Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Анализ демографической обстановки и состояние здоровья населения свидетельствуют об их ухудшению. С каждым годом процесс нарастает, а негативные тенденции носят долгосрочный характер, несмотря на усилия медицинских работников.

Общая направленность демографических процессов по большинству регионов России характеризуется снижением рождаемости и ростом смертности. Отмечается высокая общая заболеваемость. В Уставе Всемирной Организации здравоохранения (ВОЗ) записано, что здоровье представляет собой не только отсутствие болезни и физических дефектов, но и состояния полного социального и духовного благополучия.

Проблема детского здоровья относится к разряду наиболее актуальных проблем российской действительности, и ее рассмотрение невозможно в отрыве от широкого проблемного контекста в современной жизни, ее экологических, социально-культурных и экономических особенностей. Настала острая необходимость в сохранении и укреплении здоровья нации, определить вклад образовательных, медицинских учреждений и семьи в процесс формирования у подрастающего поколения устойчивых стереотипов, здорового образа жизни.

Под здоровым образом жизни, как считает В.В. Марков, следует понимать “Типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций” [7].

Несомненно, учиться управлять своим здоровьем человек должен с самого раннего детства, а успех этой учебы на начальном этапе зависит от знаний и умений воспитателя. Главное, не заставлять ребенка быть здоровым, не пугать его страшными последствиями вредных привычек, а сформировать, вырастить желание быть здоровым, воспитать потребность каждодневной целенаправленной деятельности в этом направлении.

Поскольку здоровый образ жизни – это управление здоровым по средствам адекватизации поведения, несомненно, эта область деятельности лежит в поле профессиональных интересов и компетенции педагогов. Формирование здорового образа жизни должно способствовать самостоятельной выработке убеждений ребенка на основе обретаемых знаний и опыта. В связи с этим формирование привычек здорового образа жизни детей от 2-х до 4-х лет осуществляется на яркой эмоциональной основе. Прохождение программного содержания осуществляется через дидактические игры, развлечения, как на занятиях, так и в нерегламентированной деятельности. Дети 4-5 лет отличаются активностью, проявлением самостоятельности, поэтому педагогам необходимо насыщать деятельность детей практическими ситуациями, познаниям. Высокая эмоциональность позволяет развивать сочувствие, взаимопомощь, доброжелательность. При этом детей побуждает задавать вопросы в ходе наблюдений, рассказывать об увиденном, устанавливать связи между строением частей тела, их назначением, гигиеной, и соотносить со своим здоровьем.

Дети старшего дошкольного возраста стремятся к самоутверждению, поэтому педагогу необходимо создавать условия для развития самостоятельности, инициативы, развития оценочных суждений о здоровье человека, осознание мотивации по сохранению и укреплению своего здоровья.

Для реализации задач предусматривается интеграция занятий по валеологии с другими занятиями. В повседневной жизни обогащают знания детей и большая часть учебного материала органично вплетается во все части режима дня ребенка, что обеспечивает больший эффект формировании представлений о здорово образе жизни.

Немаловажную роль в воспитании здорового образа жизни играет создание валеологической развивающей среды в группах: уголков здоровья физического саморазвития, детского экспериментирования. Это дает возможность детям работать над укреплением своего здоровья, его развитием, осваивать практические навыки личной гигиены, правильного питания, двигательной активности, переносить знания и навыки в игру.

Важнейшим звеном в системе воспитания здорового ребенка должна являться семья. Семейная форма воспитания не только положительно воздействует на физическое развитие детей и улучшает состояние их здоровья, но и прямо влияет на нравственный климат, отношение взрослых, способствует к повышению их роли в воспитании. Дети уважают тех взрослых, которые всегда готовы из выслушать и понять, прийти на помощь, которые разумно сочетают требовательность с поощрением, справедливо оценивают их поступки, умею своевременно учесть желания и интересы. Детям нужна разумная и требовательная любовь, которая приучила бы их к выполнению различных обязанностей по отношению к себе, товарищам и помогла бы выработать положительные черты характера и навыки поведения.

Главной особенностью воспитания детей в семье признается особый микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, что определяет его чувство само-ценности. Поэтому сегодня важно у современных родителей формировать и поддерживать интерес к оздоровлению самих себя, так и своего ребенка. “Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности в младенческом возрасте” [3].

Формы работы с родителями могут быть самыми разнообразными:

  • Общие консультации для родителей по вопросам взаимоотношений с детьми, укрепление здоровье детей, создание положительного климата;
  • Индивидуальные консультации, с приглашением специалистов (врача, психолога);
  • Дни открытых дверей в дошкольном образовательном учреждении;
  • Совместные развлечения, физкультурные досуги;
  • Участие родителей в оформлении предметно-игровой среды по валеологии (изготовление наглядного и раздаточного материала);
  • Анкетирование и тестирование родителей.

В связи с выше сказанным, формирование здорового образа жизни, т.е. “побуждение к включению в повседневную жизнь индивида различных новых для него форм поведения, полезны для здоровья…” [9] является актуальной задачей современного дошкольного образовательного учреждения.

Список использованной литературы:

  1. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. М., 1987, 63 с.
  2. Дрешер Ю.Н. Руководство по валеологии. – Казань: Медицина, 1999.
  3. Закон Российской Федерации “Об образовании”. – М., 2002. – п.1 ст. 18
  4. Колбанов В.В. Валеология: основные понятия, термины и определения. – СПб.:Изд.ДЕАН, 2001.
  5. Колбанов В.В., Зайцев Г.К. Валеология в школе. – СПб, 1984
  6. Кушнина Е.Г. Отношение к своему здоровью у старших дошкольников. X Международная конференция. – Екатеринбург. УрГПУ, 2004, 122 с.
  7. Марков В.В. Основы ЗОЖ и профилактика болезней. – М.: Изд. Центр “Академия”, 2001
  8. Тарасова Т.А. Здоровье в валеологическом образовании дошкольников. Материалы Х международной конференции. – Екатеринбург. Г.О.У. В.П.О. УрГПУ.2004 – 244 с.
  9. Токаева Т.Э. Мир физической культуры и здоровья. – Пермь. Книжный мир, 2002.