Занятие для кружковой деятельности "Радуга цвета"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: формирование  умения сочетать цвета, подбирать ткани и их цветовое решение.

Задачи:

  • Изготовить эскиз лоскутного одеяла.
  • Способствовать развитию воображения.
  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту окружающего мира.

Тип: комбинированное занятие.

Оборудование: ПК, проектор, экран, таблица с цветовым кругом,  фото с изображением радуги, цветов, птиц, бабочек.

Материалы и инструменты: конверты с цветными квадратами по количеству детей, ткани,  ножницы, шаблоны, клей.

Возраст детей: 10-12 лет.

Методы обучения:

  • Словесные – рассказ педагога о науке сочетания цветов.
  • Наглядные – образцы готовых изделий, таблица с цветовым кругом, демонстрация фото.
  • Практические – самостоятельная работа по изготовлению блоков лоскутной композиции.
  • Игровые  – игра «Цвет и чувства»

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационная часть

Знакомство с темой занятия. Мы поговорим о том как цвет влияет на человека, вспомним, что мы знаем о различных цветах, научимся их правильно сочетать и используя эти знания на практике изготовим эскиз лоскутного одеяла.

2. Теоретическая часть

Вступительная беседа.

– За многие века люди вдоволь налюбовались на все многообразие и великолепие красок, созданное великим художником Природой, и открыли для себя законы цветовой гармонии, которые изучают и хорошо знают профессиональные художники.
Тех, кто работает с лоскутками, тоже можно назвать художниками, только в руках у них вместо кисти и красок цветные лоскутики и иголка. Так же, как и художникам, им необходимо владеть цветовой грамотой, которая поможет избежать грубых ошибок при создании изделий из лоскутков.
Особенно эти знания нужны тем, кто, к сожалению, обделен чувством цвета. Некоторые интуитивно чувствуют сочетания цветов, а другие не могут вникнуть в эту сложную и непостижимую науку.

Слышали вы когда-нибудь о том, что, увидев радугу на небе, кто-то сказал: «какая некрасивая радуга!»? Такого человека не сыщешь на всем белом свете. (Приложение 1, фото 1-10)

Цвета пробуждают у человека разные чувства и эмоции – радость, грусть, бодрость, печаль, спокойствие, безразличие. Тоска бывает зеленой, скука – серой, мечта – розовой. А какого цвета счастье,  гнев, доброта, зависть, удивление, восторг, сострадание, злость,   любовь?
Давайте мы сейчас поиграем. Я раздам всем конверты  с цветными квадратами, а вы на каждом квадрате напишите, что для вас значит этот цвет, какие чувства вызывает, а потом мы сравним результаты. После выполнения задания педагог показывает один из цветных квадратов, а дети по очереди говорят  какие чувства и эмоции вызвал у них этот цвет, результаты сравниваются и обсуждаются. Итак, цвет оказывает огромное влияние на эмоциональное  состояние человека, вызывает положительные или отрицательные эмоции.
Как известно, все цвета получаются путем смешения в различных соотношениях трех основных цветов: красного, желтого и синего, при соединении их попарно в соответствующих пропорциях образуются три вторичных цвета – оранжевый(красный + желтый),зеленый (синий + желтый), фиолетовый (красный+синий). Вот здесь и приходит на помощь цветовой круг – изобретение, помогающее увидеть все основные цвета, собранные вместе.

(Демонстрация таблицы с цветовым кругом) (Приложение 1, фото 11).

Цвета  распределили на  две группы:  хроматические и ахроматические, хроматические цвета условно делят на «теплые и холодные».

Теплые – красный, желтый, оранжевый – напоминают о солнце и тепле. Они привлекают больше внимания, зрительно воспринимаются ближе, чем в действительности. Максимально приближающим эффектом обладает желтый цвет. Эту способность «тёплых» цветов выделяться необходимо учитывать, чтобы не «перегрузить» лоскутную композицию каким-либо «теплым»  цветом.

Холодные – зеленый, голубой, синий, фиолетовый – цвета воды и льда –напоминают  о холоде. Они зрительно удаляют. Наиболее удаленным кажется синий цвет.

