Учимся работать дружно. 1-й класс

Разделы: Внеклассная работа

Класс: 1


Цели:

  1. Развитие навыков учебного сотрудничества, взаимодействия.
  2. Развитие коммуникативных способностей учащихся.
  3. Формирование эмоционально-положительного отношения к совместной деятельности.

Задачи:

1. Методическая:

  • применение на практике новых форм и методов организации воспитательной работы в учебном процессе.

2. Воспитательные:

  • создание доброжелательной атмосферы при взаимодействии учащихся;
  • формирование у учащихся отношения друг к другу как к партнерам в учебном сотрудничестве;
  • организация взаимодействия между учащимися, создание предпосылок для формирования навыков учебного сотрудничества.

3. Образовательные:

  • развитие и расширение кругозора;
  • обогащение словарного запаса в области чувств и эмоций;
  • обучение учащихся анализу собственного поведения и поведения окружающих.

Оборудование:

  1. Заготовки модели «светофора».
  2. Клей.
  3. Заготовки «варежек».
  4. Цветные карандаши.
  5. Правила «Как работать вместе и не ссориться».
  6. Спокойная музыка.
  7. Листовки с заданием «Как научиться жить дружно?».
  8. Заготовки «солнышек» и «тучек» для определения эмоционального отношения к занятию (рефлексия).
  9. Заготовки деревянных палочек или полосок бумаги.

Ход занятия

I. Разогрев.

1. Упражнение «Необычное приветствие» (может проходить под музыку).

Ведущий предлагает детям поприветствовать друг друга, но не совсем обычным способом:

  • попросить детей помахать рукой своему соседу по парте;
  • пожать друг другу руки;
  • поприветствовать друг друга плечами;
  • поприветствовать носочками ног;
  • сыграть в «ладошки».

2. Упражнение «Сугроб».

Ребята, вы помните, как зимой летят с неба снежинки? Каждая снежинка кружится сама по себе, а потом вместе они все образуют сугробы. Сейчас мы с вами сыграем в игру под названием «Снежинка». Когда я говорю «снежинки», вы, как снежинки, будете кружиться и перемещаться по классу. А как только я скажу «сугроб!», вы должны тут же собраться в группы. После слова «сугроб» я назову число. Столько снежинок должно быть в вашем сугробе. Например, если я скажу «сугроб, три», значит, вы должны собраться по трое. Всем понятно? Встаньте, пожалуйста, из-за парт и подойдите ко мне».

II. Основная часть занятия «Как работать вместе, не ругаясь и не ссорясь!»

Ведущий: В одной детской песенке поется: «Вместе весело шагать по просторам и, конечно, припевать лучше хором». Конечно, иногда хочется поиграть одному, и есть, дела, которые человек должен делать сам и один.

Но часто бывает так, что играть одному неинтересно, и есть дела, которые лучше получаются ВМЕСТЕ. Сегодня на занятии мы будем продолжать учиться работать дружно, когда надо будет выполнять задания не в одиночку, а с кем-то из ребят.

Чтобы работать вместе без ссор и обид, чтобы все получалось и радовало, надо помнить несколько важных правил (учитель показывает правила на доске):

  1. Во-первых, надо говорить по очереди, не перебивать друг друга.
  2. Во-вторых, внимательно слушайте того, кто говорит.
  3. В-третьих, если то, что вам говорят, не совсем понятно, надо обязательно переспросить и постараться понять.

1. Задание «Светофор».

Ведущий предлагает каждому из учеников собрать свой светофор из трех разноцветных кружочков. Каждый ребенок получает по три кружочка, два из которых одинакового цвета.

Таким образом, собрать «светофор» можно при условии – если поменяться одним кружочком с соседом, поэтому дети должны обратиться к соседу с просьбой о замене одинаковых кружочков, то есть начать строить деловые отношения.

2. Задание «Рисуем вместе».

У каждой пары учащихся будет только один лист бумаги. Рисовать надо вдвоем, ВМЕСТЕ держась за один карандаш.

Ведущий может пригласить одного из детей и показать, как можно рисовать, держась вдвоем за один карандаш.

Ведущий дает инструкцию к заданию: «Нарисуйте вдвоем картинку на любую тему, но на этой картинке обязательно должны быть нарисованы дом и дерево.

Какими они будут, и что вы еще нарисуете на своей картинке, решайте сами. Во время выполнения задания помните о правилах, как работать дружно, без ссор и обид. Кто запомнил эти правила? (Ведущий спрашивает учащихся, которые поднимают руку и готовы ответить, еще раз четко повторяя правила для всех детей.) Всем понятно задание? Можете начинать работать. На выполнение задания у вас будет отведено 5 минут».

По окончании выполнения задания ведущий спрашивает, кто хотел бы показать классу то, что получилось, и рассказать, что на рисунке. По очереди к доске вызываются несколько пар, которые коротко рассказывают о своем рисунке и показывают его классу. Каждый раз ведущий называет детей по имени и благодарит за работу. Ведущий просит все ребят, работавших в парах, поблагодарить друг друга за работу.

3. Упражнения на активизацию работы головного мозга, установления межполушарного взаимодействия, отдыха.

«Ухо-нос». Правая рука подносится к кончику носа, левая к мочке правого уха, получается положение рук «крест-накрест». Затем нужно поменять положение рук так, чтобы правая рука коснулась мочки правого уха, а левая рука – кончика носа.

