Состав почвы

Разделы: Начальная школа


Цель: познакомить учащихся с составом почвы.

Задачи:

  1. Формирование умений учебного сотрудничества – умений договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности;
  2. Формирование общеучебных умений и навыков – работа с учебными текстами, участие в диалоге, овладение первоначальными умениями постановки опытов;
  3. Изучение состава почвы.

Оборудование и наглядные пособия: учебники, тетради для самостоятельной работы, блюдечки с почвой, стеклянные палочки, ручные лупы, стаканчики с водой, стеклянный стакан, воронка, бумажный фильтр, пипетка, предметное стекло, держатель, спиртовка, спички.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Тест-опрос по пройденному материалу

а) Учитель зачитывает высказывание. Если дети согласны с ним, то ставят «+», если нет – «–»:

  1. минеральную воду можно назвать полезным ископаемым
  2. растения ускоряют разрушение горных пород
  3. бензин – это полезное ископаемое
  4. лед не тонет в воде, а плавает по ее поверхности
  5. вода, налитая в бутылку испарится быстрее, чем из блюдца
  6. солнце играет роль в разрушении горных пород
  7. переход воды из жидкого состояния в газообразное называется конденсацией
  8. правильно ли составлена цепочка питания?
    лиса → птица → кузнечик → трава
  9. почву можно отнести только к живой или только к неживой природе
  10. почва – это верхний слой земли

б) взаимопроверка, выставление оценок:

9–10 правильных ответов – «5»
7–8 правильных ответов – «4»
5–6 правильных ответов – «3»
менее 5 – «2»

III. Введение в тему

Чудесная кладовая
Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее мешок зерна – а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров, моркови.
Видал ли ты когда-нибудь семечко с двумя крылышками? Дунешь на него – оно и полетело. А попадет такое семечко в чудесную кладовую, полежит – глядишь, где было крылатое семечко, стоит ветвистое дерево, да такое большое, что его не обхватишь.
Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Ты уже должно быть, догадался, как она называется?

в) Что такое почва? (Ответы детей.)

Чтобы ответить на вопрос «Что такое плодородие?», разберите по составу слово «плодородная». Почему землю называют «кормилицей»? (Ответы детей.)

Учитель. Плодородие – это главное свойство почвы. От чего оно зависит? (От содержания перегноя.) Значит, возникает вопрос: какие вещества растения получают из почвы? (Вопрос вывешивается на доску.)

IV. Сообщение темы, целей и задач урока

Учитель. Вот сегодня мы с вами ответим на этот вопрос путем проведения опытов и экспериментов.

V. Деление детей на группы

VI. Практическая часть урока

У каждого ребенка на столе набор заготовок с инструкциями к проведению эксперимента. После его проведения ребенок дополняет цель и формулирует вывод.

ОПЫТ 1

Цель: доказать, в почве присутствуют…

Инструкция:

  • разрыхлите палочкой комочек почвы. Рассмотрите ее под лупой. Определите цвет почвы;
  • найдите полусгнившие остатки корешков и листьев растений, части тел насекомых, червей и других мелких животных;
  • запишите вывод по результатам своих наблюдений;
  • дополните цель наблюдения.

Вывод:

Учитель. Зачитайте вывод. (Обсуждение.)

ОПЫТ 2

Цель: доказать, что в почве присутствует...

Инструкция:

  • опустите в стакан комочек сухой почвы. Что вы наблюдаете?
  • сделайте вывод.
  • дополните цель наблюдения.

Вывод:

Учитель. Зачитайте вывод. (Обсуждение.)

ОПЫТ 3

Цель: доказать, что в почве содержатся...

Инструкция:

  • профильтруйте воду, в которой со вчерашнего дня находилась почва;
  • с помощью пипетки поместите несколько капель на чистое стекло;
  • подержите стекло над огнем горелки;
  • сделайте вывод;
  • дополните цель наблюдения.

Вывод:

Учитель. Зачитайте вывод. (Обсуждение.)

ОПЫТ 4

Цель: доказать, что в почве содержится...

Инструкция:

  • нагрейте на огне баночку с почвой;
  • подержите над почвой холодное стекло, понаблюдайте, что будет происходить;
  • сделайте вывод;
  • дополните цель наблюдения.

Вывод:

Учитель. Зачитайте вывод. (Обсуждение.)

ОПЫТ 5

Цель: доказать, что в почве содержится...

