Употребление мягкого знака в глаголах 2-го лица ед. ч. Закрепление изученного. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели урока:

– Закрепить умение писать Ь в окончаниях глаголов 2 лица ед. ч.

Повторить изученные правила правописания ь и изученных орфограмм.

– Развивать мышление и умения логически рассуждать.

– Обогащать речь учащихся пословицами и поговорками.

– Развивать кругозор детей.

– Воспитывать бережное отношение к хлебу.

Оборудование: наглядные карточки, индивидуальный раздаточный материал, каравай хлеба.

1. Проверка домашнего задания.

– Откройте дидактический материал М.Ю. Полниковой на стр. 35 задание № 8.

Назовите глаголы, у которых нельзя определить лицо. (Кусали, наскочил )

– Почему нельзя определить лицо у этих глаголов? (Это глаголы прош .вр.)

– Что можно у этих глаголов определить? (Род)

– Назовите глаголы с Ь на конце. Почему вы его написали? (Глаголы 2 л., ед. ч.)

Чем они различаются? (Возвратные и непвозвратные).

2. Повторение изученного.

На доске: ш.тает, к.чаю, л.скаеш(ь,-), нап.даете, г.даем, к.зниш(ь,-), ш.гают.

– Какой частью речи являются написанные на доске слова?

– Вставьте и объясните пропущенные буквы.

– По каким признакам можно разделить данные глаголы на группы?

(По лицам:

1-е л.: качаю, гадаем.
2-е л.: ласкаешь, казнишь, нападаете.
3-е л.: шатает, шагают.

По числам:

ед. ч.: качаю, ласкаешь, казнишь, шатает.
мн. ч.: гадаем, нападаете, шагают. )

– Как можно определить лицо и число глаголов?

– Какое местоимение вы подставите к глаголу 2-го лица ед. числа?

– Какие окончания имеют глаголы 2-го лица ед. числа?

– О какой орфограмме надо помнить, когда вы пишите эти окончания?

– Сегодня на уроке мы ещё раз поговорим о правописании глаголов 2-го лица ед. числа и вспомним все правила правописания мягкого знака.

3. Словарно-орфографическая работа.

– Посмотрите на изображённый квадрат и шифр к нему. Если вы определите, какое математическое действие надо выполнить с цифрами квадрата для выявления букв и правильно произведёте вычисления, то узнаете новое слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке.

– С помощью какого действия узнаем буквы слова? ( умножение)

Какое это слово? (КИВАТЬ)

Как вы понимаете слово КИВАТЬ?

(Кивать – покачивать головой, слегка наклоняя её вперёд.

Кивать – указывать на кого-то или на что-то движением головы)

– Какая буква в этом слове является орфограммой?

Определите смысл поговорки Иван кивает на Петра.

( поговорка о тех людях, которые перекладывают вину или ответственность друг на друга).

– Переделайте эту поговорку в форму диалога и запишите. Как эти предложения оформите на письме?

4. Физкультминутка.

– Я буду называть глаголы 2-го лица ед. числа и множ. числа. Если я назову глагол 2-го л. Ед.ч., вы приседаете один раз и делаете хлопок. Если услышите глагол 2-го л. мн. ч., приседаете 2 раза и делаете 2 хлопка. Постарайтесь сосчитать сколько глаголов 2-го л. ед. ч. будет названо?

(Пляшешь, пляшите, спишь, спите, меняешь, любишь, любите, взлетаете, сердишься, сердитесь, дружишь, дружите.)

5. Закрепление.

Упражнение № 1.

– Прочитайте. Сгруппируйте пословицы и поговорки попарно в зависимости от смысла. Найдите общие признаки в каждой паре. Вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки.

На доске: Мног… захочеш… – п . следнее п . т . ряеш…

Что п . сееш…, то и п . жнёш… .

За двумя зайцами п . гониш.ся – ни одного (не) п . ймаеш… .

В дырявый мешок (не) напихаеш . ся.

Бе(с,з)донную бочку в. дой (не) н . полниш… .

Что прип . сёш… , то и п . н . сёш… .

Упражнение № 2.

– Чтобы выполнить следующее упражнение вы должны сказать, когда мы пишем Ь.

( ь – показатель мягкости согласного звука.

Ь – разделительный.

Ь – показатель ж.р. у сущ-х с шипящим звуком на конце.

Ь – показатель глагола 2-го лица ед. числа.

Ь – показатель неопределённой формы.)

– У меня в руках слова. Представитель каждого ряда вытаскивает слово, определяет признак Ь и, если Ь надо писать, прикрепляет слово в нужный столбик, если не надо писать – объясняет почему.

Слова: помощ., плат.е, изучаеш., дол.ка, товарищ., коп.ё, помниш., поч.ка, смерч., ругаеш.ся, пес.ня, здоров.е, грустиш., брош., шюёт, береч., дын.ка, мощ.ный, об.ёмный, нож., смеёш.ся, мелоч., п.ём, сжеч. .

Упражнение № 3.

(У детей карточки с напечатанными предложениями)

– Прочитайте предложения. Составьте из них текст. В 1-ом предложении должен быть глагол 2-го лица ед.ч. буд.вр.; во 2-ом предложении – глагол 3-го лица ед. ч. наст. вр. . Порядок остальных предложений определяйте по смыслу. Вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки.

Существуют страны, в которых для изготовления хлеба используют ф… соль, к… ртофель и ж… луди.

Привыч… ный нам хле… изготавливают из хлебных злаков.

В (Г,г)ермании и скандинавских странах хле… делают из ржи и ячменя.

В (И, и)ндии для этого используют просо.

Существует столько видов хлеба, сколько и наций.

В (К,к)итае хле… п…кут из рисовой муки.

В любой точк… (З, з)емли ты обнаружиш… какой-либо вид хлеба.

6. Подведение итога урока.

– Сегодня на уроке мы закрепляли знания о правописании глаголов 2-го лица ед.ч. и правописании Ь. Что мы ещё повторили?

– Что нового вы узнали на уроке?

– Как вы оцениваете проведённый урок и себя на уроке?

7. Домашнее задание.

Не задавалось, т.к. урок проводился в пятницу.