Технология: проблемный - диалог
Цели:
- познакомить с понятием «задача» и ее компонентами (условие, вопрос, решение, ответ);
- развитие умения сравнивать, анализировать, планировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- оперировать математическими терминами;
- работать в паре.
Ход урока
I. Организационный момент:
Я рада видеть каждого из вас!
И пусть зима морозом в окна дышит.
Нам будет здесь уютно, ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит!
(Будем добрыми и внимательными друг другу.)
II. Актуализация знаний:
Перед нами зимний лес, но попасть в него можно только пройдя «Геометрический лабиринт» (1 слайд, приложение – зимний лес)
1. Упражнение на память и внимание «Геометрический лабиринт»
(Учитель показывает геометрические фигуры, ученики запоминают фигуру, цвет, количество, а затем отвечают на вопросы: какая фигура была первой, сколько всего фигур, какого цвета треугольник и т.д.)
2. Молодцы! Хорошо справились с заданием. И попали в зимний лес, встречает вас, а кто нужно отгадать загадку:
Хитрая плутовка,
Рыжая головка
Пушистый хвост – краса.
Кто же это? (картинка лисы на доску)
Хитрая лиса приготовила для вас задание и говорит, что первоклассники с ним не справятся, попробуем? (да).
У каждого ученика карточка с примерами. Решить самостоятельно – взаимопроверка
5 + 1 =
7 – 2 =
9 – 2 =
3 – 2=
4 – 2 =
1 + 2 =
3 + 1 =
(Зажечь солнышко соседу по парте, если все примеры решены правильно): 6 5 7 1 2 3 4)
3. Расставьте числа ответы в порядке убывания, если выполните верно, узнаем слово отгадку:
В яме спит зимою длинной,
Но чуть солнце станет греть,
В путь за медом и малиной
Отправляется …. (медведь)
III. Самоопределение к деятельности:
Медведь огромное дикое животное, пищи ему надо много. Однажды он пошел на базар и купил свёклы и капусты, а когда возвращался, сочинил два рассказа и очень просит вас ребята, чтобы вы помогли ему понять какой текст можно поместить в учебник «Математика», а какой в учебник «Окружающий мир».
Будьте внимательны, слушаем. (1 слайд, приложение: рисунок и тексты)
- На базаре купили 3 свёклы и 2 кочана капусты. Сколько всего овощей купили?
- На базаре купили 3 свёклы и 2 кочана капусты. Овощи очень полезные.
Как вы думаете, какой текст медведь может поместить в учебник «окружающий мир»? (второй текст, так как в нем говориться о пользе фруктов).
Как вы думаете, какой из этих текстов медведь может поместить в учебник «Математика» и почему? (Первый текст, так как в нем есть вопрос, для ответа на который нужно выполнить вычисления)
- Кто догадался, как называется такой текст на языке математики? (задача)
- Кто может сказать, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (предположения детей)
- Что можно узнать о задаче? (Какой текст называется задачей, из каких элементов состоит задача; 2 слайд, приложение - задача).
IV. Работа по теме урока
1. Знакомство со структурой задачи.
- Что известно в задаче? (На базаре купили 3 свёклы и 2 кочана капусты.)
На языке математики это называется – условием задачи. (3 слайд, приложение – условие задачи)
- Что нужно узнать? (Сколько всего овощей купили?)
- На языке математики – это вопрос задачи. (4 слайд, приложение – вопрос задачи).
- Сосчитайте, сколько овощей купили. (3 + 2 = 5 - овощей купили, 5 слайд, приложение – решение задачи).
- Еще раз прочитайте вопрос задачи и ответьте на него. (6 слайд, приложение – ответ задачи - 5 овощей)
Назовем все элементы задачи: условие, вопрос, решение, ответ. (рисунок домика прикрепляем на доску –
Условие – фундамент
Вопрос – стены
Решение – крыша
Ответ – труба
Какой текст можно назвать задачей? (есть условие и вопрос).
2. Работа по учебнику с.88
- Прочитайте условие задачи. Как другими словами сказать, что такое условие задачи? (это то, что нам известно)
- Прочитайте вопрос задачи. Как другими словами сказать, что такое вопрос задачи? (это то, о чем нас спрашивают, что нужно узнать)
- Прочитайте решение задачи. Объясните, почему задачу решили сложением. (Чтобы узнать, сколько всего карандашей, их нужно сложить вместе и сосчитать.)
Прочитайте ответ задачи.
V. Физминутка.
VI. Закрепление изученного материала.
1. Проверять ваши знания будет, а кто узнаете, отгадав загадку:
Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая – для лета,
Шуба для зимы – другого цвета. (на доску – картинку зайца)
2. По рисунку зайчика нужно составить задачу (7 слайд, приложение рисунок 4 яблока и 3 груши)
Ученик составляет задачу, а остальные контролеры проверяют наличие в задаче условия и вопроса и оценивают ответ ученика.
Дополнительно: (2 ученика работают по карточкам самостоятельно:
Прочитай задачи. Подчеркни условие задачи - синим карандашом, а вопрос задачи -красным карандашом:
В гараже 3 грузовые машины и 4 легковые. Сколько машин в гараже?
Сколько всего грибов нашла Таня, если у неё в корзинке 3 боровика и 5 маслят?
Фронтальная проверка выполнения задания и коллективная оценка.
Молодцы, справились с заданием зайчика. Что помогло выполнить задание?
(Мы хорошо знаем, что такое задача и её элементы)
Так это или нет, решил проверить еще один лесной житель:
3. Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает. (на доску – картинку воробья)
В задании воробья нужно соединить части задачи с названием теоретической части задачи, найти пару, а раз найти пару воробей просит вас поработать в парах:
Условие – 5-3=2
Вопрос – У лены было 5 пряников. Она съела 3 пряника.
Решение – 2 пряника.
Ответ – Сколько пряников осталось у Лены?
(самоконтроль по образцу)
VII. Рефлексия учебной деятельности
Ответить на вопросы
- Что я узнал?
- Какое задание было интересным?
- Какое задание было трудным?
- Что помогло справиться с заданием?
VIII. Попробуйте дома с мамой или папой составить одну задачу на сложение, одну на вычитание:
Что нужно знать при выполнении задания? (части задачи)
IX. Итоговый контроль:
Ваши знания по теме урока решила проверить лесная жительница, а кто узнаем, отгадав загадку:
Вертится, стрекочет,
Весь день хлопочет. (на доске картинка сороки)
Сорока составила тексты и просит внимательно слушать, если текст задача ставим знак «+» если текст не задача ставим знак «-»: ( один ученик работает на закрытой доске, для выполнения самопроверки):
- На ветке сидело 3 снегиря и 4 синицы. Сколько птиц сидело на ветке?
- В пенале 6 цветных карандашей и 2 простых.
- Когда мы пойдем в кино?
- Нашли 7 грибов. Из них 4 гриба пожарили. Сколько грибов осталось?
- Сколько всего котят у кошки, если у нее 2 белых и 3 пестрых котенка?
- Ира прыгнула на скакалке 5 раз, а Таня 4 раза. Кого из девочек позвали домой?
(запись ученика на доске открывается: + - - + + - )
X. Итог
Какие лесные жители вас встретили?
Сорока и воробей, к какой группе животных относятся?
Поднимите руки у кого возле дома висят кормушки для птиц?
Для чего их развешивают?
(8 слайд, приложение – Спасибо за урок!)