Урок литературного чтения по теме "В.И. Даль "Девочка Снегурочка". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель: углублять и развивать интерес ребёнка к чтению, способствовать формированию любви ребёнка к книге.

Задачи урока.

  1. Раскрыть фольклорные литературные корни сказки В. И. Даля и ее связь с народной. Актуализировать знания детей о жанровых элементах народной сказки.
  2. Развивать умение сопоставлять народную и литературную сказку; развивать читатель ские умения: выразительно читать сказку; выстраивать последовательность частей объёмного текста; развивать умение проводить словесное иллюстрирование; развивать речь учащихся, сообразительность, воображение, умение работать в парах, коллективно, умение оценивать свою работу и работу одноклассников, умение давать оценку прочитанному, высказывать своё отношение к героям и их поступкам.
  3. Способность формированию любви к чтению, воспитывать желание читать сказки (литературные и народные).

Ход урока

1. Оргмомент.

- Урок литературного чтения. Проверьте рабочие места: дневник, учебник, тетрадь.

- Сегодня на уроке мы продолжим работу над сказкой Владимира Ивановича Даля “Девочка Снегурочка”.

2. Проверка домашнего задания.

- В начале урока проверим домашнее задание.

- Что было задано? (Прочитать сказку Даля, нарисовать героиню сказки “Девочка Снегурочка” в эпизоде, который понравился вам и подготовить выразительное чтение этого эпизода).

- Сейчас я проверю, как вы внимательно читали сказку.

- Откройте тетради по литературному чтению на с.15, прочитайте задание 2. Это задание требует от вас сообразительности, быстроты мышления. Задание понятно?

- Выполняем задание самостоятельно.

- Поменяйтесь тетрадями и проверьте, как выполнил задание ваш товарищ.

- Если задание выполнено верно, нарисуйте улыбочку.

- Зачитайте слова, которые у вас получились.

- Итак, назовите героев сказки “Девочка Снегурочка”.

- Каких героев не хватает? (Вывешиваю на доску имена героев сказки)

- Назовите главного персонажа сказки.

- А почему Снегурочка? Почему она главная? (Потому что все события в сказке происходят вокруг нее, связаны с ней)

- Дома вы рисовали героиню сказки. Пока вы выполняли предыдущее задание, я прошла и посмотрела ваши рисунки. Все нарисовали героиню сказки, рисунки получились красочными, яркими. У каждого своя Девочка Снегурочка. Молодцы!

- А что еще нужно было сделать? (Подготовить выразительное чтение отрывка)

- Что значит прочитать выразительно?

Выразительное чтение:

  • интонация (радостная, тревожная, возмущённая и др.)
  • темп (быстрый, медленный, спокойный)
  • громкость (громко, тихо, нормально)
  • логическое ударение

- Один ученик читает, а что мы с вами делаем?

- Как мы оцениваем ответ?

  • Что понравилось?
  • Что получилось?
  • Над чем поработать?

- Мне понравилась Снегурочка… .

- Покажи свою Снегурочку. Угадайте, из какого эпизода эта иллюстрация?

- Зачитай, пожалуйста, отрывок из сказки. Правильно догадались?

- Оцените чтение… .

- Меня заинтересовал рисунок… .

- Какой отрывок из сказки подходит этому рисунку?

- …, ребята правильно ответили? Докажи нам словами текста.

Зачитай свой отрывок.

- Оцените чтение….

- Покажи… что ты нарисовал (а). А из какого отрывка эта Снегурочка?

- Давайте послушаем… и узнаем, правы ли вы?

- Оцените работу… .

- Молодцы!

- Итак, сказку вы прочитали внимательно, старались читать выразительно. У нас с вами еще есть время, и на следующих уроках мы будем работать над выразительным чтением. Тетради по литературному чтению я соберу, проверю и оценю ваши работы.

Физминутка

3. Новый материал

- Чему мы учились на предыдущем уроке литературного чтения?

  • познакомились со сказкой
  • читали сказку, работали над трудными словами
  • разделили сказку на части
  • работали над выразительным чтением
  • провели сравнение с народной сказкой

а) Постановка целей урока, постановка проблемного вопроса.

- Сегодня на уроке мы продолжим работу над сказкой, мы продолжим сравнение сказки Даля с народной, чтобы стать грамотными, вдумчивыми читателями.

- Чем сказка Даля похожа на народную?

- Мы должны поработать на уроке так, чтобы дать ответ на этот вопрос в конце урока.

б) Составление плана сказки.

- На прошлом уроке мы разделили сказку на части. Сколько частей получилось?

- Как вы думаете, для чего мы с вами разделили сказку на части?

- Совершенно верно, для того, чтобы составить план сказки.

- Продолжаем работу в тетрадях (с.15, №3).

- Прочитайте задание.

- Прочитайте все пункты плана, предложенные автором данной тетради. (Чтение по “цепочке”)

- Вспомните, как начиналась сказка? Какими словами автор начинает сказку?

- Выберите заголовок к этой части. Поставьте цифру 1 в тетрадях напротив этого пункта.

1. Горе стариков.

