Интегрированный урок (русский язык + химия) "Соединения железа: за и против". 9-й класс

Разделы: Химия

Класс: 9


Тип: интегрированный урок химии и русского языка, с применением ИКТ.

Цели:

  • Обучающие:
    • развивать знания учащихся о свойствах железа  и его соединений,
    • познакомить с качественными реакциями на катионы  Fe2+ и Fe3+, применением в быту и на производстве,
    • закрепить знания учащихся о структурных особенностях сложноподчиненных предложений с придаточными определительными, изъяснительными и обстоятельственными,
    • развивать умения определять вид и создавать схемы сложноподчиненных предложений,
    • изучить новые словарные слова, развивать навыки устной речи (при оценке ответа, построении сложноподчиненных предложений),
    • рассмотреть положительное и отрицательное влияние  соединений железа на организм человека.
  • Развивающие:
    • на основе межпредметных связей продолжить формирование умений устанавливать взаимосвязь между составом и  свойствами соединений железа,
    • способствовать развитию исследовательских навыков,
    • на основе анализа – уметь правильно строить свою устную и письменную речь.
  • Воспитательные:
    • воспитывать самостоятельную, грамотную личность, способную выражать свою точку зрения, подкрепленную научными исследованиями,
    • воспитывать любовь к родному языку.

Оборудование: компьютер, проектор, муляжи фруктов и овощей.

Реактивы: растворы  FeSO4, FeCl3, NaOH, K3[Fe(CN)6], K4[Fe(CN)6], KSCN, I2, NaCl.

ХОД УРОКА

Организационный момент

Цель и задачи (вступительное слово учителей).

Учитель русского языка. Огромная роль русского языка   в современном мире определяется его культурной ценностью, его мощью и величием. Русский язык всегда был предметом гордости русских писателей, любивших свой народ и свою родину. А.С. Пушкин высоко ценил русскую народную речь, её «свежесть и простоту», характеризовал русский язык как язык «язык гибкий и мощный в своих оборотах и средствах». «Народ,  у которого такой язык, – народ великий», – говорил один из прекрасных знатоков русского слова И.С.Тургенев. «Велик и могуч, правдив и свободен» наш  родной язык. Именно он приходит на помощь русскому человеку «во дни сомнений, во дни тягостных раздумий» – так считал известный русский писатель И.С.Тургенев, любя и уважая родную речь. Мы же, ребята, сегодня на уроке должны подтвердить великую правоту Тургенева, показав  силу и красоту родного языка на уроке химии. Прошу быть особенно внимательными к каждому слову на уроке, ведь именно они, яркие, точные, умные и необычные, придут  к вам на помощь. Будем работать, оформляя свои мысли в сложноподчиненные предложения с различными видами придаточных, подкрепляя их научными терминами и формулами.

Учитель химии. Научную точность слова мы пронаблюдаем, изучая железо и его соединения, с помощью исследований, проведенных вами, покажем положительное и отрицательное влияние ионов Fe2+ и Fe3+ на организм человека, рассмотрим применение и значение  этих соединений в жизни человека, проведем грань: За и против, при этом продемонстрируем красоту и грамотность устной речи.

Учитель русского языка. А сейчас проверим, как вы готовы к уроку. Проведем словарную зарядку.

(Учащимся раздаются листы со словарным диктантом, вставляют на месте пропусков буквы, затем проверяем написанное на слайде).

Приложение 1. Слайд 2:

Реакция соединения, научное мировоззрение, металлы, интересный эксперимент, использовать индикатор, добавить фенолфталеин, интенсивный процесс, химический элемент, лабораторный штатив, ионы железа, коррозия, гемоглобин.

Учитель русского языка. Ребята, помогут нам эти слова на уроке химии?

Ответы учащихся.

Учитель русского языка. Конечно, ведь это научная терминология. И знание орфографии поможет вам и на уроках химии. А сейчас составьте как можно больше предложений, относящихся к теме «Соединения железа», которые включали бы в себя 3слова (словосочетания), указанные в задании. Примечание. Можно изменять падеж слов и использовать другие слова:

Приложение 1. Слайд 3 (или напечатать на листочке):

  • Роль, железо, жизнь;
  • Кислота, коррозия, химически чистое;
  • Гемоглобин, железо, организм.
  • Химически чистое, намагничивание, металлы.

