Цель:
- Образовательная – познакомить детей с видами окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода во всех падежах. Учить ребят видеть и сравнивать данные падежные окончания. Осуществить первичное закрепление нового учебного материала;
- Развивающая – развивать устную и письменную речь детей, умение правильно писать падежные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода, выполнять некоторые виды грамматических разборов таких как: морфологический разбор имен прилагательных, разбор по составу и синтаксический разбор предложения. Развивать словарный запас детей при подборе слов в подготовке к сочинению по картине И.И. Шишкина “Утро в сосновом лесу”, развивать знания о писателях, например об И.С. Тургеневе;
- Воспитательная – воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине через “красную нить” урока – образы русских сказок. Воспитывать интерес к родному языку, его богатству и многообразию. Осуществлять межпредметные связи с литературным чтением, риторикой, изобразительным искусством.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель. Прозвенел уже звонок
Дети. Время начинать урок.
(Дети садятся – проверяют свою посадку.)
II. Эпиграф к уроку.
Сейчас, ребята, у нас урок русского языка и в качестве эпиграфа к нашему уроку я хочу прочитать слова замечательного русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева (Приложение. Слайд 1). (Учитель читает слова со Слайда 2.)
Русский язык.
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык. Не будь тебя – как не впасть в отчаянье при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
III. Чистописание.
Чтобы попасть в удивительную страну русского языка, нужно пройти по дорожке “Чистописание” и ответить на вопросы: “Что такое имя прилагательное? На какие вопросы они отвечают? Что обозначают? Как изменяются?”
– Назовите родовые окончания имен прилагательных мужского, среднего и женского рода. (Слайд 3.)
Запись с соединением:
м.р. -ой, -ый, -ий.
ж.р. -ая, -яя.
ср.р. -ое,-ее.
IV. Актуализация знаний. Сообщение темы урока.
– Итак, мы попали в страну “Русского языка”. (Слайд 4.)
Вход в нее стерегут два богатыря. У одного из них богатырский меч, а у другого острое копье. Назовите прилагательные.
– Как определить род, число и падеж имени прилагательного? (По
существительному, которое с ним связано.)
– Назовите род, число и падеж этих прилагательных. Какие у них окончания?
– Хотите ли вы узнать какие окончания будут у имен прилагательных мужского
и среднего рода в других падежах? Попробуйте сформулировать тему
урока.
Тема нашего урока: “Падежные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода”. (Слайд 5.)
V. Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода.
Сравнение окончаний.
– Мы вошли в сказочную страну русского языка и оказались на страницах
учебника “Русский язык”. Откройте с.168 и прочитайте задание к упр.
39. (Слайд 6. “Сказочная страна”.)
– Кто жил в некотором царстве-государстве? Кто у них была? (Дочь Марья-Краса,
длинная коса.)
– Кто налетел на царство-государство? (Страшный огромный Змей.)
– Назовите выделенные словосочетания. (Слайд 7.)
– Являются ли окончания этих прилагательных орфограммами? (Да.) Письменно
просклоняйте выделенные словосочетания. Отметьте окончания. Сравните
падежные окончания прилагательных мужского и среднего рода. Сделайте вывод. (Слайд
8. “Склонение имен прилагательных”.)
И.п. какое? |
страшное несчастье огромный Змей страшного несчастья огромного Змея страшному несчастью огромному Змею страшное несчастье огромного Змея страшным несчастьем огромным Змеем о страшном несчастье об огромном Змее |
Сделаем вывод. В каких падежах прилагательные мужского и среднего рода имеют одинаковые окончания? (Слайд 9.)
Итак, в Р., Д., Т., П., падежах имена прилагательные мужского и среднего рода имеют одинаковые окончания.
-Как же правильно писать окончания прилагательных? Прочитаем правило на стр.169 в учебнике. Посмотрим в таблицу (Слайд 10.) Она лежит у вас на партах. Обведите зеленым стержнем в кружок падежи, в которых встречаются одинаковые окончания.
VI. Физкультминутка с движением. (Слайд 11.)
VII. Закрепление нового материала. Работа по вариантам.
– Списать с карточек словосочетания. В словарные слова вставить пропущенные буквы. У прилагательных вставить пропущенные окончания, обозначить род и падеж.
(Из сказочной страны пришли два письма на старинных свитках, Чтобы освободить из плена Марью-царевну.)
I вариант. (Слайд 12.) 1) о русск…3 …зыке |
II вариант. (Слайд 13.) 1.) без голосист… п…туха |
(Дополнительно к этому заданию дети выполняюот морфологический разбор имен прилагательных, отмеченных цифрой 3.)
VIII. Физминутка для глаз. (Матрешки). (Слайд 14.)
IX. Работа с текстом. Грамматические разборы слов и разбор предложения.
– Мы снова в сказочной стране. Нам предстоит дорога через волшебный лес.
(Слайд 15.)
– Кого мы там встретим? (Стр.170 упр.41.)
– Прочитайте текст. Озаглавьте его.
– Встреча с каким животным в лесу может быть опасна? (С медведем – Слайд 16.)
Задание. На напечатанных листочках с текстом этого упражнения вставьте окончания имен прилагательных. Укажите род, число и падеж. (В это время – один ученик у доски выполняет морфологический разбор имени прилагательного.)
1.) легким (туманом) – каким? (Прил.);
2.) Н.ф. – легкий;
3.) В м.р, в ед.ч., в т.п.;
4.) Вт. ч. – легкий.
