Интегрированный урок математики и права в 5-м классе по теме "Уравнения"

Разделы: Математика


Цели урока:

  1. Актуализировать знания учащихся об уравнениях, полученных в начальной школе.
  2. Продолжить работу над формированием навыков решения более сложных уравнений алгебраическим способом.
  3. Совершенствовать вычислительные навыки учащихся.
  4. Акцентировать внимание детей на необходимости понимания и знания своих прав.
  5. Повышение социально-правовой компетентности учащихся.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку;
  • дифференцированные индивидуальные карточки математического лото.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Рефлексия. Психологическая установка на хорошее настроение.

Учитель: Урок мы начнём вот с таких напутствующих слов:

(Приложение 1. Слайд 1)

Математика, друзья,
Абсолютно всем нужна.
На уроке работай старательно,
И успех тебя ждёт обязательно!

III. Сообщение темы урока.

Учитель: Сегодня на уроке мы должны повторить пройденный материал по теме: «Уравнения». Перед нами поставлено несколько конкретных задач-проблем:

  1. Повторить правила нахождения неизвестных компонентов при решении уравнений.
  2. Закрепить навыки решения простых и более сложных уравнений на сложение и вычитание натуральных чисел.
  3. Внимательно, уважительно и с пониманием отнестись к той дополнительной информации, которая прозвучит на уроке.

IV. Повторение изученного материала.

Учитель: Разгадайте кроссворд и прочтите получившееся слово по вертикали 1.

(Слайд 2)

По горизонтали:

  1. Математический знак действия (плюс).
  2. Это есть у слова, растения и уравнения (корень).
  3. Равенство, содержащее неизвестное число, обозначенное буквой (уравнение).
  4. Компонент действия вычитания, который находят вычитанием (вычитаемое).
  5. Компонент действия сложения, который находят вычитанием (слагаемое).

По вертикали получили слово – права. Как вы поняли, на уроке мы также поговорим с вами о ваших правах. Прежде всего нужно уяснить понятие «права человека-гражданина».

Права человека-гражданина – это правила, по которым живёт он сам и окружающее его общество людей.

Права определяются законами. И из года в год количество таких законов увеличивается, особенно законов, которые защищают права ребёнка, ваши права.

Эти права записаны в документах, о которых вы неоднократно слышали: «Декларация прав человека», «Конституция Российской Федерации», «Конвекция по правам ребёнка». Свои права необходимо знать каждому из нас.

(Слайд 3)

«Изучая свои права, мы получаем возможность жить и поступать по справедливости», - говорил Г. Лихтенберг.

V. Устный счёт.

Проводится в виде устных кодированных упражнений, в результате решения которых угадывается слово.

(Слайд 4)

Учитель: Найдите корни уравнений и подберите соответствующую к ответу букву:

1) х + 17 = 60 А
2) а – 51 = 60 С
3) 59 + х = 170 С
4) 86 / у = 2 А
5) 70 – с = 68 М
6) 4 * а = 48
7) m / 5 = 20 Л
8) 112 – к = 50 Е
9) х – 0 = 82 Я

Я Б Л А С М Е
82 12 100 43 111 2 62

Учитель: Получили слово ассамблея – в переводе с французского языка означает собрание. Это высший орган государственной власти в ряде стран. Именно Генеральная Ассамблея ООН разработала и утвердила Календарь правовых дат на 2001 – 2010 годы. Давайте его составим.

VI. Дифференцированная самостоятельная работа.

Проводится на листочках через копировальную бумагу с последующей проверкой.

(Слайд 5)

Вариант 1.
(х + 154) + 14 = 169

Вариант 2.
(45 – у) + 17 = 58

Вариант 3.
(35 + у) – 15 = 40

Вариант 4.
56 – (х + 12) = 34

(Слайды 6-9 – проверка решений)

Учитель: Полученные ответы нам составят Календарь правовых дат.

(Слайд 10)

  • 21-й век – век ребёнка;
  • 2001-2010 годы – Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты;
  • 1-е июня – Международный день защиты детей;
  • 4-е июня – Международный день детей-жертв агрессии;
  • 20-е ноября – Всемирный день прав ребёнка;
  • 10-е декабря – День прав ребёнка.

Основные ваши права, права ребёнка определены в документе международного уровня «Конвенции ООН о правах ребёнка». Она принята была в 1989 году, а наша страна подписалась под этим документом в 1991 году. Тем самым пообещала всему миру заботиться о своём подрастающем поколении, т. е. о вас.

Ну, а какие основные права вы имеете? Об этом поговорим после выполнения самостоятельной работы.

Дифференцированная самостоятельная работа проводится в форме дидактической игры – математическое лото. (Приложение 2)

После решения уравнений самостоятельно в случае их правильного решения каждый ученик на обратных сторонах лото получит слово.

1-ый уровень – на «3» – слово «имя».

2-ой уровень – на «4» – слово «жизнь».

3-ий уровень – на «5» – слово «учёба».

VII. Подведение результатов самостоятельной работы.

Учитель: Где бы ни жил ребёнок, он – человек, личность. И значит, каждый из вас обладает личными правами. Они принадлежат вам от рождения и их нельзя отнимать.

(Слайд 11)

  1. Каждый ребёнок имеет право на жизнь (статья 6).
  2. С момента рождения ребёнок имеет право на имя и приобретение гражданства (статья 7).
  3. Ребёнок имеет право на образование (статья 28).

Учитель: Если я имею права, то значит, я имею обязанности. В каком школьном документе определены ваши обязанности? (В Уставе школы.)

И там сказано, что учёба – это основное ваше право, ваш главный труд и основная ваша обязанность.

VIII. Подведение итогов урока.

Учитель: В ходе закрепления темы «Уравнения», мы затронули ещё один очень важный вопрос и поговорили о ваших правах. А закончить урок разрешите небольшим стихотворением.

(Слайд 12)

Товарищи дети!
За своё будущее вы все в ответе!
Права и обязанности все свои знайте,
Хорошими людьми вырастайте!
Ваши права в ваших руках!
Всем вам всяческих благ!