Урок окружающего мира "Осень. Природа готовится к зиме". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Тип урока: комбинированный

Цели урока:

  • Образовательные - вспомнить важнейшие понятия в данной теме (пасмурно, дождливо, похолодало, теплее, одеваться, листопад; птицы : осёдлые, перелётные) связав их друг с другом; познакомить с признаками осени: листья пожелтели, опадают, похолодало, надо теплее одеваться, стало меньше птиц, улетают в тёплые края; учить выделять главное, существенное в изучаемом материале.
  • Развивающие - развивать умения обобщать изучаемые факты, логически излагать мысли; развивать познавательный интерес.
  • Воспитывающие - воспитывать эстетическое восприятие учебного материала.

Оборудование:

  • календарь природы,
  • кроссворд,
  • карточки для работы в парах,
  • картина осени,
  • аудиозапись П.Чайковский "Времена года. Осень"

Структура урока.

  1. Минутка вхождения в день
  2. Определение темы урока
  3. Постановка проблемы и актуализация знаний
  4. Совместное "открытие" знаний. Подводящий диалог.
  5. Первичное закрепление знаний
  6. Самостоятельное применение знаний
  7. Самооценка
  8. Подведение итогов

Ход урока

- Какой сегодня день: хмурый, пасмурный, светлый или солнечный?

- Какое настроение вызывает у вас такая погода?

- А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе стало тепло и спокойно - надо улыбнуться.

(Звучит отрывок песни)

От улыбки хмурый день светлей
От улыбки в небе радуга проснётся
Поделись улыбкою своей
И она к тебе ещё не раз вернётся.

- Я хочу с вами поделиться улыбкой. Я дарю вам свою улыбку, я люблю вас, у вас такие солнечные лучистые улыбки, что глядя на них, ярче становится день, а на душе теплеет. Порадуйте своими улыбками тех, кто с вами рядом. Улыбнитесь друг другу.

- Вы сегодня хотите узнать что-то новое?

- Для этого вам нужно разгадать кроссворд.

- Все слова в кроссворде связаны с каким временем года?

- Какая же у нас сегодня тема урока?

- Что это за время года?

- Какое время года идёт перед осенью? После осени?

Вывод: Действительно! Сегодня мы узнаем особенности этого времени года, узнаем, какие осень любит краски, нарисуем картину осени.

- Спланировать наши действия сможем с помощью картинок

- О чём говорят эти рисунки?

- Как это можно назвать одним словом? /погода/

- А где мы отмечаем погоду? / в календаре природы/

- Посмотрим на наш календарь. Каких дней было больше?

- Какой можем сделать вывод: что происходит с погодой осенью?

  • ПАСМУРНО
  • ДОЖДЛИВО

/ На ватман помещаются картинка солнца, закрытого тучами/

- У нас появился первый штрих картины осени.

- Похвалим себя / дети гладят себя по голове/ и немножко отдохнём.

Физпауза. Об осени написано много стихотворений. Вспомним одно из них. /Имитация слов стих - я/

Ветки голые стучат
Галки чёрные кричат
В тучах редко просинь-
Наступила осень

Появляются картинки мальчика и девочки /Увеличить из учебника/

- Что можете сказать об одежде ребят?

- Как связана погода со следующей картинкой?

- Хотите ли вы помочь одеться Лене и Мише по осенней погоде?

- Возьмите на партах карточки / карточки скопированы из учебника/.

- Соедините стрелками подходящую к осени одежду.

  • 1 вариант одевает Мишу,
  • 2 вариант одевает Лену.

Проверка. Проверьте у кого так /показ образца/

- Почему вы выбрали именно эти вещи?

  • ПОХОЛОДАЛО
  • ТЁПЛАЯ ОДЕЖДА

- Наших ребят поместим на картинку

- Деревья какого времени года изображены?

- Как вы догадались?

- Откроем учебник на стр. 54. Послушайте задание /на маленьких картинках нарисованы предметы, по которым вы узнаете осенний лес. Соедините предметы с их изображениями на общем рисунке/

- Кто не понял, как выполняется задание? /если такие есть, объяснить/

Самостоятельная работа.

Проверка.

- Все нашли лося? Птичку-синичку? белку? берёзу? Караван птиц? А листья?

- У кого возникли трудности?

- Какая картинка осталась?

- О каком изменении в природе вы можете сказать по этой картинке? /осенью листья опадают с деревьев/

- А как назвать одним словом?

ЛИСТОПАД

 - Так какие краски любит осень?

- У нас появился ещё один элемент на нашей картине осени.

Физпауза. Не только поэты пишут стихи об осени, но и композиторы сочиняют музыку на осенние темы. Послушаем осеннюю музыку П.Чайковского.

Расслабьтесь. Руки опустите на колени. Закройте глаза. Представьте, что гуляете по осеннему лесу. /Звучит аудиозапись/

- Откройте глаза. Сядьте ровно. Вернёмся к рисунку в учебнике.

- На нашей картине художник нарисовал одних птичек, сидящими на деревьях, а других - вдалеке.

- Почему птицы улетают?

- Как вы думаете, куда они летят?

- Вспомним, как называют таких птиц?

Вывод: Перелётные птицы улетают в тёплые края, так как им становится голодно и холодно. Другие остаются с нами зимовать.

- Хотите узнать, как они называются?

- Откройте учебник на стр.58

- Кто нашёл название этих птиц / дети читают/

- Назовите по картинкам осёдлых птиц.

- Так почему же их называют осёдлыми?

- А теперь прочитаем название перелётных птиц.

  • ПЕРЕЛЁТНЫЕ
  • ОСЁДЛЫЕ

- Мы нанесли последний штрих на нашу картину.. Вот мы и нарисовали картину осени.

- Посмотрите, какая красивая осенняя картина у нас получилась!

- Кто желает по ней рассказать об осени?

- Вы такие молодцы!

- Но мне хотелось бы всё таки, узнать можете ли вы выделить предметы, которые чаще всего встречаются осенью.

- Откройте учебник на с. 55. Найдите задание со значком /карандашик/.Выделите красным карандашом предметы, встречающиеся осенью./дети называют каждый предмет и объясняют/.

- Так по каким признакам мы узнаём, что наступила осень, прочитаем на стр. 55 в рамочке.

- Кто узнал что-то новое сегодня? Кто для себя сделал маленькое открытие?

- У вас на партах лежат картинки. Посмотрите на них внимательно и выберите ту картинку, которая покажет, как вы работали на уроке. Покажите картинку своему соседу и мне.

- Я вижу, что почти все ребята замечательно работали на уроке. Спасибо вам за работу! Молодцы!