Развитие речевого творчества дошкольников средствами сказкотерапии

Разделы: Работа с дошкольниками


Воспитание и обучение ребенка – дело не простое, оно требует внимания, любви, уважения к растущему человеку.

Слово – это путь познания души ребенка. Именно оно, самая универсальная система обмена информацией, самое древнее средство общения и воспитания, ведь язык – это бесценный дар человеку мудрой природы.

Поэтому во время коммуникативной деятельности я стараюсь учить детей общаться, познавать окружающий мир, делиться своими мыслями, экспериментировать, сочинять, фантазировать, развивать речь детей. В этом мне помогают сказки, ведь сказка для ребенка – не просто вымысел, фантазия, а особая реальность, раздвигающая рамки обычной жизни.

В.А. Сухомлинский подчеркивал, что “сказка – это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы духовной жизни ребенка, его ум, чувства, воображения, волю. Оно начинается уже в рассказывании, высший этап – инсценирование”.

Сказочное творчество детей базируется на игре. Максимальное обогащение работы со сказкой элементами игровой деятельности закладывает более глубокие основы литературного воспитания, облегчает ребёнку переход из детского сада в школу, создаёт фундамент для дальнейшего его обучения и развития.

Поэтому для развития речевого творчества дошкольников и успешной подготовки их к школьному обучению использую различные методы сказкотерапии.

В системе работы по сказкотерапии выделила три этапа работы с дошкольниками:

Первый этап – познавательно – аффективная ориентировка. Основной целью взяла: осмысливание сюжетов сказки с помощью языковых средств выразительности, восприятие музыкальных композиций, выразительная интонирование реплик героев, ритмизация эмоциональных состояний, выразительное исполнением в мимике и движениях сказочного образа. При этом использовала словесно режиссерскую игру, психогимнастические этюды, ритмические упражнения.

Второй этап – словесная комментирование эмоционально – аффективных ситуаций. Основной целью стало овладение навыками управления своими поведенческими реакциями с помощью составления развернутых словесных описаний, полученных ощущений при восприятие тембра, динамики, мелодики музыкальной композиции, выполнении выразительных движений и ритмического рисунка. В своей работе использовала словесное комментирование, пантомимические, ритмические и музыкальные загадки, упражнения на релаксацию.

Третий этап – выражения замещающий потребности. Основной целью стало приведение в равновесие эмоционального поведения и выразительного слова через передачу эмоциональных проблем и актуальных переживаний – потребностей в играх – фантазиях по сказке. Использовала следующие приемы: совместную словесную импровизацию, пантомимические упражнения на преодоления телесных барьеров, словесное рисование, речевые игры.

Очень нравится детям составление коллажа из сказок, когда например, в книге перепутались все страницы, и злой волшебник превратил сказочных героев: Буратино, Красную Шапочку и Колобка в мышек. Детям предлагается придумать сюжет новой сказки. Вариантов и переплетений ситуаций из разных сказок может быть множество, но важно не забывать о главных, первоначальных героях – и получится “коллаж сказок”.

Интересен метод сказки из стишков, когда из множества коротких стихов составляется сказочное продолжение.

Для развития речевого творчества очень эффективны методы:

– составление сказки из одного слова, когда рассказчик сам придумывает первое слово и начинает сочинять. Например, слово “девочка” – “Жила-была девочка, которая…” и т.д.

– составление сказки из фразеологизмов, когда знакомство с фразами, которые часто встречаются в сказках и рассказах помогают понять их настоящий смысл. Например, составление сказки из фразы “Крокодиловы слезы” – “Каждое утро капризная девочка лила, крокодиловы слезы. Это всем очень надоело…” и т.д.

Случайные сказки – это рассказы о забавных случаях из реальной жизни которые я использую для развития фантазии у детей. Важно умело подобрать их учитывая возраст, настроения. На своих занятиях я использовала случаи из реальной жизни, такие: “Шел мелкий дождь. На участке под одним зонтом стояли две девочки. Вдруг …”

Или воображаемой жизни, например:

“Мы стояли на перекресте трех дорог возле большого камня, а на нем надпись: “Прямо пойдешь – доброе дело сделаешь своему другу; направо пойдешь – с другом расстанешься навсегда; налево пойдешь – красивую игрушку найдешь.”

– Какую из дорог вы выберите?

– Почему?

– Какое доброе дело можем сделать для своего друга?

– составление сказки о бытовых предметах. Дети мало имеют дело с бытовой техникой, поэтому появилась мысль соединить начало рассказа о технике со сказочным продолжением. Например, составление сказки о злом пылесосе или доброй микроволновой печке.

– метод перевирания сказок”, развивает у детей чувства юмора, они начинают понимать иронию, лукавство. Такие эксперименты в сказках помогают быть активными, проповедуя гуманизм и добро. Во время перевирания сказок дети могут менять их содержание, не оставаться равнодушными на зло.

