Урок литературного чтения. 2-й класс. Тема: "Я в гости к Пушкину спешу"

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели урока.

  • Расширять и углублять знания учащихся о творчестве А.С. Пушкина.
  • Закреплять знания по прочитанным сказка автора.
  • Работать над пушкинским словом, воспитывать у детей чувство языка, бережное отношение к русской речи, любовь к Родине.
  • Раввать устную речь, обогащать словарный запас.

Тип урока: повторение и закрепление изученного.

Методы и приемы: словесный (рассказ, беседа, диалог), наглядный, индуктивно-репродуктивный, словесно-наглядный.

Оборудование урока: портрет писателя, иллюстрации к сказкам, картины осени, свечи, видеокассета “Я помню чудное мгновеньн…” портрет Н. Гончаровой, костюмы к театрализованному представлению.

План работы.

  1. Организационный момент (1 мин.)
  2. Актуализация знаний и постановка темы урока (5 мин.)
  3. Работа над темой урока (7 мин.)
  4. Физминутка (1 мин.)
  5. Повторение изученного (15 мин.)
  6. Итог урока (2 мин.)
  7. Рефлексия учебной деятельности (2 мин.)

Презентация

Этапы урока Дидактическая задача каждого этапа урока Методы и приемы, используемые на каждом этапе урока Содержание этапа
1. Организационный момент Заинтересовать детей, настроить их на контакт. Словесный У: Здравствуйте, ребята. Начнем урок, посвященный памяти А. С. Пушкина. Это будет не сколько урок чтения, сколько урок-размышление. Посмотрите, пожалуйста, на оформление доски и скажите, о чем мы сегодня будем говорить.

(На доске иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина, картины осени, портрет Пушкина)

2. Актуализация знаний и постановка темы урока Заинтересовать детей, выявить знания учащихся. Словесный (беседа), словесно-наглядный, У: Да, вы все правильно сказали. Сегодня мы подведем итог предыдущим урокам. Поговорим о самом Пушкине, о его жизни и творчестве.

У: Более 160 лет назад Пушкина не стало, а стихи его читают учат наизусть…Слово Пушкина волнует, будит мысль, вселяет радость надежду.

- Согласны ли вы с этим?

У: Обратимся к эпиграфу нашего урока (чтение эпиграфа вслух):

“Как-то хочется слова нескучного,
Чтоб лилось оно звонко, легко.
И все к Пушкину тянет, все к Пушкину,
Ну а он - высоко-высоко…”.

Е. Евтушенко

У: А какое оно, пушкинское слово?. (Ответы детей, рассуждение об эпитете “нескучного”)

3. Работа над темой урока Повторить ранее изученный материал

 

 

 

 

 

 

Театрализованное представление “Три девицы под окном…”

Словесный (беседа), слвесно-наглядный, У: Давайте проситаем отдельные строки из стихотворений А.С. Пушкина:

“Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл…”
“Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна…….”
“Мороз и солнце: день чудесный !”.

У: Какие мысли и чувства вызывают эти отрывки?

- Какая картина видится за каждой строкой?

- Когда состоялось ваше первое знакомство с великим поэтом? Как это было?

Вывод: Итак, вы сначала познакомились со сказками А.С. Пушкина!

У: Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

- Сейчас мы проверим кто из вас лучше всех знает сказки А.С. Пушкина.

На партах у вас лежат листы с заданиями. Прочитав отрывки из сказок вы обнаружите, что пропущено по одному слову. Попробуйте вспомнить или догадаться, какие это слова… (работа в парах, осуществляется взаимопроверка).

- Мы поговорили о сказках Пушкина! О чем мы еще должны сказать?

Д: Любимое время года – осень.

(Чтение стихотворения “Унылая пора! Очей очарованье…”)

“Унылая пора! Очей очарование…
Приятна мне твоя, прощальная краса”.

У: Всего одна строка а возникает целая картина.

Попытайтесь составить словесную зарисовку к этому отрывку.

Обратите внимание на слова, записанные на доске.

Лукоморье

Дол

Долина

Ступа

- Из какого произведения взяты эти строки?

