Цели урока.
Тип урока: повторение и закрепление изученного.
Методы и приемы: словесный (рассказ, беседа, диалог), наглядный, индуктивно-репродуктивный, словесно-наглядный.
Оборудование урока: портрет писателя, иллюстрации к сказкам, картины осени, свечи, видеокассета “Я помню чудное мгновеньн…” портрет Н. Гончаровой, костюмы к театрализованному представлению.
План работы.
- Организационный момент (1 мин.)
- Актуализация знаний и постановка темы урока (5 мин.)
- Работа над темой урока (7 мин.)
- Физминутка (1 мин.)
- Повторение изученного (15 мин.)
- Итог урока (2 мин.)
- Рефлексия учебной деятельности (2 мин.)
Этапы урока | Дидактическая задача каждого этапа урока | Методы и приемы, используемые на каждом этапе урока | Содержание этапа |
1. Организационный момент | Заинтересовать детей, настроить их на контакт. | Словесный | У: Здравствуйте, ребята.
Начнем урок, посвященный памяти А. С. Пушкина. Это
будет не сколько урок чтения, сколько
урок-размышление. Посмотрите, пожалуйста, на
оформление доски и скажите, о чем мы сегодня
будем говорить. (На доске иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина, картины осени, портрет Пушкина) |
2. Актуализация знаний и постановка темы урока | Заинтересовать детей, выявить знания учащихся. | Словесный (беседа), словесно-наглядный, | У: Да, вы все правильно
сказали. Сегодня мы подведем итог предыдущим
урокам. Поговорим о самом Пушкине, о его жизни и
творчестве. У: Более 160 лет назад Пушкина не стало, а стихи его читают учат наизусть…Слово Пушкина волнует, будит мысль, вселяет радость надежду. - Согласны ли вы с этим? У: Обратимся к эпиграфу нашего урока (чтение эпиграфа вслух): “Как-то хочется слова нескучного,
У: А какое оно, пушкинское слово?. (Ответы детей, рассуждение об эпитете “нескучного”) |
3. Работа над темой урока | Повторить ранее изученный
материал
Театрализованное представление “Три девицы под окном…” |
Словесный (беседа), слвесно-наглядный, | У: Давайте проситаем
отдельные строки из стихотворений А.С. Пушкина: “Вот
север, тучи нагоняя, У: Какие мысли и чувства вызывают эти отрывки? - Какая картина видится за каждой строкой? - Когда состоялось ваше первое знакомство с великим поэтом? Как это было? Вывод: Итак, вы сначала познакомились со сказками А.С. Пушкина! У: Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. - Сейчас мы проверим кто из вас лучше всех знает сказки А.С. Пушкина. На партах у вас лежат листы с заданиями. Прочитав отрывки из сказок вы обнаружите, что пропущено по одному слову. Попробуйте вспомнить или догадаться, какие это слова… (работа в парах, осуществляется взаимопроверка). - Мы поговорили о сказках Пушкина! О чем мы еще должны сказать? Д: Любимое время года – осень. (Чтение стихотворения “Унылая пора! Очей очарованье…”) “Унылая пора! Очей очарование… У: Всего одна строка а возникает целая картина. Попытайтесь составить словесную зарисовку к этому отрывку. Обратите внимание на слова, записанные на доске.
- Из какого произведения взяты эти строки? У: Каждый из вас знает эти строчки наизусть. О сколько не произноси их вслух, сколько не повторяй про себя – они всегда новы, всегда волнуют. Ребята, а написаны эти знаменитые строчки в селе Михайловском, в имении матери Пушкина! |
4. Физминутка | Восстановить внимание ребят на уроке. | Эй! Попрыгали на месте. Эх! Руками машем вместе. Эхе-хе! Прогнули спинки, Посмотрели на ботинки. Эге-ге! Нагнулись ниже Наклонились к полу ближе. Повертись на месте ловко. В этом нам нужна сноровка. Что, понравилось, дружок? Завтра будет вновь урок! |
|
5. Повторение изученного | Театрализованное представление | У: На лежанке дремлет старый
кот. В няниной избушке тихо, тепло… Горят свечи. Ветер потряхивает ставни Пушкин сидит за столом. Он обмакивает в чернильницу гусиное перо и пишет: 1 ученик: По цепи ходит кот кругом – (Минуту поделив, улыбнувшись…) У лукоморья дуб зеленый - Скрипнула дверь. Тихо в комнату вошел кот: И днем и ночью кот ученый Д: “Боже мой!Опять они, надоели” - простонала русалка на дубу. “А почему обо мне ни слова?” - обиженно проворчал заросший мохом леший. “Лицом не вышел” - прошамкала в ответ Баба-Яга. “Видали красавицу” - рассвирепел кот – “Тоже мне звезда – Костяная нога!”. Дядька Черномор кашлянул в боевую рукавицу, кот успокоился и пробурчал: “Ходят тут всякие, наследники. Ноги надо вытирать. - И неожиданно пропел: - Вы ему не мешайте и в море ступайте” - Тут Пушкин поставил точку, повернулся от стола. Оглядел обступивших со всех сторон сказочный люд, посмотрел озорными глазами, улыбнулся и сказал: “Обо всем напишу, никого не забуду. Дайте срок”. Няня: С кем это он? Работает, голубок мой! - Наступило утро. Голубеет высокое небо. Белеют снега, Ночью пришла зима. Пушкин вышел на крыльцо: - “Вот оно – мое Лукоморье! Здесь так легко и вольно дышится. Здесь теплый дом, добрые соседи и старая няня моя…”. У: А Лукоморье, где рождались пушкинские сказки, было его родное Михайловское. (Видиосюжет о Михайловском) - А вот как говорил о Михайловском С. Гонченко: “Зимой здесь все спит, все закрыто в белоснежных одеялах, все в абсолютной чистоте и ангельском состоянии. Всесной все в цвету, все поет, все шумит, все гудит. Разламывая тишину шумят воды Сороти и озер. На заре слышно пение местных птиц. Стусат аисты, трещат цапли,слышны соловьиные трели, свист дроздов иволги напев живой, и стрекотанье жаворонков… Но вот на дворе золотая осень. Все в Михайловском пропитано яблочным ароматом, запахами зрелой антоновки, грушовки, титовки…”. Для поэта это был рай. - Кто же с нами был еще, о ком мы еще не говорили? Д: Няня Арина Родионовна. - Кем же она была для поэта? Д: Арина Родионовна с малых лет вела поэта в мир сказок, раскрыла перед ним богатство русской речи. У: В одном из своих произведений автор называет домик няни “ шкатулкой небывалых чудес!” А. С. Пушкин с большой любовью относился к своей няне. Он много стихов посвятил ей. (Чтение стихотворения “Няня”) |
|
6. Итог урока | У: “Я в гости к Пушкину спешу...” - такими словами на протяжении многих школьных лет будут начинаться для вас, ребята, уроки, посвященные великому поэту и так же ласково (жест в сторону портрета поэта) Пушкин будет смотреть на своих потомков, говоря; “Здравствуй, племя молодое, незнакомое!”. А мы будем отвечать: “Здравствуй, Пушкин! | ||
7. Рефлексия учебной деятельности | У: Ребята, вы сегодня очень
хорошо потрудились, понравился вам наш
совместный урок, какое у вас сейчас настроение,
поднимите фигуру с вашим настроением? У: Спасибо за урок. |