Задача и ее компоненты. 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Технология: проблемный - диалог

Цели:

  • познакомить с понятием «задача» и ее компонентами (условие, вопрос, решение, ответ);
  • развитие умения сравнивать, анализировать, планировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • оперировать математическими терминами;
  • работать в паре.

Ход урока

I. Организационный момент:

Я рада видеть каждого из вас!
И пусть зима морозом в окна дышит.
Нам будет здесь уютно, ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит!

(Будем добрыми и внимательными друг другу.)

II. Актуализация знаний:

Перед нами зимний лес, но попасть в него можно только пройдя «Геометрический лабиринт» (1 слайд, приложение – зимний лес)

1. Упражнение на память и внимание «Геометрический лабиринт»

(Учитель показывает геометрические фигуры, ученики запоминают фигуру, цвет, количество, а затем отвечают на вопросы: какая фигура была первой, сколько всего фигур, какого цвета треугольник и т.д.)

2. Молодцы! Хорошо справились с заданием. И попали в зимний лес, встречает вас, а кто нужно отгадать загадку:

Хитрая плутовка,
Рыжая головка
Пушистый хвост – краса.
Кто же это? (картинка лисы на доску)

Хитрая лиса приготовила для вас задание и говорит, что первоклассники с ним не справятся, попробуем? (да).

У каждого ученика карточка с примерами. Решить самостоятельно – взаимопроверка

5 + 1 =

7 – 2 =

9 – 2 =

3 – 2=

4 – 2 =

1 + 2 =

3 + 1 =

(Зажечь солнышко соседу по парте, если все примеры решены правильно): 6 5 7 1 2 3 4)

3. Расставьте числа ответы в порядке убывания, если выполните верно, узнаем слово отгадку:

В яме спит зимою длинной,
Но чуть солнце станет греть,
В путь за медом и малиной
Отправляется …. (медведь)

III. Самоопределение к деятельности:

Медведь огромное дикое животное, пищи ему надо много. Однажды он пошел на базар и купил свёклы и капусты, а когда возвращался, сочинил два рассказа и очень просит вас ребята, чтобы вы помогли ему понять какой текст можно поместить в учебник «Математика», а какой в учебник «Окружающий мир».

Будьте внимательны, слушаем. (1 слайд, приложение: рисунок и тексты)

- На базаре купили 3 свёклы и 2 кочана капусты. Сколько всего овощей купили?

- На базаре купили 3 свёклы и 2 кочана капусты. Овощи очень полезные.

Как вы думаете, какой текст медведь может поместить в учебник «окружающий мир»? (второй текст, так как в нем говориться о пользе фруктов).

Как вы думаете, какой из этих текстов медведь может поместить в учебник «Математика» и почему? (Первый текст, так как в нем есть вопрос, для ответа на который нужно выполнить вычисления)

- Кто догадался, как называется такой текст на языке математики? (задача)

- Кто может сказать, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (предположения детей)

- Что можно узнать о задаче? (Какой текст называется задачей, из каких элементов состоит задача; 2 слайд, приложение - задача).

IV. Работа по теме урока

1. Знакомство со структурой задачи.

- Что известно в задаче? (На базаре купили 3 свёклы и 2 кочана капусты.)

На языке математики это называется – условием задачи. (3 слайд, приложение – условие задачи)

- Что нужно узнать? (Сколько всего овощей купили?)

- На языке математики – это вопрос задачи. (4 слайд, приложение – вопрос задачи).

- Сосчитайте, сколько овощей купили. (3 + 2 = 5 - овощей купили, 5 слайд, приложение – решение задачи).

- Еще раз прочитайте вопрос задачи и ответьте на него. (6 слайд, приложение – ответ задачи - 5 овощей)

Назовем все элементы задачи: условие, вопрос, решение, ответ. (рисунок домика прикрепляем на доску –

Условие – фундамент
Вопрос – стены
Решение – крыша
Ответ – труба

Какой текст можно назвать задачей? (есть условие и вопрос).

2. Работа по учебнику с.88

- Прочитайте условие задачи. Как другими словами сказать, что такое условие задачи? (это то, что нам известно)

- Прочитайте вопрос задачи. Как другими словами сказать, что такое вопрос задачи? (это то, о чем нас спрашивают, что нужно узнать)

- Прочитайте решение задачи. Объясните, почему задачу решили сложением. (Чтобы узнать, сколько всего карандашей, их нужно сложить вместе и сосчитать.)

Прочитайте ответ задачи.

V. Физминутка.

VI. Закрепление изученного материала.

1. Проверять ваши знания будет, а кто узнаете, отгадав загадку:

Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая – для лета,
Шуба для зимы – другого цвета. (на доску – картинку зайца)

2. По рисунку зайчика нужно составить задачу (7 слайд, приложение рисунок 4 яблока и 3 груши)

Ученик составляет задачу, а остальные контролеры проверяют наличие в задаче условия и вопроса и оценивают ответ ученика.

Дополнительно: (2 ученика работают по карточкам самостоятельно:

Прочитай задачи. Подчеркни условие задачи - синим карандашом, а вопрос задачи -красным карандашом:

В гараже 3 грузовые машины и 4 легковые. Сколько машин в гараже?

Сколько всего грибов нашла Таня, если у неё в корзинке 3 боровика и 5 маслят?

Фронтальная проверка выполнения задания и коллективная оценка.

Молодцы, справились с заданием зайчика. Что помогло выполнить задание?

(Мы хорошо знаем, что такое задача и её элементы)

Так это или нет, решил проверить еще один лесной житель:

3. Маленький мальчишка

В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает. (на доску – картинку воробья)

В задании воробья нужно соединить части задачи с названием теоретической части задачи, найти пару, а раз найти пару воробей просит вас поработать в парах:

Условие – 5-3=2
Вопрос – У лены было 5 пряников. Она съела 3 пряника.
Решение – 2 пряника.
Ответ – Сколько пряников осталось у Лены?

(самоконтроль по образцу)

VII. Рефлексия учебной деятельности

Ответить на вопросы

  • Что я узнал?
  • Какое задание было интересным?
  • Какое задание было трудным?
  • Что помогло справиться с заданием?

VIII. Попробуйте дома с мамой или папой составить одну задачу на сложение, одну на вычитание:

Что нужно знать при выполнении задания? (части задачи)

IX. Итоговый контроль:

Ваши знания по теме урока решила проверить лесная жительница, а кто узнаем, отгадав загадку:

Вертится, стрекочет,
Весь день хлопочет. (на доске картинка сороки)

Сорока составила тексты и просит внимательно слушать, если текст задача ставим знак «+» если текст не задача ставим знак «-»: ( один ученик работает на закрытой доске, для выполнения самопроверки):

  • На ветке сидело 3 снегиря и 4 синицы. Сколько птиц сидело на ветке?
  • В пенале 6 цветных карандашей и 2 простых.
  • Когда мы пойдем в кино?
  • Нашли 7 грибов. Из них 4 гриба пожарили. Сколько грибов осталось?
  • Сколько всего котят у кошки, если у нее 2 белых и 3 пестрых котенка?
  • Ира прыгнула на скакалке 5 раз, а Таня 4 раза. Кого из девочек позвали домой?

(запись ученика на доске открывается: + - - + + - )

X. Итог

Какие лесные жители вас встретили?

Сорока и воробей, к какой группе животных относятся?

Поднимите руки у кого возле дома висят кормушки для птиц?

Для чего их развешивают?

(8 слайд, приложение – Спасибо за урок!)