Интегрированный урок по окружающему миру и ОБЖ "Умеем ли мы правильно питаться?"

Разделы: Начальная школа


Задачи:

- формирование здорового образа жизни посредством правильного питания;

- пополнить знания о правильном и здоровом питании;

- развивать умения и навыки, способствующие здоровому образу жизни; - знать продукты, содержащие углеводы, белки, жиры;

- оценивать пользу углеводов, белков, жиров и витаминов для организма человека;

- уметь обобщать изученный материал;

- развивать творческое воображение; воспитывать культуру питания и сохранности здоровья.

Методы и приемы: презентации учителя и детей, эвристическая беседа, упражнения, опыты, пересказ, исследование, наблюдение.

Дидактический материал: учебник, иллюстрации, предметные картинки, видео проектор.

Словарь: углеводы, жиры, белки, витамины, сбалансированное питание.

Эпиграф: “Овощи, ягоды и фрукты - самые витаминные продукты”

Ход урока

1. Сообщение темы урока: “Умеем ли мы правильно питаться?”

Учитель: Зачем человек ест?

Дети: Без пищи человек не может жить, расти, двигаться, поддерживать тепло организма и бороться с болезнями.

Учитель: А вы знаете, сколько съедает каждый человек за свою жизнь?

Дети: Не знаем.

Учитель: Приблизительно 50 тонн - целый товарный вагон.

http://www.modelena.ru/tiporazmer_HO/podvignoy_sostav/06_04_08_vagon_tovarn_roco.html

Учитель показывает рисунок товарного вагона.

2. Организационный момент

(Смотри презентацию. Фрагмент: “Собери пословицу” Слайд № 3. Презентация)

Много снега - много хлеба.

Ржаной хлебушко - калачу дедушка.

Хлеб на стол - и стол престол.

Хлеб - всему голова.

Все приедается, а хлеб - нет.

Снег на полях - хлеб в закромах.

Есть хлеб - будет и песня.

Хлеб - это жизнь.

Кашу маслом не испортишь.

Щи да каша - пища наша.

Сценка

В класс забегают Карлсон и Булочка.

Карлсон: Здравствуйте, друзья! Я только что из больницы. Доктор говорит, что мне нужно правильно питаться. Я составил себе меню на обед: торт с лимоном, чипсы, варенье, пепси-кола. Это моя любимая еда.

Учитель: Как вы думаете, на пользу пойдет такой набор продуктов? Почему?

Карлсон: Ел я все это, ел, но у меня ухудшилось здоровье, болит голова, в глазах звездочки. Все тело вялое, наверное, я мало каши ел!

Булочка: Ты ее совсем не ел!

Карлсон: Но она такая не вкусная!

Булочка: Её можно сделать вкусной!

Карлсон: Я слышал, что кашу маслом не испортишь.

Булочка: В кашу можно добавлять не только масло. Но и фрукты, ягоды. И получается очень вкусно. (Дети готовили по группам презентации. Одна из них: “Я выбираю кашу”)

Замечание: учитель использует свою презентацию в случае, если дети не справились с заданием.

Показ слайдов № 5-10

Карлсон: Надо попробовать. Пойдем, Булочка. Поедим кашки!!!

Уходят.

Остальные ученики выполняют графический диктант.

Отвечают: “Да - нет”

Графический диктант

  • У взрослого человека 32 зуба.
  • К старости у человека появляются молочные зубы.
  • Зубной врач-стоматолог.
  • Зубы у человека появляются при рождении.
  • Чистить зубы надо 2 раза в день.
  • Передние зубы называются резцами.
  • Зубы не боятся микробов.

Самопроверка по образцу: да, нет, да, нет, да, нет, нет.