Проверка задания:

  • Биохимики открыли важную роль железа в жизни растений, животных, человека.
  • Химически чистое железо устойчиво к коррозии и хорошо сопротивляется действию кислот.
  • В организме взрослого человека содержится 3 грамма чистого железа, 75% которого входит в состав гемоглобина.
  • Химически чистое железо, в отличие от других металлов, обладает способностью к намагничиванию.

Учитель химии. А что мы знаем о железе?  Где встречается железо в природе?

1-й ученик. По современным представлениям в 16-километровой толще земной коры содержится  4,5 % железа. В следующем слое, лежащем под земной корой, железа находиться  втрое больше. Центр земного шара состоит в основном из железа с примесью никеля и кобальта. В среднем же земной шар состоит на 34,6 % из железа. В составе Земли железо преобладает как по массе, так и по числу атомов. Оно является важнейшей составной  частью нашей планеты.

Приложение 1. Слайд 4:

Важнейшие природные соединения железа:

  • магнетит – Fe3O4 (Fe2O3 * FeО)(содержит до 72% Fe),  (Магнитогорск (Южный Урал), Курская магнитная аномалия);
  • гематит –  Fe2O3 (содержит до 65% Fe) (Украина, Криворожский район);
  • пирит – FeS2 (содержит примерно 47% Fe)  (Урал).

Учитель химии. Железо – активный металл, поэтому встречается в природе в виде соединений. Известны оксиды, гидроксиды железа со степенями окисления +2, +3: FeO, Fe2O3, Fe(OH)2 , Fe(OH)3 и различные соли железа. Сегодня нам необходимо с помощью качественных реакций научиться распознавать  ионы  Fe2+  и   Fe3+
Я осуществляю эксперимент, 2 человека из творческих групп записывают уравнения  качественных реакций на ионы железа, а остальные должны составить несколько сложноподчиненных предложений, излагая суть данного эксперимента, записывая их на листочках.

Учитель русского языка.  Но прежде давайте вспомним, какие виды придаточных предложений вы знаете.

Ответы учащихся.

Ученик на доске пишет схемы сложноподчиненных предложений с придаточными. (Схемы можно написать на слайде. Приложение 1. Слайд 5)

Сложноподчиненные предложения:

  • [  ], (который?...) – придаточное определительное
  • [  ], что (…) – придаточное изъяснительное
  • [   ], потому что (…) – придаточное обстоятельственное причины

Придаточные обстоятельственные

Времени (куда, пока, едва)
Причина (потому что, оттого что)
Условие (если, если бы)
Сравнение (как, как будто, словно)
Образа действия и степени (как, сколько, будто)
Места (где, куда)
Цели (чтобы, для  того чтобы)
Следствия (так что)
Уступки (хотя, несмотря на то что)

Демонстрация опытов учителем химии, запись уравнений реакций учениками, учащиеся раскрывают суть эксперимента с помощью сложноподчиненных предложений, делают записи в тетради, анализируют составленные ими предложения (объясняют выбор союза или союзного слова, ставят смысловые вопросы от главного предложения к  придаточному, называют вид придаточного).

Инструктивная карточка «Качественные реакции на ионы железа»

1. Качественные реакции на ионы железа (II).

а)  Налейте в пробирку 1 мл раствора сульфата железа (II). Добавьте к нему по каплям раствор гидроксида натрия до появления явных признаков химической реакции. Отметьте цвет образовавшегося осадка.

Запишите уравнение проведенной реакции.

Ученик:

(составьте ионные уравнения реакций)

б) Повторите опыт, заменив раствор гидроксида натрия раствором гексацианоферрата (III) калия  K3[Fe(CN)6] (красная кровяная соль). Отметьте цвет.

Запишите уравнение проведенной реакции.

Ученик:

2. Качественные реакции на ионы железа (III).

