Изобразительная деятельность дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


В дошкольном детстве большое место занимает изобразительная деятельность, имеющая неоценимое значение для всестороннего развития детей. Являясь для них самой интересной, она позволяет передать то, что дети видят в окружающей жизни, то, что их взволновало, вызвало положительное отношение.

Несмотря на техническую слабость, рисование детей и живопись в большинстве случаев - искусство, и очень живое, увлекательное, непосредственное искусство с реалистическим отношением к действительности. Дети часто предполагают, что нарисованные люди, предметы могут иметь те же свойства, что и настоящие. Переставая путать свойства реальных предметов со свойствами изображений, дети не сразу приходят к пониманию их именно как изображений. Кроме того, в детском изобразительном искусстве характерно непосредственное и тоже реалистическое отношение к материалу, к линии, к пятну и, конечно, прежде всего к изобразительной поверхности, к листу бумаги.

В дошкольном детстве ребенку приходится разрешать все более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями. В рисовании при выполнении заданий он не просто использует заученные действия, но постоянно видоизменяет их, получая новые результаты, должно быть изучение детского рисунка, изучение его эволюции.

Изучение изобразительной деятельности детей имеет большую историю, существует множество различных теории, начиная с рассмотрения рисунка как средства педагогического воздействия и кончая признанием за ним серьезного диагностического и прогностического значения.

В творчестве ребенка отражается его внутренний мир: настроение, переживания, фантазии, влечения, которые он не всегда сам осознает и не всегда высказывает. Для ребенка рисунок является формой выражения мыслей, представлений об окружающей действительности, эмоциональных переживаний.

Посредством рисунка устанавливается контакт при наличии замкнутости, негативистических тенденций у больных детей, которые либо сами мало говорят, либо не хотят обсуждать свои переживания.

Художественное творчество детей представляет интерес не только для педагогов, искусствоведов, но и для психологов, педиатров, психоневрологов, дефектологов. Анализ творчества ребенка может многое дать для понимания его внутренних переживаний и служить диагностическим целям.

Для руководства изодеятельностью детей основой является данные педагогики, психологии, эстетики и искусствоведения, т.к. известно, что процесс изображения предметов и явлений окружающего мира сложен по своей природе и связан с развитием личности ребенка, с формированием его чувств и сознания. В круг вопросов по детскому рисунку входит определение таких методов воспитания и обучения, которые наилучшим образом влияли бы на развитие детей. Для этого нужно хорошо знать своеобразие и закономерности развития психики ребенка.

Знание процессов восприятия, мышления, воображения у детей от 2 до 7 лет дает основание правильно строить -работу с детьми, т.е. определить содержание, метода и приемы их воспитания и обучения. Знания психологии ребенка помогают лучше понять его склонности, желания, выявить способности; знание анатомии, физиологии и гигиены позволяет строить обучение детей соответственно их возрастным особенностям. Необходимо знание высшей нервной деятельности детей, которая определяет все психические процессы в том числе и способность к творчеству. Нужно знать, что для ребенка дошкольного возраста характерно недостаточное развитие анализаторов, слабая координация руки и глаза, быстрая утомляемость. Основной недостаток детского мышления заключается в хаотичности, отрывочности знаний, в неумении детей объединять отдельные частные результаты мыслительных действий в целостный продукт.

В своих работах дети отражают впечатления от окружающей жизни -жизни природы, людей, вещей, явлений и т.д.

Потребность в красоте у ребенка отмечается с первых дней его жизни. Повзрослев, он пытается на бумаге карандашом создавать только ему понятную красоту. В старшем дошкольном возрасте он уже избирателен в выборе красивого, имеет на этот счет собственные суждения и сам, исходя из своих возможностей, "творит" красивое, чтобы удивить, восхитить, поразить нас, взрослых, умением видеть окружающий мир. Откуда у ребенка такое, видение окружающего мира? Опытом могут быть слова народного поэта Литвы Э.Межелайтиса: “Подлинную красоту воспринимает только чистая, прекрасная душа, Душа ребенка. Прекрасное не терпит лжи. Если душа осквернена ложью, глаза не видят прекрасного. Ложь уничтожает красоту, а красота — ложь”. Ребенка надо учить видеть прекрасное. Без воспитания эстетически грамотных людей, воспитания с детских лет к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал, желания самому участвовать в создании прекрасного, невозможно становление цельной, гармонически развитой и творчески активной личности.