- Представьте себя художниками-оформителями. Чтобы вы нарисовали к этой части?

(Вывешиваю иллюстрацию)

- Что произошло дальше?

- Как озаглавим эту часть?

2. Появление Снегурочки.

- А что можно нарисовать к этой части сказки? (Вывешиваю иллюстрацию)

- Что произошло дальше в семье стариков?

- Выберите заголовок к этой части.

3. Случилась беда.

- Что нарисуем к этой части? (Вывешиваю иллюстрацию)

А теперь вы продолжите эту работу самостоятельно, и выполнять её вы будете в парах. На выполнение задания - 3 минуты.

- Посмотрите, у меня перепутались картинки. Восстановите порядок и объясните свой выбор.

4. Снегурочка с подружками в лесу.

5. Снегурочка заблудилась.

6. Встреча с медведем.

- Как, какими словами обратился медведь к Снегурочке?

7. Встреча с волком.

- Как автор назвал волка?

8. Встреча с лисой.

- А как автор называет лису?

9. Жучка спасает Снегурочку.

10. Возвращение домой.

- Ребята, а почему Снегурочка не приняла помощь от медведя, волка, лисы?

- Совершенно верно. Снегурочка пошла с Жучкой, потому что знала её, не страшно было доверить свою жизнь тому, кого знаешь.

- Как вы думаете, а для чего мы составили план? (Чтобы легче было вспомнить содержание сказки, легче было пересказать сказку)

- Ребята, дома вам надо будет подготовить пересказ сказки, пользуясь планом, составленным на уроке.

- Мне хотелось бы отметить работу следующих ребят… . Молодцы!

Физминутка

в) Сравнение сказки В.И. Даля с народной.

- На прошлом уроке мы сравнивали сказку Владимира Ивановича Даля “Девочка Снегурочка” с русской народной сказкой “Снегурочка”.

- Чем похожи сказки?

  • главной героиней – Снегурочка
  • главная героиня сделана из снега
  • у стариков не было детей
  • Снегурочка с подружками уходит в лес

- Эти сказки похожи не только героями и местом событий.

- Сейчас вы будете выполнять трудное, но интересное задание.

Откройте тетради на с.15, з.№5.

- Прочитайте задание.

- …прочитайте материал к заданию.

- Это задание вы будете выполнять в группах.

- Возьмите синий карандаш и почеркните, чем ещё сказка Даля похожа на народную. Свой ответ надо будет обосновать словами текста. Решите, кто из вашей группы будет отвечать.

- На выполнение этого задания я вам даю 5-7 минут.

- Проверяем. Зачитываете слово, которое вы подчеркнули и доказываете словами текста.

(Вывешиваю иллюстрацию)

Проверка:

  • волшебные герои – Снегурочка
  • превращения
  • повторы
  • напевная интонация
  • рифмы
  • постоянные эпитеты
  • концовка

- На уроках литературного чтения мы с вами называли особенности русской народной сказки. Подумайте и скажите, чем ещё сказка Даля похожа на народную?

(Как и в народной, в сказке Даля есть зачин, в сказке используются устаревшие слова)

- Молодцы! Вы работали в группах, прислушивались к ответам друг друга, старались учитывать мнение всех ребят группы, вы постарались и выполнили это задание верно.

г) Выставка книг.

- Как много в сказке Даля от народа. А почему?

В.И.Даль всю жизнь изучал русский язык, собирал пословицы, народные выражения, стремился показать богатство живого русского языка. Даль – настоящий знаток русского языка. Мудрость русских народных сказок, красоту живой народной речи оценил и показал В.И.Даль в своих трудах. Нашу выставку книг я дополнила книгами очень серьёзными и нужными, книгами, которыми пользуются ребята старших классов и взрослые.

“Иллюстрированный полный словарь русского языка”

“Толковый словарь русского языка”

“Толковый словарь живого великорусского языка”

А ещё на этой выставке есть книга Владимира Ильича Порудоминского, которая называется “Про Владимира Ивановича Даля и его словарь”. Из этой книги вы узнаете, как Даль начал собирать слова и пословицы, и какое слово было первым в его копилке.

4. Итог урока.

- Наш урок подходит к концу. Давайте подведём итог.

- Чем обогатились мы за этот урок?

  • научились сравнивать сказки: авторскую и народную;
  • учились пересказывать;
  • продолжали работу над выразительным чтением сказки;
  • узнали о писателе;
  • учились помогать друг другу;
  • учились работать в парах и группах.

Анализ урока по литературному чтению

Тема урока: Владимир Иванович Даль “Девочка Снегурочка”

Новые программы по литературному образованию в начальной школе в качестве основной цели обучения выдвигают идею приобщения младших школьников к литературе, осознания ими литературы как искусства слова. В программах сформулированы задачи, направленные на развитие воображения ребёнка, его ассоциативного мышления и образного восприятия мира. Эти задачи можно решить, обратившись к литературному произведению как к произведению искусства.