Возьмите 3 пробирки и налейте в каждую по  1 мл раствора хлорида железа (III).

в)  К раствору в 1-й пробирке прилейте по каплям раствор гидроксида натрия до появления явных признаков химической реакции. Отметьте цвет образовавшегося осадка.

Запишите уравнение проведенной реакции.

Ученик:

(составьте ионные уравнения реакций)

г) Во 2-ю пробирку добавьте 1-2 капли раствора  гексацианоферрата (II) калия

K4[Fe(CN)6] (желтая кровяная соль).  Перемешайте содержимое пробирки, отметьте цвет.

Запишите уравнение проведенной реакции.

Ученик:

д) К раствору в 3-й пробирке добавьте 2мл  воды и одну каплю  роданида калия. Перемешайте содержимое пробирки и рассмотрите на цвету. Отметьте цвет.

Запишите уравнение проведенной реакции.

Ученик:

Примеры сложноподчиненных предложений, составленных учащимися.

  1. Соли железа хранят в темных склянках, потому что они легко окисляются.
  2. Реакция взаимодействия солей железа протекает интенсивно, так как ион железа трехвалентного – окислитель.
  3. Цвет раствора изменился, так как в пробирку добавили щелочь.
  4. Кроваво-красный осадок свидетельствует о том, что в пробирке присутствуют ионы железа трехвалентного.
  5. Если цвет раствора изменился с желтого на бурый, то в нем присутствуют ионы железа трехвалентного.
  6. Грязно-зеленый осадок, который образовался в первом опыте, доказывает, в первой пробирке – ионы железа двухвалентного.
  7. Качественные реакции – это реакции, которые используются для распознавания различных веществ.

Схемы:

1. [   ], потому что (   ) – обстоятельственное причины
2. [   ], так как (   ) – обстоятельственное причины
3. [   ], потому что (   ) – обстоятельственное причины
4. […о том], что (   ) придаточное изъяснительное
5. Если (  ), [то] –  обстоятельственное условия
6. [  , (который …), …], что (  ) придаточные, обстоятельственное и изъяснительное
7. [    ], (которые …)

Приложение 1. Слайд 6:

Вывод: реактивом на ионы железа (II) являются  щелочи  и раствор гексацианоферрата (III) калия  K3[Fe(CN)6] (красная кровяная соль), а на ионы железа (III) – щелочи, раствор гексацианоферрата (II) калия   K4[Fe(CN)6] (желтая кровяная соль) и роданиды.

Учитель химии. А теперь рассмотрим вопрос «Влияние соединений железа (II) и (III) на организм человека, их положительная и отрицательная роль» (Приложение 1. Слайды 7-22)

Ученики  с помощью презентации защищают свои творческие исследования, которые они провели, изучая данную тему.

На столах учащихся находятся таблица, которую они должны заполнить по ходу выступлений.

Соединения железа

За

Против

                                                                                                     

Итог урока. Рефлексия

Учитель русского языка. Вот таким образом русский язык помог нам доказать, что соединения железа действительно играют огромную роль в жизни человека.
Подводя итог уроку, обсудите в паре, какая информация оказалась полезной, какая неинтересной, какие дополнительные вопросы у вас возникли и заполните данную   таблицу:

плюс

минус

вопрос

                                                                                                                                                        

Занимательный опыт:

Учитель химии. Обрабатываю ученику руку  «иодом» (FeCl3), скальпель дезинфицирую в «спирте»  (раствор KSCN), «режем вену». Убираем кровь раствором NaCl.

Характерное свойство иона   Fe2+  – способность быстро окисляться на воздухе:

Демонстрация разрезанного яблока.

Учитель русского языка: Подвести  итог уроку можно и с помощью пословиц  и поговорок.

Приложение 1. Слайд 23:

– Сделал дело – гуляй смело.
– Не так страшен черт, как его малюют.
– С глаз долой –  из сердца вон.
– Придет время, прорастет и семя.
– Узелок да памятца – то дело станется.

Приложение 1. Слайд 24:

– Всем спасибо! Все молодцы!