Обобщающий урок в 9-м классе по теме "Световые явления"

Разделы: Физика


Цели и задачи:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

  • обобщить и углубить изученный материал по теме "Световые явления";
  • развивать познавательные и творческие способности учащихся;
  • прививать умение учащимся самостоятельно пополнять знания;
  • выявлять интеллектуальные способности учащихся.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

  • продолжить воспитание отношения к физике как к экспериментальной науке;
  • продолжить работу по формированию умений работать в коллективе (умение высказать свою точку зрения и выслушать точку зрения товарища, умение уважительного отношения к мнению товарища и др.).

РАЗВИВАЮЩИЕ:

  • продолжить работу по формированию умений делать выводы и обобщения на основе результатов проведённого исследования;
  • продолжить развитие мышления, творческих и исследовательских способностей учащихся.

Тип урока: урок обобщения изученного материала

Формы: индивидуальная, фронтальная и групповая работы

Методы: словесный, практический, наглядный, исследовательский

Оборудование:

  • компьютер
  • мультимедийный проектор
  • СД-диск программного продукта "КМ - школа"
  • телевизор
  • видеомагнитофон
  • видеофильм "Геометрическая оптика"
  • лазерная указка
  • "Черный ящик"

План урока

1. Постановка задач урока

2. Обобщение материала

Презентация

Вопросы для фронтального опроса:

1. Что такое свет?

2. Как называется раздел физики, изучающий световые явления?

3. Что представляет собой луч света (в физическом смысле)?

4. В чем состоит суть закона прямолинейного распространения света?

5. Приведите примеры:

а) естественных источников света

б) искусственных источников света

Сообщения учащихся о естественных источниках света

  • свечение воды
  • свечение растений
  • свечение кошачьих глаз
  • светлячков
  • небесных тел

6. Кем и когда был впервые сформулирован закон прямолинейного распространения света?

7. Какой угол называют углом падения? Углом отражения?

8. Чему равен угол падения, если луч падает на зеркало перпендикулярно к его поверхности?

9. Сформулируйте закон отражения света

10. Какое изображение дает плоское зеркало?

11. Какое явление называется преломлением света?

12. Какой угол - падения или преломления - будет больше в случае перехода луча света из воздуха в стекло?

13. Почему днем из комнаты через открытое окно видно все, что происходит на улице, а с улицы трудно разобрать, что находиться в комнате?

14. Как вы думаете можно ли при свете полной Луны читать книгу?

15. Какие свойства света вы знаете?

Какими свойствами света можно объяснить следующие опыты?

3. Занимательные опыты (опережающее задание для учащихся, интересующихся физикой, которые демонстрируют опыты и задают остальным учащимся вопросы)

Вопросы к опытам:

3.1.В чем секрет, что свет проходит через книгу?

3.2.Почему прозрачна промасленная бумага, если сливочное масло и сама бумага непрозрачны?

3.3.Почему луч света в чистом воздухе невидим, а в запыленном мукой, видим?

4. Знакомство с новыми свойствами света

  • а) дисперсия света (сообщение учащихся, опережающее задание, с использованием слайдов из программного продукта "КМ - школа")
  • б) рассеивание света (просмотр фрагмента видеофильма "Геометрическая оптика")

Вопросы к фрагменту:

1. Почему небо голубое?

2. Почему для сигнала остановки и опасности светофора используют красный цвет, а не зеленый?

5.Самостоятельная работа

Вариант 1.

Задача №1. Чему равен угол падения луча на плоское зеркало, если угол между падающим лучом и отраженным равен 40 градусов?

Задача №2. Луч света падает на плоскую границу раздела двух сред. Угол падения равен 40 градусов, угол между отраженным лучом и преломленным 110 градусов. Чему равен угол преломления?

Задача №3. Для чего вокруг лампочек вешают абажуры?

Вариант 2.

Задача №1.Луч света падает на плоское зеркало. Угол падения в 4 раза больше, чем угол между падающим лучом и зеркалом. Чему равен угол отражения?

Задача №2. Угол падения равен 30 градусов, угол между падающим лучом и преломленным 140 градусов. В какой среде луч света распространялся вначале: в оптически более плотной или менее плотной?

Задача №3.Почему металлизированная спецодежда (одежда, покрытая тонким слоем фольги) предохраняет сталеваров, прокатчиков то жары?

6. Итог урока

6.1. Заключительное слово учителя

6.2. Вывод учащихся о значении света

7. Домашнее задание повторить параграфы 29-38 задачи № 1395, 1396