Роль проектной и исследовательской деятельности в гражданско-патриотическом воспитании учащихся

Разделы: Внеклассная работа, Общепедагогические технологии, Социальная педагогика


Двадцать первый век, как и век двадцатый очень жестокий. Это сложное непростое время. От нас, и это не громкие слова, зависит слишком многое. Не только будущее детей, но и нации страны, государства, если хотите. Но, к сожалению, в нашем мире жестокость, насилие, зло, необъявленные войны стали привычными. А противостоять этому, противопоставить этому что-либо не просто. О памяти, милосердии, гуманности, мужестве, сострадании мы говорим лишь на уроках литературы, на торжественных мероприятиях. А поступков благородных, реальных, высоконравственных в наши дни слишком мало. Людей, совестливых, по-настоящему мужественных, истинных патриотов вообще единицы. Вот почему педагоги, воспитатели еще и еще раз обращаются к истории Великой Отечественной войны.

Мы помним о павших, уважаем и трепетно относимся к оставшимся живым ветеранам войны, знаем что им нужны наша забота, помощь, внимание. Для нас важно и другое. Эти героические страницы истории – это уроки мужества, гражданственности ответственности за свой народ, за свою землю. И самое главное – это пример, живой пример, реальный, конкретный пример другого отношения к Родине, другого понимания своего долга, своей ответственности за будущее и не только свое.

Проектная и исследовательская деятельность дают нашим детям возможность за цифрами, датами, названиями увидеть конкретное событие, конкретного героя, увидеть настоящих людей, возможность узнать многое. А узнав, еще и другим рассказать в современном формате, в интересной для себя форме.
После неоднократных встреч с ветеранами Петровым Б.А. и Орловской Р.И появилась идея проекта « Герои рядом с нами». Готовили его ученики 7 «б» класса Белкин С. и Корхова Д.

В ходе работы ребята узнали много интересного о сражениях, в которых участвовал Петров Б.А., нашли сведения о наградах…

Интересный вывод сделал Белкин Сергей. Созданный им проект интересен его брату первокласснику. Значит, работа сделана не зря, ведь ветераны уже не так часто могут приходить на встречи.

Орловской Р.И. была приятно получить поздравительный календарь из рук детей и от них же услышать еще раз слова благодарности и изученную ими историю ее наград.

Эти страницы проекта подтолкнули ребят на работу над другим проектом под названием «История военной медицины – Обязаны жизнью!». Было интересно, получилось неплохо.

Проект – небольшая работа, по-детски выраженная дань памяти и уважения к подвигу. А есть настоящие памятники, гранитные, мимо которых, как считают ребята из 3 «б» класса, нельзя проходить безразлично. Вот и решили они узнать о памятниках, связанных с историей Великой Отечественной войны, которые находятся в Юго-Западном округе города Москвы. Фотографии, незамысловатые тексты – это итог их работы, и понимание своего долга перед погибшими, своего участия в истории. Все три проекта детские, а значит и этому поколению не безразличны страницы нашей истории.

Считаем, что такая форма работы привлекательна по формату, по форме, по технологии выполнения и крайне нужна и важна по содержанию.
Еще раз прочитать, узнать, увидеть, а потом рассказать другим – значит помнить.

Эти проекты хранятся в школе, используют на уроках истории, литературы. Надеемся, что такие проекты еще будут, и в школе появится «Уголок памяти».
Наше время такое, наши дети такие, наши проекты такие.