Давайте  посмотрим, как ведут себя «теплые» и «холодные» цвета в кусочках тканей.  внимательно рассмотрим лоскуток, на котором есть хотя бы маленькое пятнышко красного цвета. Посмотрите, насколько оно бросается в глаза и кажется обманчиво большим в сравнении, например с фиолетовым пятном, хотя по размеру они одинаковы.

Наиболее простой способ определения гармоничных цветовых сочетаний – нахождение цветов в спектре и их сопоставление. Соединяя различные цвета, используют в основном следующие способы: сочетают монохромные, контрастные  или родственные цвета.

Монохромные, то есть являющиеся переходными тонами одного и того же цвета, различающимися по светлоте. Они достаточно гармонично сочетаются между собой, при их подборе не возникает больших трудностей. (Приложение 1, фото 12-15)

Родственные цвета располагаются в одной четверти цветового круга. Различают 4 группы родственных цветов – желто-красные, красно-синие, сине-зеленые и зелено-желтые. Они гармонично сочетаются между собой, действуют на человека успокаивающе. (Приложение 1, фото 16)

Цвета секторов расположенных напротив друг друга, считаются контрастными и при этом гармоничными: красный – зеленый, оранжевый – синий, желтый – фиолетовый. Они, оказавшись по соседству (один «теплый», а другой «холодный»), становятся более насыщенными и усиливают яркость друг друга. Надо сказать, что контрастными сочетаниями в изделиях нужно пользоваться с большой осторожностью: в композиции достаточно двух контрастных цветов, к тому же одного из них должно быть поменьше, иначе они начнут подавлять друг друга, особенно это свойственно красному, желтому, оранжевому цветам. Такие ткани нередко используют как отделку, всего лишь, чтобы подчеркнуть основной цвет изделия. (Приложение 1, фото 17-19)

Более изысканным и сложным цветовым сочетанием принято считать цвета секторов, расположенных один от другого через сектор: красный – желтый – синий, зеленый – фиолетовый – оранжевый и т. д. именно подобные сочетания встречаются на крыльях бабочек, лепестках цветов и в оперении птиц.

Гармоничное сочетание цветов достигается путем уравновешивания  теплых и холодных тонов    и  согласования между собой различных цветов и оттенков. Например, можно приглушить яркий цвет серым или черным или уменьшить его насыщенность с помощью белого цвета.

Давайте посмотрим какие сочетания красок встречаются в природе.

(Демонстрация фото с изображением птиц, цветов, бабочек) (Приложение 1, фото 20-40)

А теперь несколько рекомендаций, к которым следует прислушаться:

  • При электрическом свете под желтыми лучами лампочки, цвета становятся «теплее», поэтому подбирать все лоскуты лучше при дневном освещении.
  • Наиболее удачный вариант сочетания пестрой и однотонной ткани, если однотонная ткань повторяет одну из красок пестрой.
  • Не следует располагать рядом «теплые» и «холодные» тона одного и того же цвета, например зеленый с желтизной и зеленый с синеватым оттенком.
  • Будьте внимательны, «сочиняя» кайму или широкий волан для изделия. Следите, чтобы яркая отделка не «убила» основной цветовой узор.
  • Осторожно работайте с белым и черным цветами. Белый цвет в изделии буквально «кричит», заявляя о себе, черный же наоборот, «проваливается» среди пестроты. Используйте эти цвета в отделках: бейках, кантах.

Итак, цвет способен вызвать самые разные ощущения: температурные (теплое и холодное), пространственные (выступает вперед, отдаляется, создает чувство глубины), весовые (легкое, тяжелое, воздушное, давящее), акустические(тихое, громкое, кричащее, глухое). Все это должен учитывать художник, работая над своим произведением.

3. Практическая часть

– Учтем все советы и приступим к созданию лоскутной композиции. Каждый подберет ткань для своего блока в любимой цветовой гамме и по шаблонам изготовит выкройки. Выполнив блоки, мы объединим их в одну композицию. Но прежде давайте вспомним правила техники безопасности.

4. Заключительная часть

Оценка составленной композиции.

Разбор ошибок.

В заключение  детям можно предложить посочинять «цветные стихи». Схема стихотворения:

  • цвет;
  • три предмета этого цвета;
  • наши чувства (три слова);
  • цвет.