Односоставные определенно-личные предложения

Разделы: Русский язык


Тип урока: урок открытия нового знания.

Цели урока:

Познакомить учащихся с определённо-личными предложениями – одним из видов односоставных предложений с главным членом – сказуемым;

  1. Уяснить особенности определённо – личных предложений;
  2. Развивать умение находить определённо – личные предложения в тексте”
  3. Умение определять и формулировать цель учебной деятельности на уроке;
  4. Развитие коммуникативных навыков (сотрудничество в поиске и сборе информации)

Использование современных педагогических технологий:

Технология проблемно – диалогического обучения

Оборудование: учебник Русский язык: Практика. 8 кл.; Под ред. Ю.С.Пичугова.

Бабайцева В.В. Русский язык: Теория.5-9 кл.

Ход урока

I. Оргмомент.

Пожелание успеха

II. Графический диктант.

Дайте характеристику предложений и составьте к данным предложениям схемы.

Была глубокая ночь. Было очень поздно.

Я задержусь на работе. Никогда не забуду её доброты.

Мы сидим вместе в санях. Грызём крупные калёные семечки.

– чем отличаются схемы предложений? (составом грамматических основ)

– как называются такие предложения? (двусоставные и односоставные)

III. Введение в тему.

Сегодня на уроке мы будем изучать односоставные предложения с главным членом – сказуемым. Записываем на доске и в тетрадях тему урока: “Односоставные определённо-личные предложения”

– Какова цель нашего урока?

(Узнать, какие односоставные предложения с главным членом – сказуемым называются определённо – личными; узнать, чем выражено сказуемое в односоставных определённо – личных предложениях; уметь находить в тексте определённо – личные предложения)

IV. Открытие нового знания.

На доске записаны предложения.

Читаю много.

Сядем в копна свежие под соседний стог.

Войдёшь в дом…услышишь запах яблок.

Когда заедете к нам?

Уходи, зима седая!

Давай уйдем отсюда поскорее.

– Найдите грамматические основы предложений.

– Запишите в тетрадь глаголы-сказуемые, рядом укажите морфологические признаки: лицо, число, наклонение, время.

Читаю – 1л., ед.ч., изъявит. накл., наст. вр.

Сядем -– 1л., мн.ч., изъявит. накл., будущ.вр.

Войдёшь – 2л., ед.ч., изъявит. накл., будущ.вр.

Услышишь – 2л., ед.ч., изъявит. накл., будущ.вр.

Заедете – 2л., мн.ч., изъявит. накл., будущ.вр.

Уходи – 2л., ед.ч., повел. накл.,

Давай уйдём – 1л., мн.ч., повел. накл.

– Как вы думаете, может ли быть в этих предложениях действующее лицо – подлежащее?

(Может. В предложения можно подставить местоимения: я, ты, мы, вы).

– Можно ли точно сказать, каким будет действующее лицо?

(Можно. Это может быть говорящий или собеседник)

– Что определённо указывает на действующих лиц?

(Форма глагола)

– Какие формы глагола употреблены в данных предложениях?

(Глаголы в форме 1,2 лица; ед., мн. числа; изъявит., повелит. наклонения; настоящего и будущего времени)

– Перед вами определённо-личные предложения.

– Попробуйте сформулировать определение определённо-личных предложений.

– Откройте учебник “Теория” параграф 181, прочитайте теоретический материал, сравните свои выводы с материалом учебника.

– Совпадает ли ваша формулировка с определением в учебнике? И есть ли новая информация?

(Новая информация: определённо-личные предложения по смыслу близки к двусоставным с местоимениями-подлежащими я, мы, ты, вы. Определённо-личные предложения более лаконичны, чем двусоставные. Определённо-личные предложения могут иметь обобщённое значение, особенно в пословицах и афоризмах)

V. Начало развития умений.

– Что нужно сделать, чтобы определить вид односоставного предложения?

(Выделить грамматическую основу. Если предложение односоставное с главным членом-сказуемым, нужно определить форму главного члена-сказуемого)

Работа с упражнением № 197. (коллективная работа)

– Выпишите простые определённо-личные предложения. Подчеркните в них сказуемые, укажите формы глаголов. Объясните подчеркнутые орфограммы.

Выполнение упражнения № 201 (самостоятельная работа с последующей проверкой), с целью разграничения односоставных и двусоставных предложений.

VI. Развитие речевых умений.

Выполнение упражнения №199 (самостоятельная работа с последующей проверкой)

Напишите небольшое письмо, употребив в нём определённо-личные предложения, с описанием своего дня.

VII. Итог урока.

– С каким видом односоставных предложений мы познакомились на уроке?

– Какие предложения называются определённо-личными?

– Что является главным в этих предложениях?

– Какие формы выражения глагола-сказуемого в определённо-личных предложениях?

– Какова роль определённо-личных предложений в речи?

VIII. Домашнее задание

Параграф 180 (теория), упражнение № 202.