Обобщение и систематизация изученного по теме "Имя прилагательное"

Разделы: Русский язык


Цель урока: повторить теоретический материал; закрепить знания по теме; активизировать творческие способности учащихся.

Тип урока: применение и совершенствование знаний; урок-практикум.

ХОД УРОКА

1. – Ребята! Мы сегодня с вами должны  обобщить и систематизировать изученное об имени прилагательном.
– А какими знаниями и умениями мы должны овладеть?
– Дайте определение имени прилагательного?
– Приведите примеры качественных, относительных и притяжательных прилагательных?
– У каких прилагательных есть краткая форма?

2. Одна и две буквы н в суффиксах имён прилагательных. Заполняем таблицу.

                   Две  буквы н                        Одна буква н
Одна буква н в корне, другая в суф Енн (онн) ин Ан (ян)
Каменный
Туманный
лимонный
Станционный
Утренний
Безветренный
Ветреный (искл.)
Утиный
Пчелиный
Комариный
Песчаный
Нефтяной
Земляной
Оловянный (искл.)
Деревянный (искл.)
Стеклянный (искл.)

3. На доске записан текст, но здесь каких-то  слов не хватает. Присмотритесь, пожалуйста.

Я пушистый, умный, красивый зверь. Но пёс более пушистый, …, …зверь. Или  пушистее, …, …. И вдруг найдётся  среди нас, Котов, кто-нибудь, кто будет самым умным, …, …, иначе говоря, умнейшим, …, …, ….

1 вариант записывает предложения, 2 вариант  заполняет таблицу.

4. Синтаксический разбор предложений и морфологический разбор прилагательного

1)  Весёлая песня слышалась вдали.
2)  Подарила яблонька людям крупные плоды.
3) Засвищут скоро соловьи, и лес оденется листвою.

5. Загадочная пауза

– Часто прилагательные встречаются  в загадках. Ведь они не называют предмет, а указывают только его свойства.

1) Бежит свинка,
Железная спинка,
Льняной хвостик. (Иголка)

2) Чёрный Ивашка,
Деревянная рубашка
Где носом поведёт,
Там заметку кладёт. (Карандаш)

3) Тонкий, высокий
Упал в осоку,
Сам не вышел,
А детей вывел. (Дождь и грибы)

4) Сама длинная,
Нос длинный,
А ручки маленькие. (Коса)

5) Сам алый,
Сахарный.
Кафтан зелёный
Бархатный. (Арбуз)

6) Земля беленькая,
А птички на ней
Чёрненькие. (Книга)

Физкультминутка

Вышла мышка как-то раз (ходьба на месте)
Поглядеть, который час (повороты влево, вправо, пальцы «трубочкой» перед глазами)
Раз, два, три, четыре (хлопки над головой в ладони)
Мышки дёрнули за гири (руки вверх и приседание с опусканием рук – «дёрнули за гири»)
Вдруг раздался страшный звон (хлопки перед собой)
Убежали мышки вон. (Бег на месте)

6. Не с прилагательными

Заполнить таблицу примерами.

Не приставка Не в составе корня Не частица
Невесёлый (грустный)
Небольшой (маленький)
Недобрый (злой)
Нелепый
Небрежный
Неряшливый
Не добрый, а злой
Не совсем интересный
Ничуть не интересный

7. Разряды имён прилагательных

Определите разряды имён прилагательных.

Заячий хвост, голубое небо, деревянный карниз, каменная стена, великолепная игра, вчерашняя газета, медвежья берлога, грустный взгляд, гусиная кормушка, золотое кольцо, золотые руки, прекрасный вечер, любимый герой, зимнее утро, мамино платье, волчий зуб, гусиная походка.

8. Словарная диктовка

Графически обозначить орфограмму.

Ежовый, лицевой, вещевой, ключевой, песцовый, резкий, январский, жёлто-красный, англо-русский, железнодорожный, большого, хорошего, могуч, горяч, скрипуч.

9. Домашнее задание

– Предлагаю поработать с парами словосочетаний:

Золотое кольцо – золотые руки; малахитовая шкатулка – малахитовые глаза; алебастровая кожа – алебастровая паста.
На основании сравнения словосочетаний самостоятельно разработайте правило различения прилагательных разных разрядов.

9. Вывод. Итоги урока

Приложение 1