У: Каждый из вас знает эти строчки наизусть. О сколько не произноси их вслух, сколько не повторяй про себя – они всегда новы, всегда волнуют. Ребята, а написаны эти знаменитые строчки в селе Михайловском, в имении матери Пушкина!

4. Физминутка Восстановить внимание ребят на уроке.   Эй! Попрыгали на месте.
Эх! Руками машем вместе.
Эхе-хе! Прогнули спинки,
Посмотрели на ботинки.
Эге-ге! Нагнулись ниже
Наклонились к полу ближе.
Повертись на месте ловко.
В этом нам нужна сноровка.
Что, понравилось, дружок?
Завтра будет вновь урок!
5. Повторение изученного   Театрализованное представление У: На лежанке дремлет старый кот. В няниной избушке тихо, тепло…

Горят свечи. Ветер потряхивает ставни Пушкин сидит за столом. Он обмакивает в чернильницу гусиное перо и пишет:

1 ученик:

По цепи ходит кот кругом –
Не схожий ни с одним котом,
Направо – сказку мурлычет,
Налево – песнь мяучет он…

(Минуту поделив, улыбнувшись…)

У лукоморья дуб зеленый
Златая цепь на дубе том….

- Скрипнула дверь. Тихо в комнату вошел кот:

И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом…

Д: “Боже мой!Опять они, надоели” - простонала русалка на дубу.

“А почему обо мне ни слова?” - обиженно проворчал заросший мохом леший.

“Лицом не вышел” - прошамкала в ответ Баба-Яга.

“Видали красавицу” - рассвирепел кот – “Тоже мне звезда – Костяная нога!”.

Дядька Черномор кашлянул в боевую рукавицу, кот успокоился и пробурчал:

“Ходят тут всякие, наследники. Ноги надо вытирать.

- И неожиданно пропел: - Вы ему не мешайте и в море ступайте”

- Тут Пушкин поставил точку, повернулся от стола. Оглядел обступивших со всех сторон сказочный люд, посмотрел озорными глазами, улыбнулся и сказал:

“Обо всем напишу, никого не забуду. Дайте срок”.

Няня: С кем это он? Работает, голубок мой!

- Наступило утро. Голубеет высокое небо. Белеют снега, Ночью пришла зима. Пушкин вышел на крыльцо: - “Вот оно – мое Лукоморье! Здесь так легко и вольно дышится. Здесь теплый дом, добрые соседи и старая няня моя…”.

У: А Лукоморье, где рождались пушкинские сказки, было его родное Михайловское. (Видиосюжет о Михайловском)

- А вот как говорил о Михайловском С. Гонченко:

“Зимой здесь все спит, все закрыто в белоснежных одеялах, все в абсолютной чистоте и ангельском состоянии. Всесной все в цвету, все поет, все шумит, все гудит. Разламывая тишину шумят воды Сороти и озер. На заре слышно пение местных птиц. Стусат аисты, трещат цапли,слышны соловьиные трели, свист дроздов иволги напев живой, и стрекотанье жаворонков…

Но вот на дворе золотая осень. Все в Михайловском пропитано яблочным ароматом, запахами зрелой антоновки, грушовки, титовки…”.

Для поэта это был рай.

- Кто же с нами был еще, о ком мы еще не говорили?

Д: Няня Арина Родионовна.

- Кем же она была для поэта?

Д: Арина Родионовна с малых лет вела поэта в мир сказок, раскрыла перед ним богатство русской речи.

У: В одном из своих произведений автор называет домик няни “ шкатулкой небывалых чудес!” А. С. Пушкин с большой любовью относился к своей няне. Он много стихов посвятил ей.

(Чтение стихотворения “Няня”)

6. Итог урока     У: “Я в гости к Пушкину спешу...” - такими словами на протяжении многих школьных лет будут начинаться для вас, ребята, уроки, посвященные великому поэту и так же ласково (жест в сторону портрета поэта) Пушкин будет смотреть на своих потомков, говоря; “Здравствуй, племя молодое, незнакомое!”. А мы будем отвечать: “Здравствуй, Пушкин!
7. Рефлексия учебной деятельности     У: Ребята, вы сегодня очень хорошо потрудились, понравился вам наш совместный урок, какое у вас сейчас настроение, поднимите фигуру с вашим настроением?

У: Спасибо за урок.