомнившиеся интонации.

11. Физпауза. (упражнения выполняются по словесной инструкции учителя, повторяем 2 раза).

Стоя – и.п. руки вверх, ноги чуть расставлены – напрячь все мышцы, задержать положение на 2–3 секунды, расслабляться постепенно сверху вниз: пальцы (пошевелить), ладошки, локти (согнуть руки в локтях), руки (опустить руки), тело (расслабить тело), ноги (пружинящие движения ногами).

12. Подбор инструментов для героев из текста песни. (Из предложенных)

Выясняем:

– О каких героях идёт рассказ?

– Какого героя, на каком инструменте лучше исполнить?

– В каком ритме будем играть.

13. Подбор ритмов под музыку для озвучивания героев из текста песни с пропеванием мелодии про себя, затем вслух.

(Ритмы записываем на доске:

медведь 2/4 I I| I I| I I |I I|| – Барабан
Дятел 2/4 IIII|IIII|IIII|IIII|| – деревянные ложки
Лиса 2/4 звенит треугольником

14. Исполнение мелодии песни с сопровождением на детских музыкальных инструментах с пением, под фортепиано.

15. Итог урока:

– Что нового вы узнали на уроке?

– Как называется песня?

– Сколько человек сочинили эту песню?

– Кто может назвать их?

16. Выход под мелодию «Кабы не было зимы» – из м/ф. «Зима в Простоквашино» (муз. Е.Крылатова, сл. Ю.Энтина).