Урок риторики в 4-м классе "Что такое запрет. Строгий и мягкий запрет"

Разделы: Начальная школа


Целеполагание для учащихся:

  • знать элементарное представление о запретах, которые окружают человека;
  • изучить виды запретов и их особенности.
  • уметь творчески работать при составлении запретов.

Целеполагание для учителя:

  • организовать усвоение знаний о запретах, как виде речевой деятельности, помочь реализовать умение составлять строгие и мягкие запреты;
  • организовать работу в групповом и индивидуальном режиме по развитию общеучебных умений и навыков. Содействовать развитию логического мышления, творческих способностей, коммуникативных навыков;
  • помочь формированию уважения к запретам, через умение правильно следовать их указаниям.

Оборудование: Презентация к уроку (Приложение 1).

Место в системе обучения: 4 класс, 2 четверть, первый урок по теме “Что такое запрет. Строгий и мягкий запреты”.

Система обучения: УМК “Школа 2100”, по учебнику “Детская риторика в рассказах и картинках” /Т.А. Ладыженская, Н.В.Ладыженская, Р.И. Никольская, Г.И. Сорокина/

ХОД УРОКА

  1. Оргмомент. Определение темы урока.

1 слайд (Приложение 1)

- Ребята! Наверное, вам приходилось слышать и читать какие-нибудь запреты.

Например, в школе учителя нам часто говорят: “Не бегай по коридору”, “Не жуй жвачку”.

Приведите примеры других запретов, которые вы слышали.

- Скажите, чему будет посвящён наш сегодняшний урок?

2. Постановка учебной задачи.

Всегда ли вам приятны запреты? Для чего они нужны? Может они нам мешают?

Вывод: Запреты помогают соблюдать правила поведения. Запреты необходимы, так как мы живём в обществе.

Поставьте учебную задачу на урок.

-Познакомимся с запретом, как видом речевой деятельности, узнаем особенности запрета. Научимся различать мягкий и строгий запреты.

3. Строгий запрет

1) Стр. 76, №109

Самостоятельная работа. Проверка.- Какие запретительные слова ты видел? (запрещается, не разрешается, нельзя; иногда используются глаголы с “не”, например, не курить, не сорить и т. д.)

2 слайд

- Эти слова используют в строгом запрете.

2) Страничка истории.

3 слайд

В 1717 году для молодых дворян был издан первый в России учебник этикета “Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению”, подготовленный по приказу императора Петра I. По сути, книга является вольным пересказом правил поведения, заимствованных из различных европейских книг, возможно, даже дополненных самим Петром. Эта книга была издана в духе тех времён, когда основу всей книгопечатной продукции составляли разного рода руководства и наставления в виде различных запретов.

4 слайд

- Сейчас ребята нам прочтут выдержки из этого пособия по этикету.

1 ученик. Прежде всего дети должны отца и мать уважать и относиться к ним с великим почтением. Все приказы родителей надо выполнять и слушать их, снимая шляпу. Стоять не сними рядом, а позади. Если родители или кто из взрослых позовёт нужно тотчас отозваться и спросить: “Что изволите, государь батюшка?” Нельзя спрашивать: “Что? Чего? Чего хочешь?”

2 ученик. Мальчик должен быть учтив и вежлив, не драчлив. Здороваться надо, не доходя до знакомого три шага и шляпу приятным образом сняв. Вежливых ценят и говорят: “Он молодец и смиренный кавалер”. Грубиянам же говорят: “Он спесивый болван”

1 ученик. Если случиться в кругу друзей стоять, беседовать сидя за столом или же с кем-либо танцевать, то никому нельзя плевать. Неприлично в носу пальцем ковырять, платком нос чистить, особенно при посторонних.

2 ученик. Сидя за столом, первым еду с блюда не хватай. Когда ешь, не чавкай, как свинья, головы не чеши. С куском во рту не говори. Около своей тарелки не делай забора из костей, корок хлеба и прочего. За столом руками и ногами не болтай. Ешь спокойно, вилкой и ножом по скатерти не черти, по тарелке не стучи, когда поешь, умой руки и лицо, выполощи рот.

- Этот учебник несколько раз переиздавался.

3) Конституция

5 слайд

Где же записаны законы и правила, по которым живём мы?

12 декабря в нашем государстве празднуют День Конституции.

-Что такое Конституция?

-Конституция – основной закон Российской Федерации. Конституция, по которой мы сейчас живём, принята всенародным голосованием 12 декабря в 1993 году.

4) Творческая работа “Государственная Дума”. Форма работы – игровая.

- Кто в настоящее время составляет законы в нашем государстве?

- Законодательная власть – Государственная Дума.

6 слайд

- За 10 лет Государственная Дума приняла 2000 законов. Половину этих законов разработали и предложили сами депутаты.

- Попробуем и мы заняться законодательной работой. Каждый из вас попробует себя в роли депутата Государственной Думы.

- Разбейтесь на группы. Группы будут комиссиями (6). Каждая комиссия должна составить правила поведения в виде строгих запретов.

Всем комиссиям выдаются карточки с названиями:

  1. комиссия по правилам дорожного движения;
  2. комиссия по правилам использования пиротехнических изделий;
  3. комиссия по правилам поведения на водоёмах в осенне-зимний период;
  4. комиссия по предупреждению неправильной осанки;
  5. комиссия по основам личной безопасности на улице;
  6. комиссия по технике безопасности на уроках труда.

- Аргументируйте актуальность вашего вопроса (1-2 предложения).

Организация работы:

  • выбор комиссии
  • составление коллективной работы
  • редактирование
  • общее обсуждение.

Общее обсуждение.

- Уважаемые депутаты! Вашему вниманию предлагается ряд законодательных актов. Прослушайте их внимательно, оцените и проголосуйте, если вы согласны. У вас есть возможность внести поправки и дополнения.

4. Мягкий запрет

№ 110, стр. 77 выполняется по заданию учебника.

Скрытое запрещение “Благодарим за тишину!” Другое нестрогое запрещение – “У нас не курят"

- Иногда запреты выражают в более мягкой форме, такие запреты помогают установить более благоприятный, тёплый психологический климат в коллективе, семье.

- Попробуйте строгие запрещения в музее выразить более мягко. Вы можете использовать слова:

7 слайд

Спасибо за то, что…

Просим…

Пожалуйста, не…

Мы надеемся, что…

(Дети устно говорят мягкие запреты)

- Можно ли сказать, что эти запреты учат правилам поведения в музее?

-Итак, чему учат запреты в разных общественных местах: в музее, в театре, на стадионе? (Принятым нормам поведения)

Домашнее задание: №104, стр. 74; № 107, стр. 75

№ 106, стр. 75. Выполняется по заданию учебника в парах.

5. Итог урока

8 слайд

Чтение стихотворения со слайда.

Хорошо ль всё разрешать,

Ничего не запрещать?

Свой ответ ты объясни,

Если сможешь – убеди.

-Хотели бы вы жить в такой стране, где нет никаких запретов для детей? Почему?