«Гармоничная восьмерка». На доске нарисован «знак бесконечности» или «восьмерка в лежачем состоянии». Учащимся необходимо «рисовать глазами» эту восьмерку, двигаясь от центра восьмерки сначала в левую, затем в правую сторону. Затем «восьмерку» можно «рисовать» в воздухе руками.

Игра «Эхо».

Ведущий: «Ребята, на нашем занятии мы должны попробовать научиться дружно работать не только в парах, но и все вместе. Сейчас мы с вами сыграем в игру «Эхо». Я попрошу выйти к доске (называет одного ребенка по имени).

Слушай внимательно. Я тебе прохлопаю в ладоши ритм, а ты постарайся его точно повторить. Ты будешь моим эхом. Готов(а)? (Ведущий отхлопывает простой ритм из 2-4 хлопков. Ритмы должны быть очень простыми, легкими для повторения. Ребенок повторяет. Если не получилось, то учитель отхлопывает ритм еще раз.) Молодец, ты справился, а теперь можешь пригласить себе помощника. Посмотри на ребят. Кого ты хочешь пригласить? (Ребенок называет имя одного из своих одноклассников.)

Ты можешь позвать (называет имя выбранного ребенка), сказав такие слова: «(Имя ребенка), ПОМОГИ МНЕ, ПОЖАЛУЙСТА!» (Ребенок приглашает одноклассника, тот выходит к доске и встает рядом.)

А теперь попробуем вдвоем, вместе повторить ритм, который я прохлопаю. Готовы? Слушайте внимательно! (Ведущий отхлопывает простой ритм, задача детей повторить его одновременно, вместе. Если не получается, то ведущий повторяет ритм еще раз.)

Молодцы, вы справились с заданием, а теперь (обращается ко второму ребенку) ты тоже можешь пригласить помощника. Тебе надо выбрать кого-то из ребят и, назвав его по имени, сказать: «ПОМОГИ МНЕ, ПОЖАЛУЙСТА!».

(Далее задание повторяется, раз от раза число детей увеличивается.)

Когда у доски образуется команда в 5-6 человек, можно, чтобы ускорить выполнение упражнения и не оставлять кого-то из детей в роли последнего, предложить детям, уже стоящим у доски, пригласить всех оставшихся детей, сказав слова: «РЕБЯТА! ПОМОГИТЕ НАМ, ПОЖАЛУЙСТА!»).

Молодцы! Какое дружное эхо у вас получилось! Большое спасибо всем! Садитесь, пожалуйста, на свои места».

4. Задание «Разукрась варежки».

Каждой паре учащихся дается лист, на котором нарисованы контуры валеночек. Задача детей в течение двух минут договориться какой узор у них будет на валеночка, какого цвета он будет, что и где будет нарисовано, а затем приступить к работе. Совместно учащиеся работают 5 минут. Затем каждая пара выходит к доске и рассказывает понравилось ли им вместе работать.

5. Игра «Пантомима».

Учитель: Тема сегодняшней игры в пантомиму – « Мое любимое увлечение». Каждый из вас будет выходить к доске и пытаться показать с помощью мимики и жестов то, чем он любит заниматься больше всего, а остальные ребята должны догадаться, что он показывает.

III. Закрепление пройденного материала.

Ребята! Сегодня мы с вами продолжали учиться работать вместе без ссор и обид.

И сейчас мне бы хотелось, чтобы вы выполнили 2 задания и попытались еще раз понять, что может мешать дружной работе, а что помогает работать вместе и не ссориться. (Ребята выполняют задания на листах.)

IV. Эмоциональное отношение к занятию (рефлексия).

Ведущий: «Молодцы! Вы сегодня попробовали работать ВМЕСТЕ, и на мой взгляд у вас это неплохо получилось. А когда удается играть, учиться, работать вместе без ссор и обид, то на душе становится солнечно, радостно. И то, чем занимаешься, становится интересным и привлекательным.

Когда людям интересно вместе, когда они стараются понять друг друга и поддержать в трудную минуту, рождается ДРУЖБА. И если вдруг возникает недоразумение между друзьями (в жизни все бывает), то оно обязательно разрешится, если друзья постараются понять причину спора и сумеют в чем-то уступить друг другу. Спасибо вам всем за работу. Я очень рада, что вы можете работать, выполнять задания и учиться вместе, дружно! Спасибо!

А теперь покажите, пожалуйста, понравилось ли вам сегодняшнее занятие? Если да – то покажите, пожалуйста, солнышко, а если кому-то не очень понравились те задания и упражнения, которые вы выполняли, тогда покажите тучку».

И в завершении сегодняшнего занятия мы с Вами выполним упражнение «Таинственное слово». Я, как всегда, покажу вам слово, которое вы все вместе должны собрать на листе бумаги с помощью палочек/полосок бумаги. Вы помните о том, что работать нужно вместе, при этом, не разговаривая друг с другом!

(Ребята собирают из палочек словосочетание «Всего доброго!».)

Приложение

Список литературы:

  1. Н.В. Пилипко «Здравствуй, школа». Адаптационные занятия с первоклассниками: Практическая психология учителю. УЦ «Перспектива», М., 2008г.
  2. Н.В. Пилипко «Приглашение в мир общения». Развивающие занятия по психологии для младших классов (Часть 1). УЦ «Перспектива», М., 2008г.
  3. К. Фопель «Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/ Пер. с нем.; В 4-х томах. – М.: Генезис, 2001.
  4. К. Фопель «Энергия паузы» Психологические игры и упражнения: Практическое пособие. – М.: Генезис, 2001.