– придумывание сказки с середины более чем удачный способ развития творческого воображения и логического мышления. В качестве помощи предлагается затейливое начало и понятный, яркий конец, а дети придумывают середину, где в основном и развивается сюжет.

рассказывание старой сказки по – новому, помогает детям иначе взглянуть на знакомые сюжеты. Они привыкают, что лиса – хитрая, волк – злой, Золушка – трудолюбивая, а ведь иногда полезно сломать сформированные стереотипы. Например, за основу берётся знакомая сказка, а детям предлагается наделить главных героев противоположными качествами. Предположим, семеро козлят, злые и капризные, убегают в лес, а добрый волк помогает козе их найти.

сказки из шуточных вопросов могут подсказать детям сказочный сюжет или его начало. Иногда шутка в вопросе видна сразу же, но часто такой вопрос как бы провоцирует спрашиваемого. Например, детям задаётся вопрос “Что медведь ест зимой?”, смышлёный ребёнок отвечает, что медведь спит зимой. Вот тут – то и следует перейти к сказке “А я слышала про такого необыкновенного медведя, который зимой не засыпал, потому что любил поесть ….”. Далее дети сочиняют сказку про необыкновенного медведя.

Также в своей работе использую методы:

целенаправленное наблюдение текста; описание по прочтению текста; “интерьер” сказки; создание иллюстраций к отдельным эпизодам; лепка сказочных персонажей; изготовление карнавальных масок; волшебных атрибутов; отбор иллюстраций к ранее прочитанным книгам; разыгрывание сценок из сказок; литературные театры: драматизация, литературное чтение, демонстрация рисунков и поделок; прослушивание музыкальных произведений; выставка книг писателей; сочинение рассказов от лица одного из герое произведения; домысливание судьбы героев; рассказывание о любимой сказке; тематические беседы о прочитанном, об авторе, о жанре; беседа о литературных героях, задача которых – развивать художественные ассоциации; беседа о жанре; эксперимент с художественным образом; игры “Герои среди нас”.

Активно привлекаю родителей своих воспитанников для развития их речевого творчества дома во время сочинения семейных сказок, которые демонстрируются в ежемесячных групповых семейных газетах.

Особую роль в своей работе отвожу просвещению родителей, консультациям по использованию воспитания сказок, разъясняю им большую значимость семейного чтения. Советую родителям вместе с детьми рассматривать иллюстрации, беседовать об их содержании, разыгрывать сказки по ролям.

Убеждаю, что это все не зря потерянное время. Оно полностью будет компенсировано поведением ребенка, его добрым отношением ко всем членам семьи, любовью и заботой о них.

Важный момент сказкотерапии – добровольность участия детей. Не все дети сразу включаются в игру. Некоторые из них сначала хотят понаблюдать со стороны за происходящим, и лишь позже у них возникает желание самим участвовать в занимательном зрелище. С учётом индивидуальных способностей детей необходимо начинать сказкотерапию с теми, кто быстрее откликается на приглашение взрослого, при этом целесообразно дополнительно мотивировать на включение в игру остальных детей. От этого зависит их активность, глубина эмоциональной включённости. По окончанию сказкотрепии обязательно нужно спросить детей о том, какие игры и упражнения понравились, запомнились, роли каких сказочных героев хотелось бы исполнить повторно.

Особенность сказкотерапии состоит в том, что развитие личности дошкольника происходит в гармонии и согласованности с успешным овладением грамотной и связной речью.

Освоение позиции “Я” в сказкотерапии позволяет личности отреагировать на предлагаемой ситуации собственный негативный опыт и уточнять знания средств языковой выразительности в языке жестов, мимике, поз, движений.

Результатом применения методов сказкотерпии в обучении и воспитании детей, стало повышение качественного уровня речевого творчества детей группы за два года на 28%.

Уровни 2008– 2009 учебный год 2009 – 2010 учебный год
ВН 15% 35%
Н 53% 61%
НН 32% 4%

У детей наблюдается ярко выраженная любознательность, умение познавать окружающее без принуждения, стремление к творческому отображению познанного. Все эти качества без сомнения помогут детям в усвоении школьной программы в будущем.

Список используемой литературы:

  1. Кыласова Л.Е. Развитие речи – Волгоград, 2008. – 332с.
  2. Танникова Е.Б. Формирование речевого творчества дошкольников – Москва, 2008. – 95с.
  3. Фалькович Т.А. БарылкинаЛ.П. Развитие речи, подготовка к освоению письма М: “ВАКО”, 2005. – с.285
  4. ШороховаО.А.Сказкотерапия и занятия по развитию речи дошкольников. Москва, 2008. – с 204.