Урок математики в 1-м классе по теме "Прием сложения и вычитания вида ** + 2, ** – 2" (программа "Школа России")

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Ознакомить детей с приемом сложения, вычитания числа 2 по частям и научить осознанно его применять;
  • Закрепить умения прибавлять 1 к любому числу и вычитать 1 из любого числа в пределах 10;
  • Развивать логическое мышление учащихся;
  • Вызвать у детей интерес к изучению математики, воспитывать любовь к животным.

Оборудование:

  • Числовой ряд.
  • Иллюстрации: зебра, волк, бегемот, рысь, тигр, лев, слон и др.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация полученных знаний

1. Работа с числовым рядом: “Назовите числа через одно число, начиная с 0; начиная с 1.”

2. Работа с кроссвордом (ученики показывают ответы с помощью блок-сигнала)

а) Покажите число, которое при счете идет за числом 4. (дети показывают цифру 5). А теперь посмотрите на доску и соотнесите рисунок и цифру. (животное тигр.< Рисунок 1>)

б) Покажите число, которое при счете стоит впереди числа 2 (дети показывают цифру 1). А кто расположен под этим номером? (животное зебра. <Рисунок 2>)
в) Покажите число, которое находится между числами 2 и 4 (дети показывают цифру 3). Кто же занял цифру 3? (животное бегемот <Рисунок 3>)
г) Покажите число, которое больше 3 на 1? (дети показывают цифру 4). А скажите, кто расположен под этой цифрой? (животное зубр <Рисунок 4>)
д) Покажите число, которое меньше 3 на 1. (дети показывают цифру 2). Кто находится под этой цифрой? (животное волк<Рисунок 5>)

А теперь давайте прочитаем, какое слово получилось в выделенном столбце? (слово – звери).

– Где можно увидеть этих зверей?
– На этом уроке мы с вами отправимся в необыкновенное путешествие – в зоопарк.
– Ребята, кто из вас был в зоопарке? Каких животных там видели? Кто и как за ними ухаживает?

3.Я читаю стихотворение, а вы внимательно слушайте, считайте, чтобы потом правильно ответить на мой вопрос.

В зоопарке олени есть,
И верблюды ходят горбатые,
Крокодилы здесь,
И мартышки здесь,
И медведи большие, лохматые.
Сколько видов зверей перечислила я?
Ну-ка, скажите друзья? (5 видов зверей)

4. Задача на смекалку

Угадай, в какой клетке живет каждый зверь, если во второй клетке живет медведь, слева от него бегемот, а справа слон. (На доске прикреплены “клетки”, дети располагают рисунки животных в эти “клетки”, в последовательности: бегемот<Рисунок 3>, медведь<Рисунок 6>, слон<Рисунок 7>)

5. А теперь поместим каждого животного в клетку, номер которой узнаете, решив примеры под рисунками.

(На доске <Рисунки 8–13> животных, а под ними написаны примеры)

3 + 1 =
7 + 1 =
5 + 1 =
6 – 1 =
8 – 1=
4 – 1=

Физкультминутка

Закружись, ты карусель (дети кружатся),
Заиграй, шарманка (дети показывают игру на шарманке)
Я – медведь, а я – газель,
А я – обезьянка.
А за нами серый волк, носорог бодатый,
Толстокожий бегемот и верблюд горбатый (дети имитируют действия животных).

Объяснение нового материала

1) На подстилке 5 птенцов
    5 пушистых близнецов.
    И еще готовы 2
    Из скорлупок вылезать.
    Сколько станет птиц в гнезде?
    Помогите мне.

(На доске запись 5 + 2 =)

Представим, что птенцы вылупятся так: сначала появится один птенчик. Сколько их станет в гнезде? (дети отвечают – 6)
Как это записать? (5+1)
Затем к этим 6 птенцам прибавится еще 1. Сколько птенчиков стало в гнезде? (на доске запись 5+1+1=7)
Сколько всего мы прибавили к числу 5? (2)
Как прибавить 2 к любому числу? (Сначала прибавить 1, а потом еще 1).

2) На ветке сидело 6 птичек. 2 улетело. Как узнать, сколько птичек осталось? (6-2=)

Представьте, что птицы улетают так:
Сначала улетела 1. Сколько осталось птиц? (5)
Как получили ответ? (6-1=5)
А теперь улетела еще одна птичка. Сколько осталось птиц? (4)
Как получили 4? (5-1=4)

(На доске запись 6-1-1=4) Как из 6 вычли 2? (сначала вычли 1, а потом еще 1)

Закрепление нового материала

1) Работа с учебником (стр. 76)
Найдите №1. рассмотрите рисунки и записи под ними. Объясните, как из 8 вычесть 2; из 9 вычесть 2; к 4 прибавить 2.
Взгляните на числовой ряд (№2). Как к 3 прибавить 2? Из 10 вычесть 2?

2) Работа в тетради

а) Арифметический диктант (в тетради написан числовой ряд. Детям необходимо вычислить и раскрасить нужный квадрат с цифрой).

  • Возьмите красный карандаш и раскрасьте правильный ответ примера 4-1=
  • Возьмите синий карандаш и раскрасьте правильный ответ примера 7+1=
  • Возьмите зеленый карандаш и раскрасьте правильный ответ примера 4+2=
  • Возьмите желтый карандаш и раскрасьте правильный ответ примера 6 – 2 =

3. Итог урока. Рефлексия

– Вот и закончилось наше путешествие. Оно вам понравилось? Что нового вы узнали на уроке? (Узнали о животных.)
– А чему научились? (Научились прибавлять и вычитать число 2)