4. Постановка УЗ (проблемная ситуация) Правильное питание: слайды № 11-17

Учитель: Я открываю слова, написанные на доске, а вы напишите их в 3 столбика, разделив на группы (как вы сами считаете нужным): хлеб, картофель, геркулес, гречка, мясо, яйцо, молоко, творог, рыба, растительное масло, торт, сливочное масло, сметана, шоколадные конфеты, морковь, яблоко, шиповник, апельсин.

Проверка.

Учитель: По какому признаку и на какие группы можно разделить эти продукты?

Дети:

Первый способ

В первую группу входят продукты растительного происхождения: хлеб, картофель, геркулес, гречка, растительное масло, шоколад. Морковь. Шиповник, апельсин.

Во вторую группу входят продукты животного происхождения: Мясо. Яйцо, творог, молоко, рыба, сливочное масло, сметана.

В третью группу входят полезные продукты, смешанного типа: торт, шоколадные конфеты.

Второй способ

В первую группу входят полезные продукты, которые можно есть каждый день или как можно чаще: морковь, яблоко, шиповник, апельсин.

Во вторую группу – продукты, которые можно есть каждый день, но, не переедая: хлеб, картофель, геркулес, гречка, мясо, яйцо, молоко, творог, рыба, растительное масло сливочное масло, сметана.

В третью группу – продукты, которые нужно есть в небольших, ограниченных количествах: торт, шоколадные конфеты.

Учитель: Цель сегодняшнего урока разделить эти продукты на группы более грамотно. Это будет третий способ.

5. Знакомство с новым материалом

Словарь: /можно использовать справочный материал: энциклопедии и словари/

углеводы, белки, жиры, витамины, минералы, сбалансированное питание.

6. Практическая работа

Учитель: В продуктах питания обычно преобладает одно какое- либо вещество: жиры, белки, углеводы. Так. В молоке больше белка - значит оно относится к белковой пище. Таким образом, можно разделить все продукты. Проделаем это коллективно. Попробуйте разделиться на группы (Четыре группы).

7. Работа в группах

- Сейчас вы будете работать в группах. Ваша задача изучить новый материал и подготовить ответ по алгоритму.

План

1. Назовите питательное вещество.

2. Какую пользу приносит организму?

3. В каких продуктах оно содержится?

4. Что случится с организмом, если этого вещества будет в недостатке?

Ответы:

Группа 1

Белок – это строительный материал для клеток. Нужно, чтобы вы росли, развивались, чтобы были работоспособными, не поддавались болезням, могли им сопротивляться.

Чтобы вырасти ты мог,
В пище должен быть белок,
Он в яйце, конечно, есть,
В твороге его не счесть.
В молоке и в мясе тоже
Есть он, и тебе расти поможет!

Группа 2

Углеводы – топливо для клеток, как бензин для машины, основной источник энергии для подвижных игр, бега. Физической и умственной работы.

Все – все крупы -
Удивительная группа-
Нам в тепло и непогоду
Поставляют углеводы,
Нам клетчатку посылают,
И энергией питают.

Группа 3

Жиры – продовольственные и топливные склады (склад еды, топлива, одежды), прежде всего строительный материал для мозга и нервной системы.

Жир, что в пище мы едим,
Очень нам необходим:
Сохранит температуру,
Повлияет на фигуру,
Защитит от холодов,
Шубой нам служить готов.

- Давайте снова все слова с доски разделим на 3 группы. (Заполняется таблица на доске)

Жиры Белки Углеводы
растительное молоко гречка
масло мясо хлеб
сливочное творог шиповник
масло рыба морковь
торт яйца картофель
сметана яблоко
апельсин

Физкультминутка.

Облако, облако! Белое, хорошее!
Подари нам облако капельку дождя,
(Дети поднимают руки вверх)
Маленькое зернышко нами в землю брошено.
Маленькому зернышку
Без воды нельзя!

8. Знакомство с новым материалом (продолжение)

Вновь заходит Карлсон. Его поддерживает Булочка.

Карлсон: Ой, плохо, умираю!!!

