Целеполагание для учащихся:
- знать элементарное представление о запретах, которые окружают человека;
- изучить виды запретов и их особенности.
- уметь творчески работать при составлении запретов.
Целеполагание для учителя:
- организовать усвоение знаний о запретах, как виде речевой деятельности, помочь реализовать умение составлять строгие и мягкие запреты;
- организовать работу в групповом и индивидуальном режиме по развитию общеучебных умений и навыков. Содействовать развитию логического мышления, творческих способностей, коммуникативных навыков;
- помочь формированию уважения к запретам, через умение правильно следовать их указаниям.
Оборудование: Презентация к уроку (Приложение 1).
Место в системе обучения: 4 класс, 2 четверть, первый урок по теме “Что такое запрет. Строгий и мягкий запреты”.
Система обучения: УМК “Школа 2100”, по учебнику “Детская риторика в рассказах и картинках” /Т.А. Ладыженская, Н.В.Ладыженская, Р.И. Никольская, Г.И. Сорокина/
ХОД УРОКА
- Оргмомент. Определение темы урока.
1 слайд (Приложение 1)
- Ребята! Наверное, вам приходилось слышать и читать какие-нибудь запреты.
Например, в школе учителя нам часто говорят: “Не бегай по коридору”, “Не жуй жвачку”.
Приведите примеры других запретов, которые вы слышали.
- Скажите, чему будет посвящён наш сегодняшний урок?
2. Постановка учебной задачи.
Всегда ли вам приятны запреты? Для чего они нужны? Может они нам мешают?
Вывод: Запреты помогают соблюдать правила поведения. Запреты необходимы, так как мы живём в обществе.
Поставьте учебную задачу на урок.
-Познакомимся с запретом, как видом речевой деятельности, узнаем особенности запрета. Научимся различать мягкий и строгий запреты.
3. Строгий запрет
1) Стр. 76, №109
Самостоятельная работа. Проверка.- Какие запретительные слова ты видел? (запрещается, не разрешается, нельзя; иногда используются глаголы с “не”, например, не курить, не сорить и т. д.)
2 слайд
- Эти слова используют в строгом запрете.
2) Страничка истории.
3 слайд
В 1717 году для молодых дворян был издан первый в России учебник этикета “Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению”, подготовленный по приказу императора Петра I. По сути, книга является вольным пересказом правил поведения, заимствованных из различных европейских книг, возможно, даже дополненных самим Петром. Эта книга была издана в духе тех времён, когда основу всей книгопечатной продукции составляли разного рода руководства и наставления в виде различных запретов.
4 слайд
- Сейчас ребята нам прочтут выдержки из этого пособия по этикету.
1 ученик. Прежде всего дети должны отца и мать уважать и относиться к ним с великим почтением. Все приказы родителей надо выполнять и слушать их, снимая шляпу. Стоять не сними рядом, а позади. Если родители или кто из взрослых позовёт нужно тотчас отозваться и спросить: “Что изволите, государь батюшка?” Нельзя спрашивать: “Что? Чего? Чего хочешь?”
2 ученик. Мальчик должен быть учтив и вежлив, не драчлив. Здороваться надо, не доходя до знакомого три шага и шляпу приятным образом сняв. Вежливых ценят и говорят: “Он молодец и смиренный кавалер”. Грубиянам же говорят: “Он спесивый болван”
1 ученик. Если случиться в кругу друзей стоять, беседовать сидя за столом или же с кем-либо танцевать, то никому нельзя плевать. Неприлично в носу пальцем ковырять, платком нос чистить, особенно при посторонних.
2 ученик. Сидя за столом, первым еду с блюда не хватай. Когда ешь, не чавкай, как свинья, головы не чеши. С куском во рту не говори. Около своей тарелки не делай забора из костей, корок хлеба и прочего. За столом руками и ногами не болтай. Ешь спокойно, вилкой и ножом по скатерти не черти, по тарелке не стучи, когда поешь, умой руки и лицо, выполощи рот.
- Этот учебник несколько раз переиздавался.
3) Конституция
5 слайд
Где же записаны законы и правила, по которым живём мы?
12 декабря в нашем государстве празднуют День Конституции.
-Что такое Конституция?
-Конституция – основной закон Российской Федерации. Конституция, по которой мы сейчас живём, принята всенародным голосованием 12 декабря в 1993 году.
4) Творческая работа “Государственная Дума”. Форма работы – игровая.
- Кто в настоящее время составляет законы в нашем государстве?
- Законодательная власть – Государственная Дума.
6 слайд
- За 10 лет Государственная Дума приняла 2000 законов. Половину этих законов разработали и предложили сами депутаты.
- Попробуем и мы заняться законодательной работой. Каждый из вас попробует себя в роли депутата Государственной Думы.
- Разбейтесь на группы. Группы будут комиссиями (6). Каждая комиссия должна составить правила поведения в виде строгих запретов.
Всем комиссиям выдаются карточки с названиями:
- комиссия по правилам дорожного движения;
- комиссия по правилам использования пиротехнических изделий;
- комиссия по правилам поведения на водоёмах в осенне-зимний период;
- комиссия по предупреждению неправильной осанки;
- комиссия по основам личной безопасности на улице;
- комиссия по технике безопасности на уроках труда.
- Аргументируйте актуальность вашего вопроса (1-2 предложения).
Организация работы:
- выбор комиссии
- составление коллективной работы
- редактирование
- общее обсуждение.
Общее обсуждение.
- Уважаемые депутаты! Вашему вниманию предлагается ряд законодательных актов. Прослушайте их внимательно, оцените и проголосуйте, если вы согласны. У вас есть возможность внести поправки и дополнения.
4. Мягкий запрет
№ 110, стр. 77 выполняется по заданию учебника.
Скрытое запрещение “Благодарим за тишину!” Другое нестрогое запрещение – “У нас не курят"
- Иногда запреты выражают в более мягкой форме, такие запреты помогают установить более благоприятный, тёплый психологический климат в коллективе, семье.
- Попробуйте строгие запрещения в музее выразить более мягко. Вы можете использовать слова:
7 слайд
Спасибо за то, что…
Просим…
Пожалуйста, не…
Мы надеемся, что…
(Дети устно говорят мягкие запреты)
- Можно ли сказать, что эти запреты учат правилам поведения в музее?
-Итак, чему учат запреты в разных общественных местах: в музее, в театре, на стадионе? (Принятым нормам поведения)
Домашнее задание: №104, стр. 74; № 107, стр. 75
№ 106, стр. 75. Выполняется по заданию учебника в парах.
5. Итог урока
8 слайд
Чтение стихотворения со слайда.
Хорошо ль всё разрешать,
Ничего не запрещать?
Свой ответ ты объясни,
Если сможешь – убеди.
-Хотели бы вы жить в такой стране, где нет никаких запретов для детей? Почему?