Другой ученик выполняет разбор по составу прилагательных из этого упражнения: косолапый, осторожного, легким.
(Проверка на экране.)
– Мы прошли через лес, но выйти не можем, нужно разобрать предложение: Яркий луч летн… солнца освещает пушист… мох. (Простое, повеств., невосклиц., распростр.)
X. Элемент творческой работы. Подбор прилагательных мужского и среднего рода.
– Мы находимся в сказочном лесу. Теме леса посвящено много работ русских художников. Сейчас мы готовимся с вами к сочинению. О каком художнике я говорю? Какие картины он написал? (Слайд – Шишкин И.И.)
– Мы продолжим описывать картину “Утро в сосновом лесу”. Откройте свои тетради по риторике. Подберите и запишите прилагательные к слову:
Утро (ср.р) – какое? раннее, туманное, седое…
Лес (м.р.) – какой? глухой, непроходимый, сказочный, дремучий…
XI. Работа по сравнению значения слов.
– Вы назвали словосочетание: глухой лес. А в каких еще значениях употребляется слово глухой? (Слайд.) (Текст упр. 42 стр.171.)
Глухой лес, глухой звук, глухой человек, глухой ворот (рубашки).
– В каком из этих словосочетаний слово глухой употребляется в прямом значении? А в переносном? У прилагательных назовите род и падеж.
XII Итог урока.
1) –Подошел к концу наш урок. С чем мы сегодня познакомились?
– Что нового вы узнали сегодня на уроке? (Какие окончания следует писать у
прилагательных мужского и среднего рода.)
– Назовите эти окончания. (Слайд – таблица окончаний.)
– Что вам понравилось на уроке?
2) Оценки за урок получили…
3) Д/з стр.171 упр. 43,44.
Список литературы.
- “Школа России” Концепция и программы для начальных классов; часть 1 Программа Зеленина Л. М., Хохлова Т. Х. “РУССКИЙ ЯЗЫК” Москва, Просвещение, 2010 год стр. 23–47.
- Новые государственные стандарты школьного образования. М.: А С Т: Астрель, 2009. – 446 с.
- РУССКИЙ ЯЗЫК: 4 класс: Поурочные разработки по русскому языку Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой/ Авт. – сост. С.В.Кутявина. – М.,: ВАКО, 2009. – 268 с.
- РУССКИЙ ЯЗЫК: Дидактические материалы. 4 класс. Москва, Рольф, 2009. – 240 с.
- Контрольные, проверочные и творческие работы по русскому языку. 4 класс. Т.В.Игнатьева, Л.И.Тикунова. Издательство “Экзамен” 2010 г.
- Прописи – ступеньки. Чистописание. 4 класс: рабочие тетради № 1, № 2. Т.В.Игнатьева, Л.И.Тикунова
- Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. М.: Русский язык, 2009.
- Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Конкурс грамотеев. М.:Просвещение, 2010.
- Волина В.В. Учимся, играя. М, Новая школа, 2008.
- Жигулев A.M. Русские народные пословицы и поговорки. М, 2009.
- Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. и др. Русский язык. Учебник для 4 класса начальной школы: В 2 ч. М.: Просвещение, 2010
- Каландарова Н.Н. и др. Олимпиады по рус. языку в начальных классах. Глазов, 2009.
- КанакинаВ.П. Работа над трудными словами в начальных классах. М.: Просвещ,2010.
- Костенко Ф.Д. Сборник диктантов для начальной школы. М.: Просвещение, 2010.
- Нарушевич А.Г., Попова Е.В. Тесты по русскому языку. М.: “ACT-ПРЕСС”, 2009.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. М: Русский язык, 2010.
- Первое сентября // Начальная школа. 2006. № 8, 20; 22; 2009. № 4, 7.
- Семенова Е.Е. Занимательная грамматика. М.: Омега, 2008.
- Тикунова Л.И., Игнатьева Т.В. Начальная школа: 1200 диктантов и творческих работ по русскому языку. М.: Дрофа, 1999.
- Узорова О.В., Нефедова Е.А. Контрольные и проверочные работы по русскому языку для начальной школы. М.: ACT “Премьера”, 2002.
- Узорова О.В., Нефедова Е.А. Русский язык правила и упражнения 1–5 класс. М.: Аквариум, 2009.
- Узорова О.В. 500 контрольных диктантов по русскому языку 1–3 класс. М.: Аквариум, 1998.
- Я иду на урок в начальную школу. Внеклассная работа. Олимпиады и интеллектуальные игры. Книга для учителя. М.: Первое сентября, 2000.
Для обучающихся:
- Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. М.: Русский язык, 2009.
- Жигулев A.M. Русские народные пословицы и поговорки. М, 2009.
- Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. и др. Русский язык. Учебник для 4 класса начальной школы: В 2 ч. М.: Просвещение, 2010
- Канакина В.П. Работа над трудными словами в начальных классах. М.: Просв., 2010.
- Нарушевич А.Г., Попова Е.В. Тесты по русскому языку. М.: “ACT-ПРЕСС”, 2009.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. М: Русский язык, 2010.
- Семенова Е.Е. Занимательная грамматика. М.: Омега, 2008.
- Прописи – ступеньки. Чистописание. 4 класс: рабочие тетради № 1, № 2. Т.В.Игнатьева, Л.И.Тикунова.