Известный советский психолог Б.М. Теплов отмечает особый характер восприятий, связанных с последующим изображением: "В изобразительном искусстве задача изображения необходимо требует острого восприятия, подлинного чувства вещей... Решая задачу изобразить виденное, ребенок неизбежно приучается по-новому, гораздо острее и точнее видеть вещи". Поэтому художественное воспитание всегда связано с воспитанием способности наблюдать.

Для творчества детей огромное значение имеет познавательная сторона восприятия. Часто ребенок обращает внимание на яркое, необычное, не выделяя существенные детали. В рисунке нарушается реальность объекта. Задача педагога - научить ребенка видеть, т.е. воспринимать предмет в совокупности всех его основных качеств. Основу в решении этой задачи составляет воспитание сенсорной культуры.

Для изобразительной деятельности в первую очередь важно развитие зрения и осязания. При помощи зрения мы воспринимаем многие качества предмета: форму, размеры, цвет, положение в пространстве. И.М.Сеченов считал, что результаты зрительного анализа тоньше и богаче осязательного, поэтому человек больше доверяет зрению. Такое мнение справедливо, но в то же время при отсутствии достаточного опыта, особенно при восприятии нового объекта, для образования правильного представления недостаточно одного показания глаза.

Если взрослый человек на основании прежнего опыта может более или менее правильно понять кажущиеся нам изменения во внешнем виде предмета, то ребенок не может проверить образы восприятия, сопоставляя их с полученными ранее.

Включение нескольких анализаторов помогает уточнению представлений. Чаще всего на помощь зрению привлекается осязание.

Обращение к детским рисункам приводит к выводу, что их изображения не могут быть понятны и оценены только от восприятия объекта. Прежде всего, они должны быть связаны с опытом, который они отражают, а с другой стороны - с изобразительными средствами, которые использовались для их создания. Изображение предлагает структурный эквивалент опыта, который вызвал его, но частная конкретная форма, в которой этот эквивалент выступает, не может быть извлечена только из объекта.

Процессы рисования являются видами моторного поведения человека, и можно предположить, что они развились из двух наиболее древних и наиболее общих видов поведения: описательного и физиологического движения.

Природа художественного изображения наиболее ясно и просто иллюстрируется рисунками маленьких детей. Интересен детальный анализ процесса развития и совершенствование детской творческой деятельности. Существует поразительное сходство между рисунками детей и творчеством взрослых, находящихся на различной стадии художественного мышления, в соответствии с которым считается более научно обсуждать различие, чем сходство. Между художественной работой ребенка и взрослого существуют значительные различия, но, нельзя понять различия до тех пор, пока не будут определены общие основания этих двух явлений.

ф Все чаще он решает художественные задачи, которые вырабатывают точность движения руки, координацию ее действий с зрением, слухом и другими органами чувств. Появляется чувствительность к форме, размеру, цвету и т.д. Все это становится условием развития способностей. Важно, что все виды изображений есть самый первый, самый доступный и привлекательный для маленьких детей вид творческого труда.

Способности к изобразительной деятельности могут быть развиты у каждого. Но у человека, имеющего хорошие задатки к этой деятельности, способности развиваются до такой степени, что он сможет творчески работать в области искусства, тогда как люди с менее благоприятными задатками смогут развивать способность только до уровня грамотного, графически правильного изображения предметов. В развитии способностей в любой области большая роль принадлежит высшей нервной деятельности. И.П.Павлов писал о двух типах высшей нервной деятельности у человека, определяющих развитие его способностей, - художественном и мыслительном /умственном/.

У первого типа - художественного - представления образны, ярки, выразительны, эмоциональны.

У второго - умственного - представления абстрактны, облечены в словесные формы. Большинство людей относится к смешанному типу. Изобразительные способности при соответствующих условиях могут достичь более высокого уровня развития у детей, которые принадлежат к художественному типу высшей нервной деятельности.

Изобразительная деятельность оказывает специфическое влияние на развитие современных детей. Ребенок в рисовании переходит от диффузных /неопределенных/ графических образов, выступающих на знании сходных групп предметов, к собственно изображению конкретного реального предмета. Развитие изобразительной деятельности в таком направлении требует от ребенка прежде всего развития мышления и восприятия, умения не только смотреть, но видеть, что позволяет передавать предметный мир по принятым изобретательным канонам.

В особенностях детского рисунка многие вопросы получили достаточное обоснование, но многие проблемы еще ждут своего решения.