Падежные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • Образовательная – познакомить детей с видами окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода во всех падежах. Учить ребят видеть и сравнивать данные падежные окончания. Осуществить первичное закрепление нового учебного материала;
  • Развивающая – развивать устную и письменную речь детей, умение правильно писать падежные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода, выполнять некоторые виды грамматических разборов таких как: морфологический разбор имен прилагательных, разбор по составу и синтаксический разбор предложения. Развивать словарный запас детей при подборе слов в подготовке к сочинению по картине И.И. Шишкина “Утро в сосновом лесу”, развивать знания о писателях, например об И.С. Тургеневе;
  • Воспитательная – воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине через “красную нить” урока – образы русских сказок. Воспитывать интерес к родному языку, его богатству и многообразию. Осуществлять межпредметные связи с литературным чтением, риторикой, изобразительным искусством.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель. Прозвенел уже звонок

Дети. Время начинать урок.

(Дети садятся – проверяют свою посадку.)

II. Эпиграф к уроку.

Сейчас, ребята, у нас урок русского языка и в качестве эпиграфа к нашему уроку я хочу прочитать слова замечательного русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева (Приложение. Слайд 1). (Учитель читает слова со Слайда 2.)

Русский язык.

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык. Не будь тебя – как не впасть в отчаянье при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

III. Чистописание.

Чтобы попасть в удивительную страну русского языка, нужно пройти по дорожке “Чистописание” и ответить на вопросы: “Что такое имя прилагательное? На какие вопросы они отвечают? Что обозначают? Как изменяются?”

– Назовите родовые окончания имен прилагательных мужского, среднего и женского рода. (Слайд 3.)

Запись с соединением:

м.р. -ой, -ый, -ий.
ж.р. -ая, -яя.
ср.р. -ое,-ее.

IV. Актуализация знаний. Сообщение темы урока.

– Итак, мы попали в страну “Русского языка”. (Слайд 4.)

Вход в нее стерегут два богатыря. У одного из них богатырский меч, а у другого острое копье. Назовите прилагательные.

– Как определить род, число и падеж имени прилагательного? (По существительному, которое с ним связано.)
– Назовите род, число и падеж этих прилагательных. Какие у них окончания?
– Хотите ли вы узнать какие окончания будут у имен прилагательных мужского и среднего рода в других падежах? Попробуйте сформулировать тему урока.

Тема нашего урока: “Падежные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода”. (Слайд 5.)

V. Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода.

Сравнение окончаний.

– Мы вошли в сказочную страну русского языка и оказались на страницах учебника “Русский язык”. Откройте с.168 и прочитайте задание к упр. 39. (Слайд 6. “Сказочная страна”.)
– Кто жил в некотором царстве-государстве? Кто у них была? (Дочь Марья-Краса, длинная коса.)
– Кто налетел на царство-государство? (Страшный огромный Змей.)
– Назовите выделенные словосочетания. (Слайд 7.)
– Являются ли окончания этих прилагательных орфограммами? (Да.) Письменно просклоняйте выделенные словосочетания. Отметьте окончания. Сравните падежные окончания прилагательных мужского и среднего рода. Сделайте вывод. (Слайд 8. “Склонение имен прилагательных”.)

И.п. какое?
какой ?
Р.п. какого?
какого?
Д.п. какому?
какому?
В.п. какое?
какого?
Т.п. каким?
каким?
П.п. о каком
о каком?

 страшное несчастье
 огромный Змей
 страшного несчастья
 огромного Змея
 страшному несчастью
 огромному Змею
 страшное несчастье
 огромного Змея
 страшным несчастьем
 огромным Змеем
 о страшном несчастье
 об огромном Змее

Сделаем вывод. В каких падежах прилагательные мужского и среднего рода имеют одинаковые окончания? (Слайд 9.)

Итак, в Р., Д., Т., П., падежах имена прилагательные мужского и среднего рода имеют одинаковые окончания.

-Как же правильно писать окончания прилагательных? Прочитаем правило на стр.169 в учебнике. Посмотрим в таблицу (Слайд 10.) Она лежит у вас на партах. Обведите зеленым стержнем в кружок падежи, в которых встречаются одинаковые окончания.

VI. Физкультминутка с движением. (Слайд 11.)

VII. Закрепление нового материала. Работа по вариантам.

– Списать с карточек словосочетания. В словарные слова вставить пропущенные буквы. У прилагательных вставить пропущенные окончания, обозначить род и падеж.

(Из сказочной страны пришли два письма на старинных свитках, Чтобы освободить из плена Марью-царевну.)

I вариант. (Слайд 12.)

1) о русск…3 …зыке
2.) вкусн… ябл…ко
3.) накрыл пухов… пл…тком
4.) остался без нов… п…льто
5.) пришел к сам… …беду
6.) вошел в красив… м…тро 
 

II вариант. (Слайд 13.)

1.) без голосист… п…туха
2.) помогать по домашн… х…зяйству
3.) высок… ст…кан
4.) об интересн…3 пут…шествии
5.) пригласил на вкусн… …жин
6.) напоил парн… м…л…ком
 

(Дополнительно к этому заданию дети выполняюот морфологический разбор имен прилагательных, отмеченных цифрой 3.)

VIII. Физминутка для глаз. (Матрешки). (Слайд 14.)

IX. Работа с текстом. Грамматические разборы слов и разбор предложения.

– Мы снова в сказочной стране. Нам предстоит дорога через волшебный лес. (Слайд 15.)
– Кого мы там встретим? (Стр.170 упр.41.)
– Прочитайте текст. Озаглавьте его.
– Встреча с каким животным в лесу может быть опасна? (С медведем – Слайд 16.)