Помощь в реализации задач литературного образования мне, как учителю начальных классов, оказывают тетради по литературному чтению под редакцией Елены Вячеславовны Посашковой. В них содержаться дидактические задания по формированию навыка чтения, упражнения по развитию речи учащихся, развитию творческого воображения. Они направлены на развитие читательских умений. Последовательное выполнение заданий, помещённых в тетради, способствуют становлению “квалифицированного” читателя.

Основная задача моего урока – показать работу с тетрадью по литературному чтению.

Исходя из триединой цели задач, которые я поставила перед собой и классом, урок я начала с проверки домашнего задания.

На этом этапе мы решали следующие задачи:

  • систематизировать знания учащихся по сказке;
  • подготовить к дальнейшей работе над произведением и его анализом.

Для актуализации читательского опыта были использованы творческие задания из тетради (“Расшифруй имена героев сказки”).

Ребята не просто называли героя данной сказки или лишнего персонажа, но и доказывали (аргументировали) свой ответ.

На этом этапе урока я создала условия для формирования оценки выполненного задания через взаимопроверку. Эта форма работы не только побуждает детей к активности, но и развивает умение сотрудничать друг с другом, контролировать свои действия, оценивать достигнутый результат.

Домашнее задание носило и творческий характер. Дети рисовали героиню сказки и готовили выразительное чтение соответствующего отрывка. Данный вид работы способствовал развитию речи учащихся, развитию воображения. Ребята не просто читали выразительно отрывки, но и сами назвали алгоритм выразительного чтения, учились оценивать чтение своих товарищей.

На предыдущем уроке ребята легко и быстро назвали р.н.с., которую напомнила им сказка В.И.Даля, поэтому на данном уроке мною была поставлена следующая задача: раскрыть фольклорные литературные корни сказки Даля, т.е. учить детей видеть в литературной сказке “следы” народного творчества, актуализировать знания ребят о жанровых элементах народной сказки.

Для реализации поставленных задач этого урока, был поставлен проблемный вопрос. Так как это 2 класс – проблемный вопрос был сформулирован учителем.

Для разрешения поставленной проблемы, мы с детьми работали над планом и словесно иллюстрировали сказку. Работа по восстановлению частей сказки шла по тетради.

Т.к. урок проходил во 2 классе, а это начальные ступени литературного чтения, то вид работы над планом, предложенный Еленой Вячеславовной позволил каждому ребёнку ещё раз вернуться к содержанию сказки, вспомнить последовательность и восстановить её, т.е. была создана ситуация успеха.

Для активации воображения маленьких читателей было использовано словесное рисование.

На начальном этапе мы осуществляли совместную деятельность, а затем по образцу дети продолжили работу в парах. Работа в парах очень интересна ребятам, она позволяет ближе узнать друг друга, учит общению, учитывая интересы товарища.

Этот вид работы способствует развитию речи учащихся, умению последовательно излагать свои мысли, находить главное, а это, в свою очередь, подготовительная работа к краткому пересказу.

Так как в учебнике нет иллюстраций, то для эмоционального настроя по ходу проверки выполненного задания, у меня на доске появился картинный ряд, как один из видов плана.

Ребята воссоздали последовательность событий, составили план и дали ответ на вопрос: для чего нужен план.

Выбранные разные формы и приёмы работы позволили ребятам на заключительном этапе дать ответ на проблемный вопрос и доказать свой выбор словами текста.

Это задание было предложено выполнить в группах. По моему мнению, групповая работа учит ребят общаться в микроколлективе, обобщать сказанное, выражать свое мнение. Работа в группах очень интересна, она не оставляет в стороне ни одного ребёнка. Даже дети с низким уровнем работоспособности, которые на уроке предпочитают молчать, делают попытки включиться в работу группы. Для того, чтобы такая форма была результативна, требуется определённая система таких уроков и кропотливый труд учителя.

Для выполнения задач урока был использован частично-поисковой метод, который был реализован через следующие формы работы:

  • угадывание эпизода по рисунку;
  • выборочное чтение;
  • составление плана;
  • словесное рисование;
  • краткий пересказ по иллюстрациям.

Я считаю, что выбранные мной методы и приёмы работы, активизировали детей и позволили достичь нам выполнения задач, поставленных на уроке.

Благодаря тетрадям по литературному чтению, мне на уроках удаётся использовать разные виды работ, которые “заставляют” ребёнка рассуждать, говорить, не быть пассивным слушателем.

Впервые работать с тетрадями по литературному чтению я начала с предыдущем выпуском в 4 классе. Наблюдая, как дети начинают думать, рассуждать, благодаря знаниям в тетрадях, вопрос о дальнейшей работе с тетрадью не возникал, т.к. ответ был очевиден: тетради нужны не только детям, но и педагогу.

С 1 класса мы с ребятами посещали занятия в городской библиотеке. Часто нам давали домашнее задания творческого характера.

Впервые работу по литературному чтению совместно с тетрадями для 2 класса я начала в этом учебном году. В этой тетради также много творческих заданий. И тогда у меня возникла мысль, создать с каждым ребёнком папку-копилочку, которую мы назвали “Серебряное перышко”.

Тетради по литературному чтению Е.В. Посошковой являются большим подспорьем в работе учителя и детей.