Инструкция:

  • Если мы будем продолжать нагревать почву, то вскоре увидим дым и почувствуем неприятный запах. Это сгорает часть почвы, которая состоит из перегнивших остатков растений и мелких животных.
  • Обратите внимание на цвет прокаленной почвы. Сравните цвет с обычной почвой.
  • Сделайте вывод.
  • Дополните цель наблюдения.

Вывод:

Учитель. Зачитайте вывод. (Обсуждение.).

ОПЫТ 6

Цель: доказать, что в почве присутствуют...

Инструкция:

  • насыпьте в стакан с водой немного прокаленной почвы;
  • размешайте ее стеклянной палочкой;
  • дайте воде отстояться;
  • что вы наблюдаете? запишите вывод;
  • дополните цель наблюдения.

Вывод:

Учитель. Зачитайте вывод. (Обсуждение.)

Учитель. Вот и закончила свою работу наша лаборатория. Мы провели несколько наблюдений, сделали выводы и ответили на главный вопрос нашего урока: «Какие вещества растения получают из почвы?» (Дети занимают свои места за партами.)

VII. Закрепление полученных на уроке знаний

А) Работа в тетради (письменный опрос).

Б) Взаимопроверка.

VIII. Итоги урока. Самооценивание

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Это интересно

Каких только цветов не бывает почва? В Древнем Китае был установлен довольно своеобразный памятник. На небольшой площадке было насыпано несколько кучек, которые состояли из почв разного цвета и происхождения. Все дело в том, что китайцы считали свою империю центром мира и при этом самой большой и лучшей. Насыпанные кучки почвы должны были символизировать величие.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Ответы на тест

  1. +
  2. + (корни растений разрушают горные породы)
  3. + (разная плотность)
  4. – (горлышко бутылки имеет меньшую площадь соприкосновения в воздухом)
  5. + (при нагревании горные породы разрушаются быстрее)
  6. – (это процесс испарения)
  7. – (составлена наоборот: первое звено в цепи – зеленое растение)
  8. – (в состав входят органические и неорганические элементы)
  9. – (добавить: плодородный)

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

УЧИТЕЛЮ. ВАЖНО!

ВСЕ ОПЫТЫ С ГОРЕЛКАМИ ПРОВОДИТ ТОЛЬКО УЧИТЕЛЬ, СОБЛЮДАЯ МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ!

ОПЫТ 1

Цель: доказать, в почве присутствуют... (остатки корешков и листьев растений, части тел насекомых, червей и других мелких животных, т.е. органические вещества).

Инструкция:

  • разрыхлите палочкой комочек почвы; рассмотрите ее под лупой; определите цвет;
  • найдите полусгнившие остатки корешков и листьев растений, части тел насекомых, червей и других мелких животных;
  • запишите вывод по результатам своих наблюдений;
  • дополните цель наблюдения.

Вывод: следует из цели.

ОПЫТ 2

Цель: доказать, что в почве присутствует... (воздух).

Инструкция:

  • опустите в стакан комочек сухой почвы. Что вы наблюдаете?
  • сделайте вывод
  • дополните цель наблюдения

Вывод: следует из цели.

ОПЫТ 3

Цель: доказать, что в почве содержатся... (минеральные соли)

Инструкция:

  • профильтруйте воду, в которой со вчерашнего дня находилась почва;
  • с помощью пипетки поместите несколько капель на чистое стекло;
  • подержите стекло над огнем горелки;
  • сделайте вывод;
  • дополните цель наблюдения.

Вывод: следует из цели

ОПЫТ 4

Цель: доказать, что в почве содержится... (вода)

Инструкция:

  • нагрейте на огне баночку с почвой;
  • подержите над почвой холодное стекло. Понаблюдайте, что будет происходить.
  • сделайте вывод;
  • дополните цель наблюдения.

Вывод: следует из цели

ОПЫТ 5

Цель: доказать, что в почве содержится ... (перегной).

Инструкция:

  • если мы будем продолжать нагревать почву, то вскоре увидим дым и почувствуем неприятный запах. Это сгорает часть почвы, которая состоит из перегнивших остатков растений и мелких животных;
  • обратите внимание на цвет прокаленной почвы. Сравните цвет с обычной почвой;
  • сделайте вывод;
  • дополните цель наблюдения.

Вывод: следует из цели

ОПЫТ 6

Цель: доказать, что в почве присутствуют... (нерастворимые вещества).

Инструкция:

  • насыпьте в стакан с водой немного прокаленной почвы;
  • размешайте ее стеклянной палочкой;
  • дайте воде отстояться;
  • что вы наблюдаете?
  • запишите вывод;
  • дополните цель наблюдения.

Вывод: следует из цели.