Задание. На напечатанных листочках с текстом этого упражнения вставьте окончания имен прилагательных. Укажите род, число и падеж. (В это время – один ученик у доски выполняет морфологический разбор имени прилагательного.)

1.) легким (туманом) – каким? (Прил.);
2.) Н.ф. – легкий;
3.) В м.р, в ед.ч., в т.п.;
4.) Вт. ч. – легкий.

Другой ученик выполняет разбор по составу прилагательных из этого упражнения: косолапый, осторожного, легким.

(Проверка на экране.)

– Мы прошли через лес, но выйти не можем, нужно разобрать предложение: Яркий луч летн… солнца освещает пушист… мох. (Простое, повеств., невосклиц., распростр.)

X. Элемент творческой работы. Подбор прилагательных мужского и среднего рода.

– Мы находимся в сказочном лесу. Теме леса посвящено много работ русских художников. Сейчас мы готовимся с вами к сочинению. О каком художнике я говорю? Какие картины он написал? (Слайд – Шишкин И.И.)

– Мы продолжим описывать картину “Утро в сосновом лесу”. Откройте свои тетради по риторике. Подберите и запишите прилагательные к слову:

Утро (ср.р) – какое? раннее, туманное, седое…

Лес (м.р.) – какой? глухой, непроходимый, сказочный, дремучий…

XI. Работа по сравнению значения слов.

– Вы назвали словосочетание: глухой лес. А в каких еще значениях употребляется слово глухой? (Слайд.) (Текст упр. 42 стр.171.)

Глухой лес, глухой звук, глухой человек, глухой ворот (рубашки).

– В каком из этих словосочетаний слово глухой употребляется в прямом значении? А в переносном? У прилагательных назовите род и падеж.

XII Итог урока.

1) –Подошел к концу наш урок. С чем мы сегодня познакомились?
– Что нового вы узнали сегодня на уроке? (Какие окончания следует писать у прилагательных мужского и среднего рода.)
– Назовите эти окончания. (Слайд – таблица окончаний.)
– Что вам понравилось на уроке?

2) Оценки за урок получили…

3) Д/з стр.171 упр. 43,44.

Список литературы.

  1. “Школа России” Концепция и программы для начальных классов; часть 1 Программа Зеленина Л. М., Хохлова Т. Х. “РУССКИЙ ЯЗЫК” Москва, Просвещение, 2010 год стр. 23–47.
  2. Новые государственные стандарты школьного образования. М.: А С Т: Астрель, 2009. – 446 с.
  3. РУССКИЙ ЯЗЫК: 4 класс: Поурочные разработки по русскому языку Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой/ Авт. – сост. С.В.Кутявина. – М.,: ВАКО, 2009. – 268 с.
  4. РУССКИЙ ЯЗЫК: Дидактические материалы. 4 класс. Москва, Рольф, 2009. – 240 с.
  5. Контрольные, проверочные и творческие работы по русскому языку. 4 класс. Т.В.Игнатьева, Л.И.Тикунова. Издательство “Экзамен” 2010 г.
  6. Прописи – ступеньки. Чистописание. 4 класс: рабочие тетради № 1, № 2. Т.В.Игнатьева, Л.И.Тикунова
  7. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. М.: Русский язык, 2009.
  8. Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Конкурс грамотеев. М.:Просвещение, 2010.
  9. Волина В.В. Учимся, играя. М, Новая школа, 2008.
  10. Жигулев A.M. Русские народные пословицы и поговорки. М, 2009.
  11. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. и др. Русский язык. Учебник для 4 класса начальной школы: В 2 ч. М.: Просвещение, 2010
  12. Каландарова Н.Н. и др. Олимпиады по рус. языку в начальных классах. Глазов, 2009.
  13. КанакинаВ.П. Работа над трудными словами в начальных классах. М.: Просвещ,2010.
  14. Костенко Ф.Д. Сборник диктантов для начальной школы. М.: Просвещение, 2010.
  15. Нарушевич А.Г., Попова Е.В. Тесты по русскому языку. М.: “ACT-ПРЕСС”, 2009.
  16. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М: Русский язык, 2010.
  17. Первое сентября // Начальная школа. 2006. № 8, 20; 22; 2009. № 4, 7.
  18. Семенова Е.Е. Занимательная грамматика. М.: Омега, 2008.
  19. Тикунова Л.И., Игнатьева Т.В. Начальная школа: 1200 диктантов и творческих работ по русскому языку. М.: Дрофа, 1999.
  20. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Контрольные и проверочные работы по русскому языку для начальной школы. М.: ACT “Премьера”, 2002.
  21. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Русский язык правила и упражнения 1–5 класс. М.: Аквариум, 2009.
  22. Узорова О.В. 500 контрольных диктантов по русскому языку 1–3 класс. М.: Аквариум, 1998.
  23. Я иду на урок в начальную школу. Внеклассная работа. Олимпиады и интеллектуальные игры. Книга для учителя. М.: Первое сентября, 2000.

Для обучающихся:

  1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. М.: Русский язык, 2009.
  2. Жигулев A.M. Русские народные пословицы и поговорки. М, 2009.
  3. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. и др. Русский язык. Учебник для 4 класса начальной школы: В 2 ч. М.: Просвещение, 2010
  4. Канакина В.П. Работа над трудными словами в начальных классах. М.: Просв., 2010.
  5. Нарушевич А.Г., Попова Е.В. Тесты по русскому языку. М.: “ACT-ПРЕСС”, 2009.
  6. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М: Русский язык, 2010.
  7. Семенова Е.Е. Занимательная грамматика. М.: Омега, 2008.
  8. Прописи – ступеньки. Чистописание. 4 класс: рабочие тетради № 1, № 2. Т.В.Игнатьева, Л.И.Тикунова.