Булочка: Ой, тяжело! Все-таки каша вредная!!!

Учитель: Что с вами случилось?

Карлсон: Что случилось, что случилось! Очень уж вкусная каша получилась. А оказалась вредной!

Учитель: Это еще почему?

Карлсон: Откуда мы знаем? Первую тарелку - гречку ели с молоком. Вторую тарелку - овсяную кашу с бананом. Третью тарелку - рисовую с изюмом. Четвертую - манную со сливками и клубникой. Так было вкусно, только не пойму, какая каша оказалась вредной?

Учитель: Да ты что, Карлсон, разве так можно есть?

Булочка: Вы же сами говорили, что в кашу можно добавлять фрукты и ягоды.

Учитель: Я и сейчас говорю, ребята. Что Карлсон и Булочка сделали неправильно?

Дети: Они переели!

Карлсон: Это как?

Дети: Надо есть в меру.

Учитель: Расскажите, как же правильно питаться?

(Детская презентация)

Учитель: Итак, все продукты по питательному веществу, которое составляет его основу, можно разделить на три основные группы: белки, жиры, углеводы. Кроме этих трех основных компонентов есть еще и витамины.

Группа 4

Слайды № 21-24

Витамины – это соединения, которые в небольших количествах постоянно требуются в организме для повышения сопротивляемости организма к разным болезням, укрепляют здоровье.

Чтоб здоровым, сильным быть,
Нужно фрукты - овощи любить
Все без исключенья!
В этом нет сомненья.
В каждом польза есть и вкус,
И решить я не берусь,
Кто из них вкуснее,
Кто из них важнее.

Витамин А:

яйцо, молоко, творог, морковь, печень, сливочное масло.

Витамин В:

хлеб, геркулес, гречка. Мясо, яйцо, рыба, картофель.

Витамин С:

яблоко, шиповник, апельсин, облепиха, черная смородина, сладкий красный перец, лимон.

Витамин Д:

печень трески, рыбий жир. Рыбные продукты, желток яиц, молоко. Сливочное масло.

(Детская презентация “Витамины”)

9. Обобщение

- Какое питательное вещество важнее всего для организма? (Все важные)

- Какой мы вывод сделаем? (Чтобы быть здоровыми, необходимо питаться разнообразной пищей, предпочтение отдать овощам, фруктам, зелени, кисломолочным продуктам.

- Это очень важно, особенно в детском и юношеском возрасте, когда идет формирование скелета, мускулатуры, нервной системы и т.д. А что значит “разнообразная пища”? (Пища, содержащая белки, жиры, углеводы, витамины)

Вывод: питание должно быть разнообразным. Вид питания, о котором мы говорили, называется сбалансированным.

10. Проведем самоанализ

Дома вы следили за своим питанием и записывали. Какие продукты были на вашем столе в субботу и в воскресенье, когда вы целый день были дома. И два школьных дня. Прочитайте внимательно и сделайте вывод, каких питательных веществ не хватает в вашем рационе?

Выслушиваются ответы детей.

- Какой можно сделать вывод? Что вы посоветуете Карлсону?

Дети: Необходимо включить в питание рыбу, сырые овощи и фрукты. Сладости есть в малых количествах и редко.

11. Итоги урока

/По схеме/

- Тема урока

  • Привлекла меня тем…
  • Показалась интересной…
  • Взволновала…
  • Заставила задуматься…
  • Вызвала на размышление…

12. Домашнее задание

По принципу лотереи группы выбирают себе задания и готовят их.

  • Придумать рекламу пищевого продукта.
  • Придумать “полезную конфету.

Литература

  1. Л.А. Обухова, Н. А. Лемяскина “Школа докторов природы или 135 уроков здоровья”, Москва, “ВАКО”, 2005 год.
  2. Материалы Интернет:
    http://www.modelena.ru/tiporazmer_HO/podvignoy_sostav
    06_04_08_vagon_tovarn_roco.html